Объем дисциплины и виды учебной работы. Челябинский институт (филиал)
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский институт (филиал)
Программа учебной дисциплины
Теория организации
Рекомендуется для направлений подготовки
080200.62 «Менеджмент»
Профиль – «____________________________»
Квалификации выпускника - бакалавр
Челябинск 2011
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель учебного курса «Теория организации» - сформировать базовые знания о создании, функционировании и развитии организации.
Задачи курса: познакомить с основными этапами и направлениями эволюции управленческой мысли, содействовать осмыслению законов развития организаций как социальных систем, раскрыть особенности строения организаций, содействовать формированию навыка проектирования организационных структур и разработки проектов по развитию организаций.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Теория организации» –неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы менеджера. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями экономической теории, знакомы с основными фактами общей и экономической истории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной теории менеджмента, а также дальнейшего расширения теоретического и практического арсенала молодого специалиста.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей(их) компетенций:
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2):
· знать и понимать принципы развития и закономерности функционирования организации как социальной системы
· использовать законы развития организаций в управленческой деятельности
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);
- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7):
· понимать необходимость кооперации для достижения общей цели
· организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8):
· осознавать необходимость поиска организационно-управленческого решения
· владеть навыком поиска организационно-управленческого решения
· осознавать ответственность за организационно-управленческое решение
- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12):
· ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1):
· знать основные этапы развития организационно-управленческой мысли
- способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2):
· знать факторы, методы, принципы, этапы, модели организационного проектирования
· знать типы организационных структур и их основные параметры
· анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию
· анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
- готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17):
· знать основные подходы к осуществлению организационных изменений
· уметь выявлять и осознавать необходимость организационных изменений
· разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность
- знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25):
· знать и понимать специфику влияния национальной культуры на деловую и организационную культуру.
- умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37):
· знать типы организационной культуры и методы ее формирования,
· диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию
В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
- принципы развития и закономерности функционирования организации как социальной системы
- основные этапы развития организационно-управленческой мысли
- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования
- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений
- специфику влияния национальной культуры на деловую и организационную культуру
- типы организационной культуры и методы ее формирования
Уметь:
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию
- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию
- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач
- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию
- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность
Владеть:
- понятийным аппаратом теории организации
- навыком диагностики организационной культуры
- методами анализа внешней и внутренней среды организации
- методами проектирования организационных структур
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц/ часов | Семестры | |||
- | |||||
Аудиторные занятия (всего) | 4/134 | - | 2/54 | 2/80 | - |
В том числе: | |||||
Лекции (Л) | |||||
Практические занятия (ПЗ) | - | - | - | ||
Семинары (С) | |||||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - | ||
Самостоятельная работа (всего) | 3/129 | - | 1/43 | 2/86 | - |
В том числе: | |||||
Контрольная работа | - | ||||
Расчетно-графические работы | - | - | - | ||
Реферат | - | - | - | ||
Другие виды самостоятельной работы | |||||
Решение задач, тестов, работа с кейсами | |||||
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям | |||||
Подготовка эссе, выступлений по темам занятий | |||||
Вид промежуточной аттестации - зачет | Зачет | - | |||
Вид итоговой аттестации - экзамен | - | Экз. | |||
Общая трудоемкость: | 7/263 | 3/97 | 4/166 |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
1. Основные понятия теории организации (ОК-2, ОК-5, ОК-12).
1.1. Теория организации: объект, предмет, функции. Теория организации в системе наук
1.2 Организация как объект, процесс, свойство. Организация как целевая общность. Признаки организации. Базовые противоречия организации.
1.3. Хозяйственные и социальные организации.
2. Развитие организационно-управленческой мысли (ОК-2, ОК-12, ПК-1).
2.1. Основные идеи классического периода. Научное управление Ф.Тейлора. Элементы и принципы администрирования А.Файоля. «Идеальные тип» организации М.Вебера.
2.2. Основные идеи школы человеческих отношений (выводы Э.Мэйо) и школы поведенческих наук (факторы эффективной организации Р.Лайкерта, теория Х и теория Y Д.Макгрегора, пирамида потребностей А.Маслоу).
2.3. Школа социальных систем. Подход Ч.Барнарда. Идеи Г.Саймона. Тектология А.Богданова.
2.4. Современные тенденции развития организационно-управленческой мысли.
3. Организация как система. Внутренняя и внешняя среда организации (ОК-2, ОК-5, ОК-8, ОК-12, ПК-2).
3.1. Понятие системы. Системный подход к организации. Элементы, подсистемы, структура, связи. Свойства организации как системы. Виды систем (открытые и закрытые, целенаправленные и нецеленаправленные, естественные и искусственные, жесткие и мягкие).
3.2. Внутренняя и внешняя среда организации. Методы анализа внешней и внутренней среды организации.
3.3. Управление и организация. Субъект и объект управления. Самоорганизация и самоуправление.
4. Жизненный цикл организации (ОК-2, ОК-5, ПК-2, ПК-17, ПК-37)
4.1. Понятие жизненного цикла организации. Жизненный цикл организации и жизненный цикл продукта.
4.2. Концепции жизненного цикла организации И.Адизеса, Л.Грейнера, Глазла-Ливехуда. Особенности управленческих задач и организационных ценностей на различных стадиях ЖЦО.
4.3. Концепция S-образных кривых.
5. Классификация организаций (ОК-2, ОК-5).
5.1. Необходимость классификации организаций
5.2. Классификация организация с точки зрения целей, легитимности, вида и характера хозяйственной деятельности, правового положения, характера собственности, принадлежности капитала и контроля, характера отношений, степени самостоятельности, взаимодействия с внешней средой, взаимодействия с человеком.
6. Законы и принципы организации (ОК-2, ОК-5, ОК-8, ОК-12, ПК-17).
6.1. Понятие закона организации. Зависимость, закономерность, закон.
6.2. Общие законы организации: синергии, развития, самосохранения, информированности – упорядоченности, единства анализа-синтеза, композиции – пропорциональности.
6.3.Специфические законы организации.
6.4. Принципы организации. Общие принципы. Принципы соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами, распорядительства и подчинения, эффективности производства и экономичности. Принципы оптимального сочетания централизации и децентрализации. Принципы прямоточности, ритмичности, пропорциональности, синхронизации, дополнительности, соревновательности, обратной связи.
6.5. Принципы рациональности (рационализации).
6.6. Принципы статического и динамического состояния организации.
7. Организация как процесс. Организационные структуры управления (ОК-5, ОК-7, ПК-1, ПК-2).
7.1. Организационный процесс: понятие, виды. Субъекты организаторской деятельности. Организаторы производства и управления.
7.2. Организационные структуры управления: понятие, виды.
7.3. Бюрократические (традиционные, иерархические) оргструктуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная.
7.4. Адаптивные оргструктуры управления: проектная, матричная, сетевая.
8. Проектирование организационных систем (ОК-2, ОК-5, ОК-8, ОК-12, ПК-2).
8.1. Проектирование организации: понятие, цели. Модели организационного проектирования.
8.2. Факторы организационного проектирования.
8.3. Стадии организационного проектирования. Элементы процесса проектирования: разделение труда, департаментализация, норма управляемости, делегирование полномочий.
8.4. Методы проектирования: метод аналогий, экспертно-аналитический метод, метод структуризации целей, метод моделирования.
9. Организационная культура (ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-12, ПК-25, ПК-37).
9.1. Организационная культура: понятие, структура, функции. Экономическое значение организационной культуры. Влияние организационной культуры на организационную эффективность.
9.2. Формирование и развитие организационной культуры.
9.3. Классификация организационных культур. Методы исследования организационной культуры.
10. Организационные изменения (ОК-2, ОК-8, ОК-12, ПК-1, ПК-17, ПК-37).
10.1. Организационные изменения: понятие, виды. Концепции организационных изменений.
10.2. Сопротивление изменениям. Методы работы с сопротивлениями изменениям.
10.3. Методы внедрения организационных изменений.