Примеры решения тренировочных заданий. 1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг

1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг. XIX в, получивший название «старая ис­торическая школа» (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс); второй – 70 - 90-е гг. XIX в., названный «новой исторической школой» (Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер); третий этап - первая треть XX в., именуемый «новейшей исторической школой» (В. Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитхоф).

2. Ф. Лист в «Национальной системе политической экономии» сформулировал теории производительных сил, экономического прогресса нации в процессе смены устаревших стадий производства новыми, обосновал необходимость активной экономической поли­тики государства. По Листу нация единое целое, результат предшествующего развития, традиций, опыта, знаний, приобретенных в результате прохождения через стадию «дикости», «пастушескую» и «земледельческую» стадии и достижения «земледельческо-промышленной» ступени развития. От умелого использования и приумножения знаний, навыков, полученных на различных этапах ее становления, преемственности идей и тради­ций («умственного капитала»), а также от природно-географических условий и численности населения зависит увеличение произ­водительности труда и развитие всех сфер производства.

3. Вебер в работе «Протестантская эти­ка и дух капитализма» утверждал, что капитализм появлению на свет обязан религиозным учениям эпохи Реформации - лю­теранству и кальвинизму. Целью каждого верующего является (помимо соединения с Богом в Царствии небесном) труд, при­умножение блага во славу Господа на Земле. Поскольку эконо­мический успех зависит от личного усердия и воли, то каждый должен много и хорошо работать. Про­фессиональное призвание - это Божье веление, а деятельность человека - исполнение религиозного долга. До­ходы следовало не расточать на увеселения и приобретение предме­тов роскоши, а вкладывать в расширение делового предприятия и вос­принимать его процветание как внешнюю примету небесного покро­вительства и одновременно как свою религиозную обязанность, под­крепляемую упорным трудом и самодисциплиной.

Тест

1.Историческая школа является выражением:

а) позитивной экономической науки;

б) нормативной экономической науки;

в) неоклассического синтеза

2. Кто не относится к исторической школе:

а) Ф. Лист; б) В. Зомбарт; в) Г. Шмоллер; г) Г.Госсен

3. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета экономического анализа:

а) сферу производства;

б) сферу производства и сферу обращения;

в) экономические и неэкономические факторы.

4. Новое направление экономической мысли - историческая школа возникла:

а) в период объединения германских земель;

б) в период первой мировой войны;

в) в начале ХХ в.;

г) в период «великой депрессии».

5. Какими качествами по мнению Зомбарта должен обладать предприниматель:

а) организаторскими способностями, торговыми и счетоводческими качествами;

б) честность, порядочность, организаторские способности;

в) порядочность, трудолюбие, торговые качества.

6. Какая из школ является родоначальницей курса «История народного хозяйства»

а) классическая; б) физиократы; в) старая историческая школа;

г) новая историческая школа; д) новейшая историческая школа.

7. Укажите экономистов, допускавших вмешательство государства в экономику:

а) А. Смит; б) Ф. Лист; в) В. Зомбарт; г) Г. Шмоллер.

8. «Промышленное воспитание» легло в основу:

а) теории классиков;

б) нацистской политики;

в) политики протекционизма.

9.Земельная рента по Листу определяется:

а) местоположением земли, т.е. близостью к городу;

б) естественным плодородием;

в) естественным плодородием и местоположением;

г) правильных ответов нет.

Выводы

Историческая школа, возникшая в Германии в XIX в., прошла путем эволюции несколько этапов: от простого отрицания мето­дологических положений классической школы политической экономии через собирание громадного фактического и статистического материала до его обобщения и объяснения. Ученые, придер­живавшиеся этого направления экономической мысли, отрицали повторяемость экономических явлений в истории разных народов, не разделяли идеи о существовании каких-либо общих законов экономического развития. Их отличал взгляд на политическую экономию как на науку национальную, в задачу которой входит изучение особенностей национального хозяйства, что обусловило оформление концепции национальной системы политической экономии.

Заслуга ее представителей состоит также в обосновании необходимости применения исторического метода в экономичес­ких исследованиях, в обращении к рассмотрению экономики с учетом анализа социальных, психологических и религиозных об­щественных проявлений. Подобный концептуальный подход дал начало таким фундаментальным дисциплинам, как история экономики и экономическая социология. На идеях историчес­кой школы, ее методах в XX в. получило развитие наиболее по­пулярное ныне институциональное направление в экономичес­кой науке. В то же время отход исторической школы от научных основ экономической теории своего времени не позволил ей аргументировано развенчать теоретические и методологические промахи классической школы и занять должное место в мировой экономической науке.

Вопросы для повторения

1. Охарактеризуйте комплекс основных идей родоначальников немец­кой исторической школы.

2. Назовите главные теоретико-методологические принципы старой исторической школы.

3. В чем вы видите отличия и сходство идей старой и молодой истори­ческих школ?

4. Каковы концептуальные отличия новейшей школы от предшествующих?

5. Охарактеризуйте вклад исторической школы в мировую экономическую мысль.

Маржинализм

60-70-е годы XIX в. считаются переломными в развитии экономической науки, поскольку в этот период завершился промышленный переворот, приведший к бурному экономическому росту США и ведущих западноевропейских государств. Промышленно развитые страны вступили в период свободной конкуренции (или промышленного капитализма). Господствующие в этот период классическая и историческая школы не могли выработать четких практических рекомендаций по проблемам рационального хозяйствования. Поэтому возникла необходимость исследования механизма функционирования рынка совершенной конкуренции: формирование спроса и предложения, их влияние на цены, роль денег. Для этого требовались новые формы и методы теоретического анализа экономических явлений.

На смену классической политической экономии пришла маржинальная экономическая теория («маржиналь» в переводе с французского означает предельный или дополнительный, прибавочный), этап в развитии экономической мысли, порой называемый «маржинальной революцией», поскольку коренным образом изменились подходы к изучению предмета экономической науки (общее видение, инструменты анализа).

1. Методологический индивидуализм. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, зависящего от темпов накопления капитала и темпов роста населения, и распределения доходов между общественными классами, то у маржиналистов главным стало уже не изучение объективных или естественных законов, а анализ сознания хозяйствующих субъектов. Они все общественные явления объясняли поведением отдельных индивидов. Например, у классиков в основе цены лежат затраты труда, а маржиналисты формирование цены связывают с потреблением продукта, т.е. с его полезностью (насколько изменяется потребность в продукте при увеличении его потребления на одну дополнительную единицу).

2. Равновесный подход. В отличие от классической школы, считавшей предметом анализа сферу производства, маржиналисты рассматривали экономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжавшихся материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Поэтому проблемы равновесия и устойчивого состояния экономики, а также результаты взаимодействия предприятий и в целом народного хозяйства с окружающей средой стали предметом анализа у маржиналистов.

3. Экономическая рациональность. Маржинализм исходил из того, что фундаментальным принципом методологии экономической теории является принцип редкости, ограниченности ресурсов по отношению к человеческим потребностям. В основе их теории изначально изложено предположение об ограниченной, фиксированной величине предложения благ. Проблема рационального распределения ограниченных благ выражает отношение человека не просто к вещи, а к готовому продукту или дару природы. Общественные отношения и уровень производства как бы заранее заданы, т.е. статичны. Следовательно, маржиналисты не ставили задачу изучения внутренней структуры капиталистического общества, во главу угла ставили потребление (обмен), уходя от вопроса, откуда берутся блага и факторы производства. Поэтому главную задачу любой хозяйственной деятельности они видели в нахождении способов максимального удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов: полезность для потребителей и прибыльность для производителей.

4. Предельный анализ. В соответствии с этим маржиналисты разработали модель оптимального поведения субъекта, согласно которой субъект при выборе одного из альтернативных вариантов использования редких ресурсов, всегда сравнивает дополнительные (предельные) затраты и дополнительные (предельные) выгоды от принятого решения, позволяющего рационально использовать ресурсы и максимально удовлетворять потребности. Следовательно, новым для методологии является и то, что для обоснования оптимального решения маржиналисты использовали метод предельных величин, обычно используемый в математике.

Таким образом, использование нового инструмента экономического анализа – предельных величин и соответствующих категорий (предельные издержки, предельная полезность, предельный доход и т.д.) позволило маржиналистам доказать, что в основе принимаемых решений лежит рациональный выбор, исходящий из сопоставления предельного дохода и предельных издержек. Предельный анализ позволил объяснить принимаемые на рынке решения; показать, что каждая дополнительная операция, совершаемая человеком, влияет на цель, к которой он стремится; рассмотреть все экономические процессы с точки зрения относительных, приростных величин; математизировать экономическую науку.

Эти основные идеи и категории маржиналисты применяли при исследовании различных проблем, однако в центре их внимания была про­блема меновой ценности благ - пропорции их обмена. Эту проблему маржиналисты решали с помощью теории предельной полезности, объ­яснявшей ценность благ полезностью их дополнительной единицы и таким образом, сочетавшей при объяснении ценности фактор полез­ности с фактором редкости. В дальнейшем маржиналистские теоре­тики освоили и другие области экономической науки: теорию произ­водства (фирмы), распределения дохода, благосостояния и т.д., но ядром и образцом маржиналистского подхода к экономическому ана­лизу стала именно теория предельной полезности.

Подход маржиналистов к теории ценности был противоположен подходу классической школы. Классики выводили ценность (стои­мость) из издержек производства, определяемых в сферах производ­ства и распределения, т.е. определяли ее «со стороны предложения». Напротив, маржиналисты шли «со стороны спроса», придавая основ­ное значение субъективным оценкам блага потребителями. Поэтому если в центре классической теории стоял капиталист-предпринима­тель, то в маржиналистской теории потребитель, которому в теориях классической школы практически не было мес­та. Теории распределения и производства вошли в состав маржина­листской теории несколько позднее.

У маржиналистской револю­ции были предшественники - Аристотель, средневековые схоласты, Галиани (XVIII в.), объяснявшие меновую ценность благ комбинацией их полезности и редкости. Но они не дошли до использования категории предельной полезности, разрешившей знаменитый «парадокс воды и алмаза»: жизненно необходимая вода, как правило, ценится ниже в сущности ненужного алмаза. Маржиналисты ответили на этот вопрос следующим образом: предельная по­лезность единицы воды, имеющейся в большом количестве, оказы­вается ниже предельной полезности редкого алмаза.

Основные идеи предельного анализа, например, такие концепции маржинализма, как закон убывания предель­ной полезности, потребительский излишек, предельную производи­тельность и другие были разработаны Р. Дженнингсом, С. Лонгфилдом и П. Ллойдом в Англии, Ж. Дюпюи и О. Вальрасом (отцом Л. Вальраса) во Франции, Г. Госсеном и И. Тюненом в Германии. Но титул первого после­довательного маржиналиста в истории экономической мысли заслужил Г. Госсен, впервые изложивший эти идеи в систематизированном виде. Его вклад в теорию ценности заслуживает специального рассмотрения.

Германн Генрих Госсен(1810 – 1858 гг.) в работе «Развитие законов человеческо­го общения и вытекающих из них правил человеческой деятельности»изложил общую (не только экономическую) теорию чело­веческой деятельности, направленную на максимизацию удовольст­вий, основанную на принципах предельной полезности. Госсен сформулировал два закона. Первый закон Госсенагласит: по мере увеличения потребления величина удовлетворения от каждой дополнительной единицы данного блага (предельная полезность - MU) падает. Величина предельной полезности зависит от количества товара и потребности в нем. Госсен первый показал, что удовлетворение потребностей носит приростной характер. Потребность насыщается постепенно, значит, постепенно сокращается удовлетворенность, приносимая от потребления каждой дополнительной единицы блага. Практическая ценность первого закона в том, что он отражает связь между снижением предельной полезности и падением спроса.

Второй закон Госсенаописывает основное усло­вие, при котором может быть достигнут максимальный уровень удовлетворения потребностей при ограниченном количестве доступных благ. У человека имеется множество потребностей, он начинает удовлетворение с наиболее важных потребностей и заканчивает наименее необходимыми, сравнивая потребительский эффект от каждой дополнительной единицы блага (предельную полезность). Когда предельные полезности различных благ уравниваются, то процесс выбора потребителя заканчивается, т.е. он достигает оптимального состояния, получая от каждого вновь приобретаемого блага равную полезность. Чтобы получить максимум полезности, потребитель так распределяет количества потребляемых благ, чтобы предельная полезность этих благ была равна одной и той же величине.

Полезность

Примеры решения тренировочных заданий. 1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг - student2.ru Примеры решения тренировочных заданий. 1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг - student2.ru Примеры решения тренировочных заданий. 1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг - student2.ru MU

       
  Примеры решения тренировочных заданий. 1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг - student2.ru
    Примеры решения тренировочных заданий. 1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг - student2.ru
 

А В

 
  Примеры решения тренировочных заданий. 1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг - student2.ru

Q

Примеры решения тренировочных заданий. 1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг - student2.ru Примеры решения тренировочных заданий. 1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг - student2.ru Примеры решения тренировочных заданий. 1. Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг - student2.ru Количество благ Q молока Q хлеба

Рис. 1. Первый закон Госсена Рис. 2. Второй закон Госсена

Закон единства цены вытекает из закона замены потребительских благ. Для покупателя существует максимальная цены, выше которой он не станет покупать этот товар, а для производителя есть некая минимальная цена, меньше которой он не хотел бы получить за свой товар. На пересечении их интересов, согласно Госсену, находится ступень, соответствующая сочетанию полезностей по мнению двух сторон.

Госсен развивает и теорию производ­ства (мы трудимся до тех пор, пока тяготы труда не становятся равными получаемым от производимых благ удовольст­виям), и теорию обмена (обмен продолжается до тех пор, пока не урав­няется ценность последних единиц двух находящихся в распоряже­нии благ).

Идеи маржиналистской революции не получили большого резонанса в среде коллег-экономистов, поскольку всемирного научного сообщества экономистов в то время не сложилось и новые теории с трудом переводились на иностранные языки и преодолевали национальные границы. Джевонс, Менгер и Вальрас долгое время даже не знали о существовании друг друга и современники не объединяли их в одну группу. Только с середины 1880-х годов благодаря активной деятельности учеников Менгера Е. Бём-Баверка и Ф. Визера и ученика Вальраса В. Парето, а также Маршалла, пришедшего к маржиналистским взглядам независимо от Джевонса, маржинализм стал завоевывать господствующие позиции в экономической мысли.

Таким образом, можно утверждать, что «маржинальная революция» проходила в два этапа. Первый - 70-80-е годы XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в работах австрийской и англо-американской школ, положивших начало «субъективному направлению» в политической экономии. В этот период маржиналисты (К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк) занимались изучением причинно-следственных связей и зависимостей между спросом и ценой. Второй - 90-е годы XIX в. - маржиналисты отказываются от субъективно-психологического подхода, становятся приемниками классической политэкономии, их называют неоклассиками, а их теория получила название неоклассической. На этом этапе маржиналисты (А. Маршалл, В. Парето, Дж. Хикс) приступили к системному изучении и сферы потребления (спроса), и сферы производства (предложения), не выделяя ни одну из них. Они не только описали функции спроса, предложения, цены, но и, используя метод математического моделирования экономических процессов, объяснили экономическое равновесие на уровне микроэкономики, а также механизм функционирования рынка.

Таким образом, заслугами маржиналистов является поворот исследований к отдельному человека, в основе хозяйственного механизма по их мнению лежит психология хозяйствующих субъектов; перенесли анализ с издержек на конечные результаты; использование предельного анализа в оптимизационных моделях при изучении хозяйственной деятельности. Теоретические разработки маржиналистов позволили достаточно точно прогнозировать поведение потребителя, размеры, структуру и динамику спроса; изучить механизм рынка, условия рыночного равновесия, особенности ценообразования; расширить сферу экономических исследований о роли факторов производства, эластичности и т.д.

Наши рекомендации