Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по части А

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ

Статистика результатов выполнения выпускниками Санкт-Петербурга всех трех частей работы является важным источником педагогической информации, отражающей проблемы и трудности в обучении предмету, позволяет наметить пути повышения качества предметной подготовки учащихся.

Обществоведческие знания и предметные умения выпускников, сдававших экзамен в 2012 году, в целом находятся на том же уровне, который демонстрировали выпускники прошлого года. По отдельным элементам содержания и проверяемым умениям заметен рост.

В целом результаты экзамена в Санкт-Петербурге несколько ниже, чем по России. Средний балл – 52,87 (в РФ–55,7), т.е. по сравнению с предыдущим годом произошло его снижение (2011 – 57,53), в том числе и в связи с усложнением ряда заданий ЕГЭ. Средний балл выпускников текущего года составил 57,82 (2011 – 58,38%).

Минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, в 2012 году не изменилась – 39 баллов. Не справились с заданиями ЕГЭ 4,36% от общего числа выполнявших работу (в РФ – 5,9%),Таким образом, этот показатель существенно ниже, чем по стране.

Три петербургских выпускника набрали высший балл, что составило 3,8% от числа наиболее успешных участников ЕГЭ РФ.

Основная часть выпускников продемонстрировала средний и хороший уровень обществоведческой подготовки.

Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по части А

Рейтинг успешности выполнения заданий по этим основным содержательным линиям обществоведческого курса (средний процент правильных ответов по убыванию):

75 % – «Социальные отношения» (в 2011 году - 74,26%)

70,25 % – «Человек и общество» (в 2011 году - 70,41%)

65,5 % – «Политика» (в 2011 году - 59,1%)

64 % – «Экономика» (в 2011 году - 63,79%)

61,19 % – «Право» (в 2011 году - 61,16%)

Таким образом, по–прежнему, хорошо усвоены темы из разделов «Социальные отношения» и «Человек и общество». Изменился рейтинг неуспешных элементов содержания. Знания по самому проблемному блоку «Политика» выросли и поднялись до третьей отметки. Знания по блокам «Экономика» и «Право», хотя и опустились на одну ступень, не изменились в процентном отношении. Таким образом, можно сделать уверенный вывод об улучшении знаний учащихся в области политической жизни общества. В целом, уровень знаний по всем содержательным блокам несколько вырос, что отразилось на повышении среднего уровня знаний по всей части А на 1% (с 65,45% до 66,7%)

Можно выделить задания, выполненные существенно хуже 2011 года:

· А7 Финансовые институты; банковская система; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги, уплачиваемые гражданами; налоги, уплачиваемые предприятиями; государственный бюджет; мировая экономика.

· А15 «Политика», задание на обращение к социальным реалиям.

· А18 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; особенности уголовного процесса; правоохранительные органы; судебная система.

Анализ результатов выполнения заданий части В

Средний процент выполнения заданий данной части практически сохранился на том же уровне, при том, что все задания выполнены в диапазоне от 60 до 85%, что может быть объяснено совершенствованием целенаправленной подготовки старшеклассников к сдаче экзамена по примерам устоявшихся сюжетов и традиционных разновидностей заданий.

Наиболее «проблемным» в прошлые годы было умение выявлять структурные элементы социальных объектов в процессе заполнения в схеме или таблице недостающего звена: задание В1 вызывало наибольшие затруднения у выпускников, и с ним не справлялись (то есть получали 0 баллов) более половины отвечавших. В 2012 г. результаты выполнения В1 значительно улучшились – на 20%.

Отмечены затруднения выпускников в выполнении конкретизации теоретических знаний. Форма предъявления информации, связанная с жизненными ситуациями, также вызвала сложности у части выпускников. В 2012 г. для 40% участников ЕГЭ сложными оказались задания В3 и В6. Выпускники не смогли соотнести примеры и виды (сезонная, структурная, циклическая, фрикционная) безработицы; примеры и экстенсивные и интенсивные факторы экономического роста, объекты купли-продажи и виды бирж, на которых они продаются (фондовая, товарная, сырьевая), полномочия и высшие органы судебной власти в лице Верховного и Конституционного судов РФ.

Определенные затруднения вызывают задания, относящиеся к области экономики и права. Эти вопросы относятся к одним из наиболее сложных в обществоведческом курсе.

В задании В6 отвечавшие затруднились вставить слова в тексте, выявляющем особенности правовых и моральных норм, признаки юридической ответственности, социальной группы; в задании В8 – установить обобщающие понятия, например, «познание мира», «применение методов в научном исследовании», «нормативный правовой акт», «политическая сфера». Следует отметить, что сама форма данного задания не является сложной для отвечающих, т.к. подобные варианты заданий на проверку таких элементов содержания как «производство», «искусство» и др. выполнены на высоком уровне, что обеспечило около 60% верных ответов по данному заданию.

Кроме того, следует отметить повторяющиеся технические ошибки в оформлении выполненных заданий части В: вместо цифр правильно указывают сами термины, что не засчитывается как верный ответ.

Наши рекомендации