Большой открытой экономики.
В соответствии с неокейнсианскими представлениями предполагается, что в модели IS-LM для открытой экономики рассматриваются те же гипотезы:
1. краткосрочный период времени;
2. жесткие или фиксированные цены на товары и услуги как в национальной экономике, так и в остальном мире: Р = Р = const, Pf = Pf = const;
3. рынок денег остается конкурентным, а ставки процента гибкими;
4. факторы производства используются не полностью, а занятость может отклоняться от естественного уровня.
При этом для модели IS-LM, как и для модели малой экономики, сохраняются гипотезы относительно открытой экономики, а именно:
1. абсолютная мобильность капитала и установление единой мировой ставки процента в результате перемещения капитала между странами;
2. при этом валютные курсы в краткосрочном периоде могут быть как фиксированными, так и плавающими, что определяется политикой Центрального банка в соответствии с условиями международных валютных соглашений, которые заключены между национальной экономикой и остальным миром.
Кроме того, большая открытая экономика отличается от малой открытой экономики тем, что имеет больший вес в мировой экономике и способна оказать значительное влияние на мировой финансовый рынок.
Чтобы отразить особое влияние большой открытой экономики на мировое хозяйство предполагается, что:
1. большая открытая экономика занимает значительную долю в мировом продукте;
2. макроэкономическая политика, проводимая в большой открытой экономике, непосредственно влияет на экономику остального мира и состояние мирового финансового рынка; другими словами, большая открытая экономика оказывает воздействие на уровень мировой процентной ставки.
Равновесие товарного рынка - представлено уравнением IS, которое показывает все возможные сочетания мировой ставки процента rf и валового национального дохода, при которых расходы макроэкономических субъектов Е равны планируемому выпуску Y: Пусть в большой открытой экономике установилось равновесие, то есть установилась такая мировая процентная ставка, при которой спрос на деньги равен реальной денежной массе, рынок товаров находится в равновесии, сальдо платежного баланса уравновешено, а валютный курс стабилен.
Фискальная экспансия выражается в том, что правительство увеличивает государственные закупки и трансферты или снижает налоги в целях стимулирования внутреннего спроса и выпуска товаров и услуг.
Рост спроса в результате стимулирующей бюджетно-налоговой политики отражается сдвигом линии IS вправо-вверх в положение IS', что приводит к росту внутренней процентной ставки выше мировой равновесной до уровня r'f и увеличению дохода до величины Y1.
Рост процентной ставки вызывает приток капитала в национальную экономику и формированию положительного сальдо счета движения капитала и платежного баланса. При наличии профицита платежного баланса курс национальной валюты испытывает давление в сторону повышения, что Центральный банк не может допустить в условиях фиксированных валютных курсов. В таком случае Центральный банк скупает иностранную валюту в обмен на национальную, что приводит к увеличению реальной денежной массы в обращении. Денежная масса растет до тех пор, пока процентная ставка не вернется к первоначальному равновесному уров-
ню. Действия Центрального банка отражаются сдвигом линии LM вправо-вниз в положение LM', что приводит к снижению ставки процента до равновесного уровня и дальнейшему росту национального дохода до уровня Y2
Таким образом, при фиксированных валютных курсах в условиях абсолютной мобильности капитала бюджетно-налоговая стимулирующая политика оказывается эффективной. Условиями ее эффективности является приток иностранного капитала наряду со стимулированием валовых внутренних инвестиций. Рост процентной ставки в результате роста спроса на деньги, спровоцированного увеличением внутреннего спроса, приводит к притоку иностранного капитала. Увеличение национальной денежной массы для поддержания фиксированного валютного курса одновременно приводит к снижению процентной ставки, что позволяет удовлетворить спрос на деньги, избежать эффекта вытеснения и сохранить прежний уровень валовых внутренних частных инвестиций. В данном случае стимулирующая бюджетно-налоговая политика Правительства поддерживается монетарной экспансией со стороны Центрального банка, что приводит к дополнительному росту национального дохода.