Примеры решения тренировочных заданий. 1. У физиократов деление авансов на первоначальные и ежегодные относится только к земледельческому капиталу

1. У физиократов деление авансов на первоначальные и ежегодные относится только к земледельческому капиталу. А. Смит распространил категории основного и оборотного капитала на все отрасли хозяйства.

2. а) Определение стоимости – затратами труда;

б) А. Смит считал, что деньги – особый товар;

в) Прибыль А. Смит прямо называл вычетом из продукта рабочего. Это результат того, что рабочий работает сверх нормы, необходимой для создания эквивалента его заработной платы.

3. Отвлекаясь от случайного, Д. Рикардо стремился определить внутренние связи и законы, управляющие хозяйством: «Определить законы, которые управляют этим распределением, - главная задача политической экономии».

4. Примеры решения тренировочных заданий. 1. У физиократов деление авансов на первоначальные и ежегодные относится только к земледельческому капиталу - student2.ru Примеры решения тренировочных заданий. 1. У физиократов деление авансов на первоначальные и ежегодные относится только к земледельческому капиталу - student2.ru

Тест

1. Что не являлось объектом исследования меркантилистов:

а) сфера обращения;

б) торговый капитал;

в) денежный капитал;

г) материальное производство;

д) деньги.

2. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс производства, а не сферу обращения:

а) меркантилизм;

б) физиократы;

в) классическая политэкономия;

г) маржинализм.

3. Укажите позиции, из которых не исходил Смит в своём исследовании:

а) эгоизм людей;

б) стремление людей к общественному производству;

в) конкуренция;

г) погоня за прибылью;

д) разделение труда;

4. Какие из определений стоимости, данные Смитом, соответствуют теории трудовой стоимости при капитализме:

а) стоимость определяется затратами труда;

б) меновая стоимость определяется рабочим временем;

в) стоимость определяется покупаемым трудом;

г) стоимость определяется издержками производства.

5. Какое из определений заработной платы не принадлежат Смиту:

а) заработная плата – это превращённая форма стоимости и цены рабочей силы;

б) заработная плата – это минимум средств существования рабочего;

в) заработная плата – это плата за труд;

г) заработная плата – это цена труда.

6. Какое из смитовских определений ренты не соответствуют теории трудовой стоимости:

а) рента – это неоплаченный труд рабочего;

б) рента – это элемент издержек производства;

в) рента – это вычет из продукта труда рабочего;

г) рента – это продукт человеческого труда.

7. Укажите категорию, которую не анализировали физиократы:

а) чистый продукт;

б) ежегодные авансы;

в) первоначальные авансы;

г) сельское хозяйство;

д) промышленность;

8.Какое из положений, сформулированное Смитом в учении о капитале и его воспроизводстве, является ошибочным:

а) капитал делится на основной и оборотный;

б) оборотный капитал меняет свою натуральную форму в своём движении;

в) деление капитала на основной и оборотный относится ко всем отраслям народного хозяйства;

г) стоимость общественного продукта равняется сумме заработной платы, прибыли и ренты.

9. Кто является автором теории сравнительных преимуществ в международной торговле:

а) А. Смит;

б) Д. Рикардо;

в) Дж. С. Милль;

г) К. Маркс;

д) У. Петти.

10. Кто создает прибавочную стоимость:

а) рабочий;

б) капиталист;

в) машины;

г) менеджер.

Выводы

1. Классическая школа – прогрессивное направление в истории мировой экономической мысли возникшее в XVIIв. Родоначальником классической школы мировая экономическая мысль единодушно признаёт английского экономиста У. Петти, теория которого является своеобразным мостиком между меркантилизмом и классикой.

2. Центральной фигурой классической школы является Адам Смит, роль которого в истории экономической мысли определяется тем, что он обобщил, упорядочил экономические взгляды своих предшественников и развил их.

3. Выдающимся представителем классической школы следует выделить Давид Рикардо, заслугой которого является то, что он привёл политическую экономию в систему, которая отличается логикой и последовательностью, построил её на базе единого принципа, положив в основу своих конструкций закон стоимости.

4. Одним из величайших ученых девятнадцатого столетия является К.Маркс. Центральным звеном учения Маркса является теория прибавочной стоимости. Механизм извлечения прибавочной стоимости в понимании К. Маркса следующий: в течение «необходимого времени», которое всегда меньше фактически отрабатываемого вре­мени, рабочий отрабатывает своим «необходимым трудом» ценность своей рабочей силы, чтобы получить ее в форме заработной платы, а в течение «прибавочного времени» имеет место уже «прибавочный труд», который и создает желанную капиталистами «прибавочную стоимость». В этом и состоит сущность капиталистической эксплуатации. К. Маркс делает вывод о неизбежном крахе капитализма, потому что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колони­альной эксплуатации и к войнам. Общественным идеалом он счи­тает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистичес­кого коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый чело­век обретет свободу.

5. Джон Стюарт Милль - один из завершителей клас­сической политической экономии и признанный авторитет в на­учных кругах. В своем исследовании Дж.С. Милль на первый план выдвигает законы производства и законы распределе­ния. Первые, как он полагает, неизменны и заданы техническими условиями, т.е. они имеют характер, свойственный естественным наукам, а вторые зависят от воли и сознания людей. Из этой методологической посылки формирования законов распределения человечес­кими решениями Дж.С. Милль разрабатывает затем собственные рекомендации социального реформирования общества.

6. Свое развитие классическая школа получает в законе народонаселения Мальтуса, законе рынков Сэя, в теории услуг Бастиа.

7. Общий характер классической школы характеризуется такими основными чертами: рассмотрение капитализма как самостоятельного строя, исследование сферы производства, начало трудовой теории стоимости.

Вопросы для повторения

1. Назовите наиболее известные работы У. Петти и годы издания.

2. Дайте анализ учения У. Петти о естественной и различии «естественной» и «рыночной» цены.

3. Раскройте различия между английской и французской классической политической экономией.

4. Дайте анализ трём определениям стоимости данной А. Смитом.

5. Какие классы рассматривал А. Смит в капиталистическом обществе.

6. По мнению Д. Рикардо чем определяется стоимость золота?

7. Каковы взгляды Д. Рикардо на воспроизводство и цели капиталистического производства?

Наши рекомендации