Объем дисциплины и виды учебной работы. Челябинский институт (филиал)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинский институт (филиал)

Программа учебной дисциплины

Теория организации

Рекомендуется для направлений подготовки

080200.62 «Менеджмент»

Профиль – «____________________________»

Квалификации выпускника - бакалавр

Челябинск 2011

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель учебного курса «Теория организации» - сформировать базовые знания о создании, функционировании и развитии организации.

Задачи курса: познакомить с основными этапами и направлениями эволюции управленческой мысли, содействовать осмыслению законов развития организаций как социальных систем, раскрыть особенности строения организаций, содействовать формированию навыка проектирования организационных структур и разработки проектов по развитию организаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Курс «Теория организации» –неотъемлемая составная часть профессионального цикла образовательной программы менеджера. Программа курса строится на предпосылке, что студенты владеют базовыми положениями экономической теории, знакомы с основными фактами общей и экономической истории. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения важнейших разделов современной теории менеджмента, а также дальнейшего расширения теоретического и практического арсенала молодого специалиста.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующей(их) компетенций:

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2):

· знать и понимать принципы развития и закономерности функционирования организации как социальной системы

· использовать законы развития организаций в управленческой деятельности

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7):

· понимать необходимость кооперации для достижения общей цели

· организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач

- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8):

· осознавать необходимость поиска организационно-управленческого решения

· владеть навыком поиска организационно-управленческого решения

· осознавать ответственность за организационно-управленческое решение

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12):

· ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций

- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1):

· знать основные этапы развития организационно-управленческой мысли

- способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2):

· знать факторы, методы, принципы, этапы, модели организационного проектирования

· знать типы организационных структур и их основные параметры

· анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию

· анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию

- готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17):

· знать основные подходы к осуществлению организационных изменений

· уметь выявлять и осознавать необходимость организационных изменений

· разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность

- знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25):

· знать и понимать специфику влияния национальной культуры на деловую и организационную культуру.

- умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37):

· знать типы организационной культуры и методы ее формирования,

· диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- принципы развития и закономерности функционирования организации как социальной системы

- основные этапы развития организационно-управленческой мысли

- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования

- основные теории и подходы к осуществлению организационных изменений

- специфику влияния национальной культуры на деловую и организационную культуру

- типы организационной культуры и методы ее формирования

Уметь:

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию

- разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность

Владеть:

- понятийным аппаратом теории организации

- навыком диагностики организационной культуры

- методами анализа внешней и внутренней среды организации

- методами проектирования организационных структур

- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего зачетных единиц/ часов Семестры
-
Аудиторные занятия (всего) 4/134 - 2/54 2/80 -
В том числе:          
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ) -   - -  
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР) -   - -  
Самостоятельная работа (всего) 3/129 - 1/43 2/86 -
В том числе:          
Контрольная работа   -  
Расчетно-графические работы -   - -  
Реферат -   - -  
Другие виды самостоятельной работы          
Решение задач, тестов, работа с кейсами    
Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям    
Подготовка эссе, выступлений по темам занятий    
Вид промежуточной аттестации - зачет     Зачет -  
Вид итоговой аттестации - экзамен     - Экз.  
Общая трудоемкость: 7/263   3/97 4/166  

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

1. Основные понятия теории организации (ОК-2, ОК-5, ОК-12).

1.1. Теория организации: объект, предмет, функции. Теория организации в системе наук

1.2 Организация как объект, процесс, свойство. Организация как целевая общность. Признаки организации. Базовые противоречия организации.

1.3. Хозяйственные и социальные организации.

2. Развитие организационно-управленческой мысли (ОК-2, ОК-12, ПК-1).

2.1. Основные идеи классического периода. Научное управление Ф.Тейлора. Элементы и принципы администрирования А.Файоля. «Идеальные тип» организации М.Вебера.

2.2. Основные идеи школы человеческих отношений (выводы Э.Мэйо) и школы поведенческих наук (факторы эффективной организации Р.Лайкерта, теория Х и теория Y Д.Макгрегора, пирамида потребностей А.Маслоу).

2.3. Школа социальных систем. Подход Ч.Барнарда. Идеи Г.Саймона. Тектология А.Богданова.

2.4. Современные тенденции развития организационно-управленческой мысли.

3. Организация как система. Внутренняя и внешняя среда организации (ОК-2, ОК-5, ОК-8, ОК-12, ПК-2).

3.1. Понятие системы. Системный подход к организации. Элементы, подсистемы, структура, связи. Свойства организации как системы. Виды систем (открытые и закрытые, целенаправленные и нецеленаправленные, естественные и искусственные, жесткие и мягкие).

3.2. Внутренняя и внешняя среда организации. Методы анализа внешней и внутренней среды организации.

3.3. Управление и организация. Субъект и объект управления. Самоорганизация и самоуправление.

4. Жизненный цикл организации (ОК-2, ОК-5, ПК-2, ПК-17, ПК-37)

4.1. Понятие жизненного цикла организации. Жизненный цикл организации и жизненный цикл продукта.

4.2. Концепции жизненного цикла организации И.Адизеса, Л.Грейнера, Глазла-Ливехуда. Особенности управленческих задач и организационных ценностей на различных стадиях ЖЦО.

4.3. Концепция S-образных кривых.

5. Классификация организаций (ОК-2, ОК-5).

5.1. Необходимость классификации организаций

5.2. Классификация организация с точки зрения целей, легитимности, вида и характера хозяйственной деятельности, правового положения, характера собственности, принадлежности капитала и контроля, характера отношений, степени самостоятельности, взаимодействия с внешней средой, взаимодействия с человеком.

6. Законы и принципы организации (ОК-2, ОК-5, ОК-8, ОК-12, ПК-17).

6.1. Понятие закона организации. Зависимость, закономерность, закон.

6.2. Общие законы организации: синергии, развития, самосохранения, информированности – упорядоченности, единства анализа-синтеза, композиции – пропорциональности.

6.3.Специфические законы организации.

6.4. Принципы организации. Общие принципы. Принципы соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами, распорядительства и подчинения, эффективности производства и экономичности. Принципы оптимального сочетания централизации и децентрализации. Принципы прямоточности, ритмичности, пропорциональности, синхронизации, дополнительности, соревновательности, обратной связи.

6.5. Принципы рациональности (рационализации).

6.6. Принципы статического и динамического состояния организации.

7. Организация как процесс. Организационные структуры управления (ОК-5, ОК-7, ПК-1, ПК-2).

7.1. Организационный процесс: понятие, виды. Субъекты организаторской деятельности. Организаторы производства и управления.

7.2. Организационные структуры управления: понятие, виды.

7.3. Бюрократические (традиционные, иерархические) оргструктуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная.

7.4. Адаптивные оргструктуры управления: проектная, матричная, сетевая.

8. Проектирование организационных систем (ОК-2, ОК-5, ОК-8, ОК-12, ПК-2).

8.1. Проектирование организации: понятие, цели. Модели организационного проектирования.

8.2. Факторы организационного проектирования.

8.3. Стадии организационного проектирования. Элементы процесса проектирования: разделение труда, департаментализация, норма управляемости, делегирование полномочий.

8.4. Методы проектирования: метод аналогий, экспертно-аналитический метод, метод структуризации целей, метод моделирования.

9. Организационная культура (ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-12, ПК-25, ПК-37).

9.1. Организационная культура: понятие, структура, функции. Экономическое значение организационной культуры. Влияние организационной культуры на организационную эффективность.

9.2. Формирование и развитие организационной культуры.

9.3. Классификация организационных культур. Методы исследования организационной культуры.

10. Организационные изменения (ОК-2, ОК-8, ОК-12, ПК-1, ПК-17, ПК-37).

10.1. Организационные изменения: понятие, виды. Концепции организационных изменений.

10.2. Сопротивление изменениям. Методы работы с сопротивлениями изменениям.

10.3. Методы внедрения организационных изменений.

Наши рекомендации