Налоговая система государства и принципы построения
■ всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы;
■ стабильность — устойчивость видов налогов и налоговых
ставок во времени;
■ равнонапряженность — взимание одинаковых налогов по
одинаковым для соответствующих налогоплательщиков ставкам;
■ обязательность — принудительность налога; неизбежность
его выплаты;
■ самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;
■ социальная справедливость — установление налоговых ставок
и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.
Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают:
■ прямые налоги— взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);
■ косвенные налоги— устанавливаются в виде надбавок к пене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы — налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и другие).
В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается, различают общегосударственныеи местныеналоги.
К общегосударственным, как правило, относятся подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и другие.
К местным относятся— земельный налог, поимущественный налог и другие.
По целям использования налоги делятся на общие и специальные.
Общие предназначены для финансирования расходов государственных или местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.
Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: субъект, объект налогообложения, ставки налога, источник налога, налоговые льготы, порядок изъятия, налоговые санкции.
Субъект налога(или налогоплательщик) — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.
Объект налога — это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается, в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы — в налоге на заработную плату, прибыль; гектар, акр — в земельном налоге; человек — в подушном налоге).
Источник налога — доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).
Налоговая ставка (t)— величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в % к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая — прирост налога по отношению к приросту дохода.
Налоговые ставки являются важнейшим элементом налога, реализующим на практике функции налогов и принципы налогообложения. Существуют различные методы построения налоговой ставки (рис. 1).
Та) Прогр.
б) Пропорц.
в) Регресс.
Y1 Y2 Доход Y
Рис.1. прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налог.
· пропорциональное налогообложение,при котором используется одна и та же ставка безотносительно к величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 1, линия б). Прирост налога Ту Т4 равен приросту дохода Y{ Y2;
· прогрессивное налогообложение— налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода, соответственно доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 1, линия а). Прирост налога Тх Т2 больше прироста дохода Y[ Y2;
· регрессивное налогообложение — налогообложение, при котором ставка налога уменьшается. Налоги могут быть регрессивными даже и при неизменной ставке налогообложения. В любом случае при регрессивном налогообложении доля налога в доходе по мере роста дохода падает (рис.1, линия в). Прирост налога Т5 Т6 меньше прироста дохода Yx Yr.
Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (0 и ставками налогов (t) описывается кривой Лаффера (рис. 2).
t (100%)
Ставка налога |
0 Д Поступления в бюджет
Рисунок 2. Кривая Лаффера
Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (topt). Превышение этой ставки (до t1) ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает доходы и поступления в бюджет (Q1 < Qmax). Наоборот, переход к более низкой ставке обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате — увеличение поступлений в бюджет. Найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.
Важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения являются налоговые льготы— полное или частичное освобождение от уплаты налогов.
· установления необлагаемого минимума;
· исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика;
· уменьшения налоговой ставки;
· предоставления налогового кредита;
· возврата ранее выплаченных налогов;
· полного освобождения от уплаты налогов.
Наконец, налоговое законодательство предусматривает разного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения:
· уклонения от уплаты налогов;
· просрочка налоговых платежей;
· включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.
В начале 90-х годов в России была проведена налогово-бюджетная реформа, в ходе которой принципиально изменились место и роль налогов в экономике России, взаимоотношения хозяйственных субъектов с бюджетом, источники и методы финансирования государственных расходов и др. Были сделаны определенные шаги в направлении создания налоговой системы, адекватной рыночной экономике. Многочисленные и разнообразные платежи в бюджет (плата за фонды, трудовые и природные ресурсы, фиксированные платежи и отчисления от прибыли в бюджет и др.) пыли заменены налоговыми изъятиями.
Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с государственным бюджетом были заложены Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991 г.). В 1998 г. был принят Налоговый кодекс Российской Федерации, который «устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации».
■ федеральные налоги,которые взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Основные виды федеральных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы банков, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц и др.;
■ региональные налоги, - которые могут вводиться законами
субъектов Федерации (республик, краев, областей и других субъектов)
на своей территории (налог на имущество организаций,
налог на недвижимость, налог с продаж и др.). Основные
принципы их формирования определяет Налоговый кодекс;
■ местные налоги — устанавливаемые и взимаемые местными органами власти: налог на имущество физических лиц,
земельный налог, налог на рекламу и т.п.
Если все налоговые поступления в консолидированный бюджет принять за 100%, то, структура налогов в России 2007 г. была следующая (в %):
Налог на добавленную стоимость 26,9
Налог на прибыль 16 5
Акцизы 9,4
Подоходный налог с физических лиц 12,8
Платежи за пользование природными ресурсами 11,8
Налоги на внешнюю торговлю 11,5
Налог на имущество 4 3
Прочие налоги 6,8.
В 90-х годах проходил процесс становления новой налоговой системы России. В этот период налоговая система характеризовалась целым рядом негативных моментов:
· высокое налоговое бремя, налоги изымали значительную часть
(свыше 70%) доходов предприятий, не оставляя у них средств
для инвестирования и совершенствования производства;
· нестабильность налогового законодательства (условия взимания налогов менялись по 2—3 раза в год, законы обрастают многочисленными подзаконными актами, налогообложение сложно и запутанно);
· плохая собираемость налогов (Массовые неплатежи налогов в бюджет стали одной из основных причин невыплат заработной платы и нарастания на этой почве социально-экономической и политической напряженности в стране);
· наличие огромного числа часто необоснованных налоговых льгот и порождаемая ими неравномерность распределения налогового бремени и др.
Принципиальные изменения в системе налогообложения произошли с введением в 1998 г. Налогового кодекса, предусматривающего ряд изменений, направленных на совершенствование налогообложения в России (сокращение числа налогов, упрощение налогового законодательства, упорядочение системы налоговых льгот и др.).
С 2000 г. в России проводится налоговая реформа, предусматривающая расширение налогооблагаемой базы за счет снижения налогового бремени (в частности за счет снижения ставок подоходного налога с физических лиц, НДС, отмены налога с продаж и др.), изменение системы налогообложения недропользования, улучшение собираемости налогов, налогового администрирования и др.
ВЫВОДЫ: