Объем дисциплины и виды учебной работы. Северо-Западный филиал

Северо-Западный филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Российская академия правосудия»

(г. Санкт-Петербург)

_____________________________________________________________

Кафедра уголовного права

СРАВНИТЕЛЬНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Учебно-методический комплекс

Для магистрантов заочной формы обучения

Направление подготовки 030900 Юриспруденция

(квалификация (степень) «магистр»)

Магистерская программа

«уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право»

Санкт-Петербург

2014

Автор:

Рахманова Екатерина Николаевна, доктор юридических наук, доцент,зав. кафедрой уголовного права СЗФ ФГБОУВПО «РАП» (г. Санкт-Петербург)

Рецензенты:

Дикаев С.У., профессор кафедры уголовного права СЗФ ФГБОУВПО «РАП» (г. Санкт-Петербург), докт.юрид.наук, профессор

Чечетин А.Е., ведущий советник секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, докт.юрид.наук, профессор

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Одобрен на заседании кафедры уголовного права СЗФ ФГБОУВПО «РАП» (г. Санкт-Петербург) (протокол № 1 от 09 сентября 2014 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом СЗФ ФГБОУВПО «РАП» (г. Санкт-Петербург) (протокол № 9 от 23 сентября 2014 г.).

© СЗФ ФГБОУВПО «РАП» (г. Санкт-Петербург), 2014 .

© Рахманова Е.Н, 2014 .

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………….4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………...6

Тематический план …………………………………………………...7

Программа курса……………………………………………………...8

Планы аудиторных (практических) занятий ………………………10

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы магистрантов ..........................................14

Контрольные задания…………………………………………….…..41

Примерная тематика магистерских диссертаций ………………….44

Литература ……………………………………………………………46

Вопросы для подготовки к экзамену ………………………………..52

Введение

Сравнительное уголовное право является составной частью (отраслью) науки сравнительного права и представляет собой совокупность знаний об уголовно-правовых системах современности, их истории и закономерностях развития. Сравнительное уголовное право является частью цикла общепрофессиональных дисциплин и предназначено для формирования у студентов научного мировоззрения в области уголовного права; закрепляет знания, полученные при изучении уголовного права ранее; даёт возможность самостоятельно анализировать наиболее сложные и дискуссионные вопросы теории уголовного права. От студентов требуется знание отечественного и зарубежного уголовного законодательства, умение проводить сравнительно-правовое исследование российского и зарубежного уголовного законодательства.

Изучение учебной дисциплины «Сравнительное уголовное право» является основным компонентом магистерской программы в той ее части, которая посвящена базовым уголовно-правовым понятиям, концепциям и институтам.

Цель учебной дисциплины- ознакомить студентов с основными теориями уголовного права и основными школами уголовного права, современным состоянием и тенденциями развития основных институтов уголовного права зарубежных стран, принадлежащих к различным правовым семьям; раскрыть взаимосвязи между российским уголовным правом и уголовным правом зарубежных стран; научить анализировать современные тенденции интернационализации уголовно-правовых отношений.

Обеспечению этой цели служат образовательные, практические и воспитательные задачи.

В процессе преподавания и самостоятельного изучения магистрантами спецкурса решаются следующие задачи:

- образовательная: изучение курса «Сравнительное уголовное право» в комплексе с другими правовыми дисциплинами служит наиболее полному освоению уголовно-правовой науки, категориального аппарата, без знания которого невозможно понимание теории и практики современного уголовного права и его проблем;

- практическая: изучение курса направлено на формирование у магистрантов умения использовать полученные знания в правоприменительной деятельности;

- воспитательная: изучение курса во взаимодействии с другими профессиональными дисциплинами способствует формированию у магистранта уважительного отношения и активного практического интереса к правовым ценностям, традициям и культуре отечественного и зарубежного уголовного права.

При изучении учебной дисциплины «Сравнительное уголовного право» студент должен:

знать:

· содержание отечественного и зарубежного уголовного законодательства, а также нормативные правовые акты, действующие в сфере уголовной политики и предупреждения преступлений; спорные вопросы практики их применения;

· систему доктринальных общепризнанных (господствующих) и полемических уголовно-правовых суждений о содержании основных институтов уголовного права, относящихся к Общей и Особенной части российского и зарубежного уголовного права, отраженную в публикациях, рекомендованных УМК;

· методические приемы работы с уголовно-правовой информацией и решения уголовно-правовых задач, состоящих в применении уголовного закона для квалификации деяний и для определения возможных мер уголовно-правового воздействия;

· основное содержание методологических и логических аспектов квалификации преступлений;

уметь:

· найти необходимый нормативный правовой источник, судебное решение, истолковать их в историческом, теоретическом, системном и структурном аспектах;

· применять логические понятия, категории и правила при квалификации преступлений;

· применять основные правила квалификации преступлений в сфере правоприменительной деятельности.

владеть:

· навыками анализа уголовно-правовых норм, навыками анализа теоретической литературы и судебных решений; способностью к творческому развитию полученных знаний, в том числе способностью анализировать уголовно-правовые нормы, которые будут созданы после завершения изучения учебной дисциплины;

· навыками и умениями определения уголовно-правовых проблемных ситуаций и реагирования на них;

· умениями в профессиональной деятельности обеспечивать соблюдение действующего законодательства.

Занятия с магистрантами проводятся в форме лекций, семинаров, а также практических занятий. Изучение курса «Сравнительное уголовное право» завершается экзаменом, для подготовки к которому в учебно-методическом комплексе приведен перечень вопросов и список литературы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины:

1. осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

2. способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2).

3. компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5)

4. Готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).

5. способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8)

6. способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10)

7. способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

8. способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 з.е., 108 часов.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов для заочной формы обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость 9 з. е. – 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 16
Лекции 4
Семинарские (практические) занятия 12
Самостоятельная работа 83
Форма итогового контроля   экзамен

Тематический план

Наши рекомендации