Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по части С

За годы проведения ЕГЭ удалось решить проблему осознания выпускниками значимости выполнения заданий части С, психологической и формальной готовности к выполнению этих заданий. В 2012 практически все выпускники приступили к выполнению заданий части С (в 2009 – 3,8% и этот процент постепенно сокращался).

Итоги проверки заданий части С несут в себе важную информацию, прежде всего о типичных ошибках и недочетах, над исправлением которых надо целенаправленно работать.

При работе с неадаптированным текстом (С1-С4) выпускники показали более высокий уровень дисциплинированности – редко произвольно меняли позиции ответов (например, в задании С2 давали ответ на задание С1 или внутри вопроса, никак это не поясняя), почти не давали обширных цитат, не соответствующих заданию.

На основе результатов выполнения задания С5 можно выявить, какие обществоведческие понятия выпускники усвоили лучше, а какие хуже. Лучше – акционерное общество, разделение властей, информационное общество. Хуже – каналы социальной мобильности, социальный контроль, федерация. В целом, при выполнении этого задания, учащиеся лучше составляют предложения, чем формулируют определение понятия. По-прежнему, часть экзаменуемых не соблюдают требования к структуре ответа – дают два элемента ответа вместо трех (считая определение за предложение). Это говорит о недостатках подготовки к сдаче экзамена.

По заданию С6 надо отметить, что выпускники затрудняются приводить примеры из общественной жизни и заменяют «конкретные примеры» рассуждениями общего характера, что резко снижает их оценку.

Задание С7 оказалось одним из самых трудных. Чаще всего при оценке выполнения этого задания, если явление названо неправильно, ставится «0» баллов, при любом количестве правильных ответов. В целом, по выполнению этого задания можно отметить, что учащиеся испытывают затруднения при ответе на вопросы, требующие применения конкретных знаний.

В задании С8 лучше всего учащиеся справились с составлением плана на темы: «Спрос и факторы его формирования», «Познание мира», «Как рынок согласует спрос и предложение», «Деятельность и мышление». Хуже получились планы по темам «Федеративное устройство России», «Воздействие экономики на социальную структуру общества». Здесь трудно выявить какие-либо закономерности. Можно лишь отметить, что учащиеся плохо разбираются в современной политической жизни страны и затрудняются в установлении взаимосвязи между различными социокультурными явлениями.

Методика подготовки к ЕГЭ

Как показал многолетний анализ выполнения выпускниками российских школ заданий ЕГЭ по обществознанию, на сегодняшний день ЕГЭ является одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих оценить реальный уровень знаний выпускников; мощным побудительным стимулом для учителя к использованию на уроках активных методов преподавания, а также стимулом для учащегося к получению осмысленных знаний.

Материалы ЕГЭ позволяют получить объективную информацию об уровне учебных достижений выпускников средней школы по обществознанию, выявить качество овладения содержанием обществоведческого образования, отраженным в нормативных документах, определить направления совершенствования учебного процесса и учебно-методического обеспечения школьного курса, наметить пути улучшения обществоведческого образования в школе.

Ряд понятий и положений усвоены выпускниками на формальном уровне. Об этом свидетельствуют затруднения при выполнении заданий, требующих применения полученных знаний. Важно основательно прорабатывать и систематически контролировать развитие общеучебных и предметных умений учащихся. Эта задача лежит в русле основных целей обществоведческой подготовки, соответствует принципу компетентностного подхода, требованиям стандарта по формированию ведущих способов деятельности. Необходимо продолжать совершенствовать умения:

– определять термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту;

– применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

– выбирать обобщающее понятие для всех остальных понятий и терминов, представленных в перечне.

Следует планировать текущий поурочный контроль по отдельным компонентам содержания Кодификатора в формате заданий части В и обратить особое внимание на правила оформления ответов.

При отборе для работы с учащимися тестовых вопросов части А целесообразно сосредоточиться на заданиях, обращенных к социальным реалиям. Приведем возможный вариант работыс заданием с графической информацией, отражающей перемещение кривых спроса и предложения в связи с меняющейся экономической ситуацией.

На рисунке отражена ситуация на рынке аудиотехники: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (Р — цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с

1) увеличением количества магазинов, торгующих аудиотехникой

2) удорожанием технологии производства аудиотехники

3) увеличением налогов на производителей аудиотехники

4) увеличением доходов потребителей.

P

Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по части С - student2.ru   D   D1    
    Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по части С - student2.ru   Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по части С - student2.ru    
             
    Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по части С - student2.ru        
             
             
          Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ по части С - student2.ru Q

Возможный алгоритм работы с заданием

· Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям: в данном случае речь идёт о задании на определение причины экономической ситуации, которой является изменение объёма спроса.

· Вспомнить определение объёма спроса.

· Акцентировать внимание на направленность изменений — увеличение объёма спроса.

· Вспомнить факторы, влияющие на объём спроса.

· Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа (обозначены цифрами 1; 2; 3; 4) и определить, влияют ли указанные в них факторы на объём спроса.

· Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые не влияют на объём спроса.

· Установить единственный правильный ответ.

· Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания невыбранные альтернативы.

Необходимо уделять более пристальное внимание выполнению заданий аналогичных В3 и В6, прежде всего на примере содержания из сфер «экономика», «право». Целесообразно разделы «Экономика», «Право» шире включать как самостоятельные предметы, элективные курсы в учебные планы образовательных учреждений, прежде всего в классах социально–гуманитарного, социально–экономического профилей.

В 2013 году планируется усложнение задания В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения – теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент – положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.

Для повышения уровня подготовленности выпускников к успешному выполнению заданий высокого уровня, прежде всего, процесс обучения должен строиться на деятельностной основе. Для отработки заданий С1-С4 необходимо проводить уроки лабораторного типа, на которых организовывать работу с различными текстами, в том числе неадаптированными. Следует ежеурочно обращаться к фрагментам документов, содержащихся в учебниках, при подготовке к уроку использовать несколько учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Для отработки заданий С5 целесообразно проводить терминологические диктанты на уроках, самостоятельные работы учащихся с учебником по поиску суждений с использованием указанных терминов и понятий. Необходимо обучать умению составлять предложения с использованием определенных терминов, например, писать мини-сочинения с грамотным использованием изученных терминов в контексте работы. В 2013 году критерии выполнения задания С5 будут скорректированы: если выпускник неверно раскрыл смысл понятия, то ему выставляется 0 баллов независимо от количества и качества составленных предложений.

Для подготовки к выполнению вариантов С6 эффективны задания по подбору конкретных примеров проявления признаков, функций социальных явлений, объектов из учебников, СМИ, Интернет–ресурсов, а также из социальной и личной практики учеников, их родных и близких. Важно, чтобы учащиеся были в курсе основных событий общественной жизни по каждой из изучаемых тем курса. Возможно, следует включить в обучение периодический анализ новостей общественной жизни.

Для выполнения задачи С7 на анализ данных необходимо на уроках разбирать различные источники – диаграммы, таблицы. Разбирать на теоретической основе конкретные жизненные ситуации, решать экономические и юридические задачи.

Для выполнения задачи С7 на анализ данных необходимо на уроках разбирать различные источники – диаграммы, таблицы, схемы, в том числе с помощью памяток. Например, по работе с диаграммой:

1. Определите тип диаграммы: линейчатая, круговая, графическая и др.

2. Установите, соотношения каких величин графически изображает данная диаграмма.

3. Внимательно изучите легенду: названия осей, масштаб обозначений на осях X и Y; цветовые обозначения различных величин, подписи к ним и т.п.

4. Выявите количественные показатели каждой из величин и сравните их.

5. Обобщите результаты и сделайте выводы.

Сложными остаются задания С8 и С9. Критерии по проверке данных заданий в 2013 году усложнены. Без знаний содержательной линии курса невозможно выполнить требования заданий. Поэтому, прежде всего, важно систематизировать изучаемый материал, хорошо его повторять.

С помощью задания С8 проверяется, насколько успешно абитуриент овладел умением комплексно представлять определенную область (проблему) обществознания, видя в ней в то же время отдельные компоненты, аспекты. План – это четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей. Формулировки пунктов плана отражают и то, насколько адекватно выпускник понимает характер связи основной темы и ее компонентов, представленных в пунктах и подпунктах плана (проявления, причины, последствия, направления, функции, тенденции, механизмы и т.п.). Пункты, подпункты плана могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах, но обязательно должны быть конкретными, соответствовать теме: не просто «Определение государства», а «Виды государства», «Функции» и т. д. Выпускники 2012 года показали, что они овладели логикой изложения темы, структурой сложного плана, однако, знания конкретики темы им не хватает. Они могут формально построить план, но не могут продемонстрировать знание темы по существу.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в проекте КИМ ЕГЭ по обществознанию 2013 года критерии оценивания задания С8 претерпели изменения. В частности, при анализе ответа будут учитываться следующие позиции:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не будут засчитываться при оценивании

Целесообразно при изучении ряда тем, начиная с основной школы, формулировать пункты плана. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта. Этот методический прием позволит исключить пункты, не обеспеченные содержанием, и выработать видение тем на уровне целостного восприятия, а также предотвратит появление планов–шаблонов.

В задании С9в условии четко сформулирована задача – высказать собственную точку зрения по проблеме и обосновать ее, выделены компоненты, которые должны присутствовать при изложении суждений: «При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятойпроблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также фактыобщественной жизни и жизненный опыт». В самом задании не указано, что форма изложения суждений обязательно «эссе», однако требования, предъявляемые к данному заданию на государственном экзамене по обществознанию, вытекают именно из жанровых особенностей эссе, мини-сочинения.

В успешном эссе должна быть приведена развернутая теоретическая и фактологическая аргументация; уместно (к конкретной ситуации, теме) использованы понятия, термины, мировоззренческие идеи обществоведческого курса; должно четко формулироваться собственное мнение, отношение и многоаспектность проблемы.

При подготовке выпускников 2013 года необходимо обратить внимание на изменения в структуре и требованиях к написанию мини-сочинения. В частности, темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Такое объединение оправдано с точки зрения

тематической близости этих областей науки. Экзаменуемый получает

возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой

из этих общественных наук при написании эссе. При оценивании работ выпускников планируется использовать следующие критерии:

Критерий Содержание критерия максимальный балл
К1 Раскрытие смысла высказывания
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
К3 Качество фактической аргументации

При проверке эссе эксперты будут нацелены на то, что наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.

· Оценивание сочинений учащихся по третьему критерию примером…; Рассмотрим несколько подходов…, например; С одной стороны, … С другой стороны, ….

· С - Суждение (итоговое) - Таким образом,…;

Требования к эссе:

Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

· Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

· Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

· Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует различные теоретические понятия, термины; привлекает для аргументации разные мнения, позиции; раскрывает различные аспекты данной проблемы, альтернативные пути ее решения.

· Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

· Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

При подготовке эссе с учениками в ходе обучения важно

· изучить соответствующий теоретический материал;

· выделить смысл афоризма, ключевой тезис и определить позицию по отношению к нему;

· продумать, в чем может заключаться актуальность заявленной темы и ее различные аспекты, пути решения.

Учителю необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что, основанием для получения более высоких баллов за эссе являются следующие элементы:

1.При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов.

2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования.

3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни.

4. В рассуждениях используется «доказательство от противного».

5. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта.

6.Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы.

7. Работа отличается целостностью, завершенностью и соразмерностью частей.

Для успешной подготовки к ЕГЭ целесообразна организация итогового повторения. Возможны различные варианты планирования предэк­заменационного повторения, например, в основу предлагаемого варианта положено содержание прове­ряемых на едином экзамене знаний.

Урок 1. Вводный. Особенности ЕГЭ по обществознанию. Структура проверочной работы. Виды заданий. Критерии к оцениванию заданий с открытыми ответами.

Далее следуют уроки по отработке знаний и умений, необходимых для успешного выполнения заданий по отдельным содержательным линиям.

Уроки 2-3. Содержательные линия «Человек и общество»

Урок 4. Содержательная линия «Экономика»

Урок 5. Содержательная линия «Социальная сфера»

Урок 6. Содержательная линия «Политическая сфера»

Урок 7. Содержательная линия «Право»

Урок 8.Итоговая работа

Ключевой особенностью этого блока занятий является организация уроков. Исходным пунктом каждого из них (за исключением, может быть, только вводного занятия) является актуализация необходимого круга знаний, полученных в курсе. Ученикам дается опережающее задание повторить определенный раздел курса, обратив внимание на ключевые понятия и положения, в ряде случаев на аргументацию выводов или конкретные приме­ры, подтверждающие тот или иной тезис. Вот, к примеру, как может выглядеть учебное содержа­ние, необходимое при выполнении заданий по теме «Общество».

Наши рекомендации