Объем дисциплины и виды учебной работы. казанский филиал

Казанский филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ

Учебно-методический комплекс

Для студентов очной формы обучения

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Казань

Автор:

Солосин Станислав Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП.

Рецензенты:

Шаймарданов Камиль Дамирович кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП».

Мезяев Александр Борисович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и международного права Юридического факультета Академии управления «ТИСБИ».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).

Одобрен на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 7 от 7 марта 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 7 от 28 марта 2012 г.).

© КФ ФГБОУВПО «РАП», 2012.

© Солосин С.В., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….…...4

Объем дисциплины и виды учебной работы …………….………………9

Тематический план ……………………………………………………..…9

Программа курса………………………………………….……………...13

Планы семинарских (практических) занятий ……………………….….19

Методические рекомендации по изучению дисциплины

и организации самостоятельной работы студентов ………...................57

Контрольные задания………………………………………………….....61

Литература ……………………………………………………..………....63

Вопросы для подготовки к зачету ….……………………………….…..69

ВВЕДЕНИЕ

Информация, содержащаяся в объеме специального курса «Конституционное правосудие» носит важный прикладной характер, в то же время дает теоретическое представление обучающимся о значении формах и способах конституционного контроля в Российской Федерации, ее субъектах и других странах. Исходя из основного содержания изучаемых норм, можно сделать вывод о том, что они носят в основном процессуальный характер и определенным образом обеспечивают одну из важнейших форм судебной защиты прав и свобод гражданина.

Цель освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины «Конституционное судопроизводство» является усвоение и закрепление современных профессиональных знаний о формах и порядке (процессе) осуществления конституционного контроля Конституционным Судом Российской Федерации и Конституционными судами субъектов Российской Федерации, нормативном регулировании процесса конституционного судопроизводства, правовых позиций Конституционного Суда РФ по отдельным направлениям нормативного конституционного контроля, правовых позиций Конституционных (уставных) судов некоторых субъектов Российской Федерации.

Усвоение данных знаний позволяет, в свою очередь сформировать профессиональные навыки юридической работы в сфере нормотворчества, правоприменения в различных сферах государственного и муниципального управления, взаимодействия с органами публичной власти, судебной защиты прав и свобод человека.

Освоение данной дисциплины позволяет сформировать практические навыки защиты ранее изученных конституционных гарантий. Таким образом, курс «Конституционное правосудие» служит практико-профессиональным продолжением знаний и представлений ранее полученных обучающимися при изучении иных профильных юридических дисциплин.

Задачи преподавания дисциплины. Задачами преподавания дисциплины «Конституционное правосудие» являются:

- формирование целостного теоретического представления о значении, формах и способах конституционного контроля,

- формирование знаний о конституционно-правовом статусе Конституционного Суда Российской Федерации и статусе Конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации,

- подробное изучение компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и компетенции Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации,

- выработка профессиональных навыков анализа нормативных актов в сфере конституционного контроля,

- формирование гражданской и профессиональной позиции в вопросе защиты конституционных прав и гарантий способом конституционного контроля,

- получение представления о роли и месте Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

- воспитание нетерпимости к нарушениям законности и проявлениям коррупции в деятельности государственного аппарата;

- выработка практических знаний и навыков для составления обращения (жалобы) в Конституционный Суд Российской Федерации.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программе бакалавриата. Дисциплина «Конституционное правосудие» относится к специальной части профессионального цикла.

Изучение данного курса имеет важное значение для подготовки бакалавров. Помимо формирования целостного представления о содержании и формах конституционного контроля, данная учебная дисциплина закладывает практические навыки на базе фундаментальных основ заложенных ранее при изучении фундаментальных дисциплин: таких как конституционное, административное, муниципальное, финансовое, уголовное право и процесс.

Конституционное правосудие играет важную роль в осознании и реализации принципа прямого действия Конституции Российской Федерации.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате освоения курса студенты должны

знать:

- основные теоретические подходы к определению предмета и места в системе права конституционного правосудия (ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-15);

- специфику источников конституционного правосудия и соответствующих правоотношений (ОК-3, ОК-8, ОК-9,ПК-5, ПК-15, ПК-16);

- особенности правового статуса Конституционного Суда Российской Федерации, структуру и порядок его функционирования (ОК-1, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-15);

- особенности субъектов обращения в Конституционный Суд Российской Федерации (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-16);

- способы и формы обращения в Конституционный Суд Российской Федерации (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-9, ПК-16);

- порядок рассмотрения дел Конституционным Судом Российской Федерации, процессуальные сроки, государственная пошлина, штрафы, аппарат Суда, делопроизводство в Суде (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ПК-2, ПК-3, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК-14);

- формы итоговых решений, постановления, определения Конституционного Суда Российской Федерации, понятие, система (ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ПК-15);

- правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, особенности, значение, практическое применение (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13);

- составление жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации, практические подходы (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-13);

- конституционный судебный контроль в субъектах Российской Федерации (ОК-8, ОК-9, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-15, ПК-16);

- особенности конституционного судебного контроля в субъектах Российской Федерации, правовой статус судей, (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11);

- особенности вступления в силу решений Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации способы обеспечения прямого действия Конституции России и ее субъектов, формы обеспечения соблюдения Конституции в деятельности органов исполнительной и законодательной власти (ОК-1, ОК-6, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-12, ПК-14, ПК-15);

уметь:

- оперировать правовыми понятиями и категориями присутствующими в сфере конституционного правосудия (ОК-3, ОК-4, ОК-10, ПК-1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-15);

- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения по защите конституционных прав и гарантий (ОК-3, ОК-9, ОК-10, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-15);

-анализировать, толковать и правильно применять нормы- источники конституционного правосудия (ОК-3, ОК-9, ОК-10, ПК-1, ПК-5, ПК-15);

- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в сфере конституционного правосудия (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-1, ПК-14);

- правильно составлять и оформлять процессуальные документы в рамках конституционного правосудия (ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-7, ПК-13);

- выявлять обстоятельства, способствующие совершению конституционно-правового деликта, давать ему правовую оценку (ОК-1, ОК-2 ОК-9, ОК-10, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-13);

- выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ПК-3, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-12);

владеть:

- специальной терминологией в сфере конституционного правосудия (ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-7);

- навыками работы с источниками конституционного права и правовудия (ОК-2, ОК-3, ОК-4, ПК-1, ПК-5, ПК-7, ПК-14, ПК-15);

- навыками подготовки документов, юридических заключений и консультаций в сфере защиты конституционных прав (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-4, ПК-5, ПК-16);

- навыками анализа конституционно- правовых норм и правоотношений (ПК-1, ПК-14, ПК-15);

- навыками анализа практики применения решений Конституционного Суда России и субъектов федерации (ОК-3, ОК-4, ОК-10, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7);

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по очной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость 3 з.е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа и НИРС
Форма итогового контроля Зачет

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов) для студентов очной формы обучения

№ п.п. Разделы дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
  Лекции Семинары С/р
1. Судебно-конституционное право и процесс как отрасль права, наука и учебная дисциплина -
2. Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве - 2* -
3. Возникновение и основные этапы развития судебного конституционного контроля - -
4. Источники судебно-конституционного права и процесса -
5. Конституционное правосудие и общественная практика - -
6. Сотрудничество конституционных судов в общеевропейском и мировом пространстве - -
7. Место конституционного суда в системе органов государственной власти - 2* -
8. Состав и формирование конституционных судов -
9. Структура, должностные лица и аппарат конституционных судов - -
10. Статус судьи конституционного суда - 2* -
11. Цели и задачи, функции и полномочия конституционных судов - -
12. Основные полномочия конституционных судов 2* -
13. Дополнительные полномочия конституционных судов - -
14. Особенности конституционного судопроизводства - -
15. Участники конституционного судопроизводства - 2* -
16. Принципы конституционного судопроизводства -
17. Внесение обращений и предварительное их рассмотрение в Конституционном Суде Российской Федерации - 2* -
18. Подготовка к разбирательству - -
19. Распорядок судебного разбирательства - -
20. Принятие итогового решения его оглашение и вступление в силу -
21. Исполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации - 2* -
22. Рассмотрение дел о толковании Конституции Российской Федерации - -
23. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними - -
24. Рассмотрение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации - -
25. Рассмотрение дел о конституционности законов по запросам судов - -
26. Рассмотрение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - -
27. Рассмотрение дел по спорам о компетенции - -
28. Рассмотрение дела о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления - 2* -
29. Рассмотрение дела о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу референдума - -
30. Теория и история конституционно-уставного судебного контроля в субъектах Российской Федерации - 2* -
31. Устройство конституционных (уставных) судов - -
32. Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 2* -
33. Конституционно-уставное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства - 2* -
Стадии и особенности рассмотрения дел в конституционных (уставных) судах - -
  Всего: 3 зачетные единицы

* занятие в интерактивной форме

ПРОГРАММА КУРСА

Наши рекомендации