Анализ результатов выполнения заданий обязательного государственного экзамена по математике в 9 классе

1.4.1. Задания части 1 экзаменационной работы

Задания этой части работы проверяют не только владение базовыми алгоритмами, но и знание и понимание важнейших элементов содержания обучения (понятий, их свойств, их взаимосвязи и пр.), умение пользоваться различными математическими моделями, умение применять знания в простейших практических ситуациях. Успешное выполнение этой части работы дает возможность судить не только об умении выполнять те или иные преобразования, но и об осмыслении учащимися полученных знаний.

Результаты выполнения заданий части 1 экзаменационной работы (1– 20) приведены в табл. 3. Статистические данные предоставлены РЦОКОиИТ.

Таблица 3

Содержание заданий части 1 экзаменационной

работы основного периода
и результаты их выполнения в 2015 году

Модуль Порядковый номер задания Содержание задания Процент правильных ответов
  Арифметические действия с десятичными дробями 85,87%
Алгебра Оценка буквенных выражений с помощью координатной прямой 88,40%
Сравнение рациональных и иррациональных чисел с применением свойств арифметических квадратных корней 79,00%
Решение линейных уравнений 74,57%
  Геометрический смысл коэффициентов квадратичной функции 73,85%
  Нахождение n-го члена арифметической прогрессии, заданной рекуррентным способом 64,73%
Действия с алгебраическими дробями 43,57%
Решение квадратного неравенства и его графическая иллюстрация 62,51%
Геометрия Нахождение длины средней линии треугольника по известному основанию 84,27%
Нахождение величины центрального угла с использованием свойств вписанных углов и свойств равнобедренного треугольника 77,49%
Нахождение длины основания трапеции с использованием свойств равнобедренной трапеции 77,35%
Вычисление площади треугольника 74,51%
Анализ геометрических утверждений 64,32%
Реальная математика Анализ табличных данных 83,56%
Анализ графической информации 94,10%
Вычисление отношения величин 58,87%
Использование теоремы Пифагора в заданиях практического содержания 75,37%
Анализ информации, представленной в диаграмме 95,81%
Вычисление вероятностей 68,58%
Нахождение значений буквенных выражений в заданиях практического содержания 73,01%

Модули «Алгебра», «Геометрия» и «Реальная математика» части 1 состоят из заданий базового уровня сложности, т.е. соответствуют минимальному уровню освоения образовательного стандарта основной школы, без которого невозможно успешное освоение программы средней школы. В этой связи особенно настораживает тот факт, что с решением простейшего линейного уравнения и нахождение значения буквенного выражения в задачах практического содержания не справились более четверти учащихся. Более трети учащихся не справились с нахождением n-го члена арифметической прогрессии, не умеют решать квадратные неравенства и не умеют анализировать геометрические утверждения. Почти половина учащихся не справились с вычислением отношения двух величин и более половины учащихся не обладают навыками выполнения действий с алгебраическими дробями.

1.4.2. Задания части 2 экзаменационной работы

Задания части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» предусматривают развернутый ответ с записью хода решения.

В каждом модуле последние задачи (23 и 26) наиболее сложные, они рассчитаны на учащихся, изучавших математику более основательно, чем в рамках пятичасового недельного курса. Выполнение этих заданий требует уверенного владения формально-оперативным алгебраическим аппаратом, способности к интеграции знаний из различных разделов курса математики, владения широким набором приемов и способов рассуждений.

Кроме того, учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения. Степень и качество выполнения этих заданий дают возможность дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявив среди них наиболее подготовленных, а значит, составляю­щих потенциал профильных классов.

Содержание заданий части 2 экзаменационной работы (21–26) и ре­зультаты их выполнения приведены в табл. 4. Статистические данные предоставлены РЦОКОиИТ.

Таблица 4

Содержание заданий части 2 экзаменационной

работы основного периода
и результаты их выполнения в 2015 году

Модуль   Порядковый номер задания Содержание задания Результаты выполнения задания
Баллы за задание Процент выпускников
Алгебра Решение рационального уравнения 86,08%
1,09%
12,87%
Решение текстовой задачи на движение 81,54%
5,20%
13,29%
Построение графика кусочной функции. Определение количества решений уравнения с параметром с использованием построенного графика 95,64%
1,51%
2,89%
Геометрия Решение планиметрической задачи на вычисление 79,15%
4,94%
19,95%
Решение планиметрической задачи на доказательство 81,12%
2,54%
16,38%
Решение планиметрической задачи на вычисление радиуса окружности 99,50%
0,08%
0,46%

Если задание 23 и 26 действительно можно отнести к заданиям высокого уровня сложности, то задания 22, 23, 24, 25 трудно назвать заданиями повышенного уровня сложности. Например, обучение учащихся решать текстовые задачи на движение (в разной интерпретации) происходит в 5, 6, 7, 8,9 классах, но между тем с этой задачей справились менее 20% учащихся. Это в большой мере связано с неумением учащихся математически грамотно записать решение, привести необходимые пояснения и обоснования. Такое неумение (или нежелание) приводит, в соответствии с критериями, к снижению балла, а иногда, и к обнулению результата.

Наши рекомендации