Условия равновесия большой открытой экономики

Если экономика имеет открытый характер, правительству страны при разработке и осуществлении макроэкономической политики приходится решать две основные задачи. Одна из них связана с достижением внутреннего равновесия, под которым понимается стремление к полной занятости и стабильности цен. Другая задача предполагает достижение внешнего равновесия, что требует исключения чрезмерной несбалансированности в меж дународных платежах. Эти задачи тесно связаны между собой. Как мы уже знаем, изменение цен оказывает влияние на пове дение валютного курса, а через него экономики стран оказыва ются взаимозависимыми. Нарушение внешнего равновесия про исходит по многим причинам, включающим экономическую конъюнктуру в мире, особенности экономики страны и ее эко номические отношения с другими странами. Приближение к внешнему равновесию означает, что счета платежного баланса показывают не слишком большой дефицит или не слишком боль шое положительное сальдо.

27. Инвестиции, инвестиционный процесс, “инвестиционный голод”

А.С.Булатов: Инвестиции – это:все виды активов, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода; расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, изменения оборотного капитала.

Инвестирование (инвестиционный процесс) - этодлительный процесс, включающий этапы:

- аккумулирования инвестиционных ресурсов;

- собственно инвестирования;

- превращения вложенных средств в прирост капитальной стоимости;

- образования прибыли.

2 стороны отношений по аккумулированию инвестиционных ресурсов:

1. общество (государство), фирмы и индивиды, предоставляющие инвестиционные ресурсы,

2. фирмы, принимающие инвестиционные ресурсы для реализации инвестиционного проекта.

“инвестиционный голод” – ненасыщаемый, растущий спрос на капитальные вложения со стороны соц. предприятия.

Причина - отсутствие опасности убытков или краха предприятия.

Патернализм со стороны соц. Государства - мягкое бюджетное ограничение, условия которого:

¾ безвозмездная государственная поддержка;

¾ мягкая кредитная система;

¾ внешние финансовые вложения на мягких условиях.

Вопрос 28.

Теория индуцированных инвестиций

Увеличение спроса на рынке благ приведет к росту производства благ, но при фиксированном капитале этот рост может быть достигнут лишь увеличением использования труда, а значит и ростом заработной платы. Увеличившемуся объему труда и повышенной зарплате будет соответствовать больший оптимальный объем капитала. Разницу же между текущим капиталом и оптимальным значением нужно будет покрыть инвестициями. И эти инвестиции, поскольку они порождаются ростом спроса, называются индуцированными.

Чтобы описать зависимость индуцированных инвестиций от объема производства вводят коэффициент капиталоемкости прироста производства :

h = DK : Dy

Который также именуют акселератором. (Как правило, акселератор – статистически измеренная величина, а не выведенная с использованием производственной функции.) При известном значении акселератора величину индуцированных инвестиций можно рассчитать по формуле :

Iin = h ( y – y0 )

При равномерном росте национального дохода (который можно считать равным спросу) и неизменном значении акселератора индуцированные инвестиции постоянны. При переменном росте дохода они испытывают колебания в раз более сильные, чем колебания дохода.

Нужно помнить, что на самом деле часть статистически обнаруженных индуцированных инвестиций во время экономического роста порождается не самим фактом роста, а оптимистичностью ожиданий производителей, которые увеличивают капитал фирм в расчете на будущий экономический рост.

Модель акселератора (индуцированные инвестиции), предложенная американским экономистом Дж. Кларком в 1917 г., предполагает установление определенной зависимости между динамикой инвестиционных расходов и изменениями в валовом выпуске, хотя изменение инвестиций более заметно, чем изменение объема выпуска. Такая зависимость не объясняется микро- или макроэкономическими закономерностями, а постулируется.

В самом общем виде модель акселератора постулирует существование устойчивой связи между величиной капитала и объемом выпуска, т. е. подразумевается, что доля капитала в валовом выпуске есть величина постоянная:

Условия равновесия большой открытой экономики - student2.ru

,

где h – акселератор; Q – объем выпуска.

Если в экономике наблюдается рост объема выпуска, вызванный ростом совокупного спроса, то необходимо обеспечить прирост предложения благ, для чего требуется увеличить объем применяемого капитала.

В свою очередь, чтобы определить прирост объема капитала, необходимо величину прироста объема выпуска умножить на постоянную долю капитала в нем, которую в данном случае называют приростной капиталоемкостью продукции, или акселератором.

Таким образом,акселератор – показатель, отражающий, сколько единиц дополнительного капитала требуется для производства дополнительной единицы объема выпуска.

Акселератор - связь между приростом спроса и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары.

Инвестиционный акселератор -коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода:

I=h * DY

I- производные (стимулированные) инвестиции

h- коэффициент акселерации

DY- изменение национального дохода

29. Теории простого и модифицированных акселераторов

идея простого акселератора Лунда Р., Афтальена А. (1909 г.):

- основной капитал – технически оптимальное отношение между вложенными капитальными благами Ku и результатом производства Yu:

Ku/ Yu = U

где U - оптимальный коэффициент капиталоемкости на макроуровне

Kt = ν ∆Yt

где ν – акселератор инвестиций

Кларк Д., Кузнец С., Тинберген Д., Мит В.принцип простого акселератора (без запаздывания) не объясняет инвестиционные процессы - простой акселератор - исходный пункт исследований инвестиционной активности. Теории модификации простого акселератора показывают, нет моментальной адаптации капитала к изменениям спроса, нужно динамизировать функцию индуцированных инвестиций.

30. Гипотеза адаптации капитала Гудвина Р.

фокусируется на желательном объеме Kt. I на конкретный год учитывают желательную величину K, фактический его объем и скорость ликвидации разрыва между ними. Если бы не было затрат на корректировку, то I=K - изменениям желательной величины капитала. Но наращивание K требует затрат, поэтому фирмы планируют наращивать K постепенно, на протяжении длительного времени

индуцированные инвестиции. Чтобы увеличить производство с Yt-1 до Yt, необходимы индуцированные инвестиции:

It = ν (Yt-Yt-1) = ν∆Y

Процесс регулирования объема капитала

It = Kt- Kt-1= w( K*- Kt-1), при

0<w<1,

где К* - желательный объем капитала,

Кt - величина капитала в текущем периоде,

Кt-1 - величина капитала в предшествующем периоде,

w - процент, на который необходимо сократить разрыв между желательной и фактической величиной капитала в текущем году.

Графически. процесс корректировки объема капитала – по осям – ОХ -время, например, 8 лет, ОУ – объем капитала, начальный K1, а K2… - (K*) при допущение, что фирмы планируют сокращать разрыв между желательной и фактической величиной капитала на 50% ежегодно.

Согласно теории простого акселератора. Если К* = ν Yt :

It= Kt -Kt-1= w (K*t -Kt-1) = w (νYt - Kt-1)

или

It = Kt - Kt-1 = Kt - Kt-1 + wKt-1 = Kt - (1- w) Kt-1 = w νYt

31. Принцип загрузки мощностей Х. Шонери

Каждая фирма стремится к оптимальной загрузке мощностей, которая ниже полной загрузки. Свободные мощности необходимы для нормального функционирования при колебаниях спроса, а также вследствие задержек в поставках новых капитальных товаров.

Модификация теории индуцированных инвестиций Шонери. оптимальный уровень загрузки производственных мощностей - k (0<k<1), величина индуцированных инвестиций:

It = Kt - Kt-1 = w (K*t -Kt-1) = w” (K*t - kKt-1), 0<w”<1.

принципзагрузкимощностейнамакроуровне

It = Kt -Kt-1 = w” (K*t - kKt-1) = w” (ν Yt - kKt-1)

или

It = Kt - (1 - w”k)Kt-1 = w” ν Yt

Модели акселераторов с запаздыванием

Учитывают инвестиционный лаг - срок пребывания капитальных вложений в незавершенном строительстве. Лаговые модели описывают ввод в действие пассивной части основного капитала (зданий, сооружений) на базе заданной динамики капитальных вложений.

Различают:

акселератор с запаздыванием, когда изменения ВВП в некотором промежутке времени вызывают изменения инвестиций к окончанию этого промежутка времени.

акселератор с запаздыванием, когда изменения ВВП приводят к изменениям инвестиций лишь через некоторый промежуток времени после этих изменений.

32. Гипотеза прибыли В.Крелле

В.Крелле (1977) опирался на теорию К.Маркса, который в “Капитале” устанавливает пропорциональную зависимость между накоплением и прибылью.

¾ Если соотношение капитала и дохода в прибавочной стоимости дано, то известны:

¾ Доля накапливаемой прибавочной стоимости, которая направляется на приобретение переменного и постоянного капитала;

¾ доля прибавочной стоимости, которая используется на потребление;

¾ “величина накопленного капитала, зависящая от прибавочной стоимости”, независимо от соотношения между потребляемой и накопляемой частями прибавочной стоимости, обе части тем больше, чем больше общая сумма прибавочной стоимости.

Крелле:принцип акселератора - “очень специализированная версия распространенного взгляда, согласно которому, объем инвестиций определяется ожиданиями фирмы в получении прибыли определенного уровня, так как колебания в этих ожиданиях вызывают колебания в размерах инвестиционных расходов”.

¾ Модель Крелле построена на теории рациональных ожиданий:

¾ Р.И.Лукас,

¾ Т.Дж.Сарджент

¾ Н.Уоллес,

Экономические агенты формируют свои ожидания на основе имеющейся в их распоряжении хозяйственной информации.

¾ Если ожидания будущей прибыли образуются путем экстраполяции полученных ее объемов (Gt), то гипотеза прибыли :

¾ Gt =

¾ где фактор, взвешивающий влияние полученных в прошлых периодах прибылей. Следовательно:

¾ It = g Gt-i

¾ где g - коэффициент корреляции между размерами прошлых прибылей и величиной текущих инвестиций.

33. Теории автономных инвестиций

1. зависимость объема инве-стиций от процентной ставки

- кейнсианская модель (Дж.М.Кейнс - 1936 г.)

- неоклассический подход (Д.Йоргенсон - 1963 г.)

2. гипотеза прибыли (В.Крелле - 1977 г.)

Теории автономных инвестиций - теоретическая основа исследования инвестиционных процессов

1. по Дж.Кейнсу инвесторы вкладывают в инвестиционный проект, если доход превышает процент по гособлигациям.

2. неоклассическая теория автономных инвестиций - инвестиционная активность фирм обратно пропорциональна ставке процента (ставке рефинансирования).

3. объем инвестиций напрямую зависит от величины прошлых и ожидаемых прибылей – в соответствии с гипотезой прибыли.

Вывод:

Факторы инвестиционной активности :

¾ наличие (или отсутствие) прибыли как основного источника накопления (G);

¾ размер ставки банковского процента (i);

¾ привлекательность операций с ГЦБ (R*);

¾ наличие (или дефицит) в экономике ликвидных ресурсов (L).

It = f(G, i, R*, L)

34. Основные принципыи правила ВТО:

Предоставление странами-участницами режима наибольшего благоприятствования (РНБ) во взаимной торговле на не дискриминационной основе

Осуществление торгово-политического регулирования торговли преимущественно с помощью таможенных тарифов. Таможенный тариф, а не количественные ограничения, признается основным инструментом внешнеторговой политики, защиты национальных рынков и промышленности.

Взаимное предоставление национального режима товарам иностранного происхождения.

Обязательства стран-участниц ВТО в отказе от использования количественных ограничений (лицензии, квоты) в торговле за исключением отдельных оговоренных случаев, например в целях обеспечения равновесия платежного баланса.

Гласность торговой политики, включая открытую публикацию и предоставление в ГАТТ законов и правил, регулирующих внешнеторговую деятельность.

Право государств-участников создавать таможенные союзы и зоны свободной торговли.

35. Присоединение России к ВТО

В 2011 году был завершен переговорный процесс по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), инициированный в 1993 году. В ходе формального заседания Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО 10 ноября 2011 года одобрен финальный пакет документов, необходимых для присоединения Российской Федерации к данной международной организации. Присоединение Российской Федерации к ВТО было оформлено посредством подписания Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО 16 декабря 2011 года в ходе 8-й Министерской Конференции ВТО в Женеве.

Проведена работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. Поэтому имплементация зафиксированных в Докладе Рабочей группы обязательств не потребует внесения значительных изменений в российское законодательство или нормативную базу Таможенного союза. Исключением могут стать отдельные акты о предоставлении запрещенных с точки зрения ВТО субсидий промышленности и сельскому хозяйству (однако такие нормативные акты в любом случае будут подлежать изменению в связи с имплементацией соответствующих соглашений ЕЭП) или нормативные акты в сфере ветеринарного, санитарного и фитосанитарного регулирования.

В соответствии с практикой, существующей в этой организации, присоединение России к ВТО будет оформлено подписанным и ратифицированным Россией Протоколом о присоединении к ВТО (далее – Протокол), который станет международным договором для Российской Федерации. В соответствии с Протоколом Россия должна будет принять на себя обязательство по присоединению к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО (далее - Соглашение о ВТО), включая все приложенные к нему Многосторонние торговые соглашения.

Проводится работа по подготовке и внесению поправок в законодательство Российской Федерации и Таможенного союза, необходимых для полной имплементации обязательств, принятых нами при присоединении России к ВТО.

Параллельно ведутся консультации с деловым сообществом относительно условий и преимуществ членства России в ВТО. В среднем проводится порядка 15 мероприятий в месяц. Мероприятия проводятся как в Москве, так и в регионах России.

36. Эффекты членства в ВТО на аграрную сферу России

Всемирный банк пророчил России выгоду в размере 49 млрд долл. в течение 3 лет после вступления России в ВТО и 162 млрд долл. в течение 10 лет. Однако далеко не все отрасли российской экономики окажутся в выигрыше. Так, в течение 3 лет на 3% сократится сельскохозяйственное производство. В дальнейшем, правда, прогнозируется его рост на 9%. Однако он, по мнению экспертов, возможен только в том случае, если страна грамотно воспользуется своим членством в организации. На Украине, которая стала членом ВТО в 2008 году, экспорт сельхозпродукции подскочил до 12 млрд долл.в год, доля сельскохозяйственных товаров в общем экспорте увеличилась с 12 до 23%, а из-за резкого выросшего импорта пострадали производители свинины и птицы. Но Россия может учесть этот опыт и защитить своего производителя. Кроме того, изначально мы входим в ВТО на лучших условиях, чем Украина. Например, до 2020 г. сохраняется режим поддержки агропромышленного комплекса (АПК) в виде желтой корзины. Этот механизм сохраняет все существующие сегодня меры господдержки и позволяет поднять ее размер с нынешних 4,5 млрд долл. до 9 млрд долл. но только до 2017 г. после этого срока он должен быть снова снижен до 4,5 млрд долл. [6] Участие России в ВТО поможет продвижению нашей сельхозпродукции на внешние рынки.

Однако сельхозтоваропроизводители и эксперты пищевой промышленности предстоящим вступлением в ВТО скорее встревожены. Так, Юрий Ковалев, гендиректор Национального союза свиноводов, прогнозирует резкое увеличение импорта живых свиней (таможенные пошлины на них снизятся с 40 до 5%).

Негативно оценивают присоединение к ВТО и производители сельхозтехники. По их данным, продажи, например, комбайнов уже упали в 20 раз по сравнению с прошлым годом.

У всех членов ВТО разные условия (например, разрешенное госфинансирование сельского хозяйства у нас – 4,5 млрд долл., а в Швейцарии, которая в сотни раз меньше по площадям, - 5,8 млрд), и если в Европе аграрии выигрывают от расширения ВТО, то мы, видимо, пойдем по пути Армении, Грузии, стран Прибалтики. Там в результате вступления в ВТО заброшены сотни тысяч гектаров плодороднейших почв.

Потери экономики за счет вытеснения импортом отечественных производителей к 2020 г.составят 4 трлн руб., на 2,2 млн сократится число рабочих мест. [3] К 2020 г. 1,6 млн работников из сельского хозяйства и пищевой промышленности будут вынуждены поменять специальность. За это же время объемы производства данных отраслей сократятся на 40%.

Выстоят крупные предприятия, ориентированные на экспорт, - им будет даже выгодно вывозить зерно на внешние рынки с учетом сниженных пошлин. В результате сложится абсурдная ситуация: одни фирмы будут вывозить сельхозсырье за рубеж, а другие – завозить в Россию импортное. Для импортеров и экспортеров это выгодно, а для российских потребителей – нет

В России сейчас импорт сельхозпродукции достигает в целом 40% и 70-80% - в крупных городах и промышленных центрах, что далеко за пределами продовольственной (порог составляет 17%) и национальной безопасности страны.

Если в среднем по странам-членам ЕС уровень тарифной защиты по аграрной продукции составляет 62%, то в России будет лишь 11,5%, или в 5,4 раза меньше. Снижение уровня тарифной защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей уменьшает доходы бюджета от таможенных пошлин, повышает риски в развитии сельского хозяйства, снижает его инвестиционную привлекательность.

Приведение внутренних цен на энергоносители к уровню мировых цен спровоцирует рост цен на электроэнергию, ГСМ и удобрения до 35-40%. В связи с отменой экспортных субсидий будут ограничены и экспортные возможности вывоза сельхозсырья и продуктов его переработки из России. Увеличение налоговой нагрузки также не ведет к росту инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, так как по многим сельхозпродуктам будет установлен НДС на уровне 18%, в то время как для отдельных товаров этот налог составлял 10%

37. Анализируя вступление России в ВТО, необходимо отметить, что в рамках ВТО все меры государственной поддержки условно разложены по трем разноцветным корзинам: «зеленой», «желтой» и «голубой».

Мероприятия «зеленой» корзины ВТО — это мероприятия государственной поддержки сельского хозяйства, которые не служат причиной неэффективного распределения ресурсов в аграрной сфере. Эти мероприятия не направлены на поддержку цен производителей.

Государственные затраты в пределах «зеленой» корзины могут осуществляться в следующих направлениях:

• научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание;

• ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль безопасности продуктов питания;

• содействие сбыту сельхозпродукции, включая сбор, обработку и распространение рыночной информации;

• совершенствование инфраструктуры (строительство путей, электросетей, мелиоративных сооружений), за исключением операционных затрат на ее содержание;

• поддержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;

• обеспечение гарантированного дохода сельхозпроизводителям, совершенствование землепользования;

• поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства (например, выплаты на основе статуса землевладельца или производителя);

• содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства (например, выплаты о программам перевода производства из агарного сектора в неаграрный);

• охрана окружающей среды;

•программы регионального развития (например, выплаты по программам региональной помощи в депрессивных регионах).

Мероприятия «голубой» корзины направлены на ограничение перепроизводства (что актуально для развитых стран), и в отношении них также нет ограничений финансирования из бюджета.

Мероприятия «желтой» корзины ВТО:

• дотации на продукцию животноводства и растениеводства;

• дотации на племенное животноводство;

• дотации на элитное семеноводство;

• дотации на комбикорма;

• компенсация части затрат на минеральные удобрения и средств защиты растений;

• компенсации части затрат на энергоресурсы;

• ценовая поддержка: компенсация разницы между закупочной и рыночной ценой на сельхозпродукцию;

• предоставление производителю товаров и услуг по ценам, ниже рыночных;

• закупка у производителя товаров и услуг по ценам, превышающим рыночные;

• льготное кредитование сельхозпроизводителей за счет бюджета, списание долгов;

• льготы на транспортировку сельхозпродукции;

• затраты лизингового фонда и т.п.

В отношении мероприятий «желтой» корзины государство должно взять на себя обязательство по сокращению бюджетного финансирования.

38. Эффект Балассы-Самуэльсона

Если производительность труда в торговом секторе растет быстрее и зарплата растет быстрее, то есть возможность роста валютного курса, т.е. укрепления рубля с ростом производительности труда

Типы валютных кризисов:

1.Кризис платежного баланса, 1998г.

2. Кризис задолженности

А)внешней

Б)внутренней

3.Монетизация бюджетного дефицита – денежная эмиссия (Аргентина 1997-98гг.)

Согласно модели Хелперн-Грофе – приток капитала ведет к росту резервов ЦБ и ускорению инфляции, если денежная масса не стерилизуется, т.е. профицит реализуется в госрасходах. Стабилизационные фонды и выплата внешнего долга разрывает спираль инфляция – заработная плата

39. Реиндустриализация и вынужденная стратегия импортозамещения

Реиндустриализация (зачастую употребляют термин «новая индустриализация») имеет первостепенное значение для Российской Федерации. Несмотря на двадцатипятилетнюю деградацию российской промышленности в России сохранился серьезный потенциал: технический, научно-технологический, кадровый. Поэтому мы говорим о реиндустриализации как о воссоздании промышленности России, о возрождении промышленного облика национальной экономики страны.

Экономика РФ, наверное, как никакая другая в настоящее время находится под наиболее сильным определяющим воздействием геополитического фона. В условиях торгово-экономических и финансовых санкций на первое место в повестке дня встает вопрос необходимости обеспечения потребностей внутреннего рынка, товарного насыщения внутреннего рынка и, соответственно, удовлетворение потребностей населения страны.

Для решения этих задач необходима реиндустриализация и, разумеется, импортозамещение – один из основных организационных инструментов, которое важно распространить на всю сферу промышленного производства.

Одной из основных проблем на пути импортозамещения и реиндустриализации в целом является крайне высокий уровень износа основных производственных фондов, технологической базы. Износ производственных фондов промышленности достиг 70% Существенным препятствием к этому являются антироссийские санкции.

Но и в этой ситуации возможны решения. Как мы знаем, одним из лидеров мирового станкостроения является Италия. Италия намерена продолжать развитие торгово-экономических связей и премьер-министр Италии Маттео Ренци заявил, что Италия со своей стороны не будет поддерживать пролонгацию санкций.

Никаких финансовых затруднений в РФ в настоящее время тоже нет. Есть два стратегических фонда: это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Совокупная капитализация данных фондов оценивается приблизительно в сумму более 8,9 трлн руб. На заседании Государственного совета начале 2015 года было озвучено, что для реализации стратегии импортозамещения потребуется на начальном этапе порядка двух триллионов рублей.

Несмотря на то что импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве вошло в основу указов президента страны, в антикризисном плане это отражения не нашло. На импортозамещение отдельной строкой было предусмотрено всего лишь 4 млрд руб. в первоначальной версии. Поэтому приходится констатировать, что финансовая поддержка, заложенная в антикризисный план, не способна решить проблемы ни в сельском хозяйстве, ни тем более в промышленности.

40. Финансовая поддержка реиндустриализации и импортозамещения

Реиндустриализация (зачастую употребляют термин «новая индустриализация») имеет первостепенное значение для Российской Федерации. Несмотря на двадцатипятилетнюю деградацию российской промышленности в России сохранился серьезный потенциал: технический, научно-технологический, кадровый. Поэтому мы говорим о реиндустриализации как о воссоздании промышленности России, о возрождении промышленного облика национальной экономики страны.

Экономика РФ, наверное, как никакая другая в настоящее время находится под наиболее сильным определяющим воздействием геополитического фона. В условиях торгово-экономических и финансовых санкций на первое место в повестке дня встает вопрос необходимости обеспечения потребностей внутреннего рынка, товарного насыщения внутреннего рынка и, соответственно, удовлетворение потребностей населения страны.

Для решения этих задач необходима реиндустриализация и, разумеется, импортозамещение – один из основных организационных инструментов, которое важно распространить на всю сферу промышленного производства.

Никаких финансовых затруднений в РФ в настоящее время тоже нет. Есть два стратегических фонда: это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Совокупная капитализация данных фондов оценивается приблизительно в сумму более 8,9 трлн руб. На заседании Государственного совета начале 2015 года было озвучено, что для реализации стратегии импортозамещения потребуется на начальном этапе порядка двух триллионов рублей.

Несмотря на то что импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве вошло в основу указов президента страны, в антикризисном плане это отражения не нашло. На импортозамещение отдельной строкой было предусмотрено всего лишь 4 млрд руб. в первоначальной версии. Поэтому приходится констатировать, что финансовая поддержка, заложенная в антикризисный план, не способна решить проблемы ни в сельском хозяйстве, ни тем более в промышленности.

Вместе с тем, для практической реализации стратегии импортозамещения, которая является основой президентских указов, необходимо финансирование сообразно имеющимся потребностям. Они определены и озвучены на заседании Госсовета, проходившем до обнародования антикризисного плана правительства. Требуемое финансирование для импортозамещения, прозвучавшее на этом совете, не нашло своего места в соответствующих программных документах правительства: ни в антикризисном плане, ни в бюджете.

Таким образом, политика экономического блока правительства и ЦБ РФ себя абсолютно не оправдывает. Она ошибочна и антинародна. Ущерб от нее значительно выше, чем от всех остальных негативных факторов вместе взятых.

В сложившейся ситуации необходима смена экономического курса правительства, смена монетарного курса ЦБ.

Наши рекомендации