Рыночный спрос, факторы, его определяющие. Взаимосвязь спроса и цены. Эластичность спроса
Тема 3. РЫНОК И ЕГО МЕХАНИЗМ
1. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, цена, конкуренция.
2. Рыночный спрос, факторы, его определяющие. Взаимосвязь спроса и цены. Эластичность спроса.
3. Рыночное предложение, факторы его определяющие. Взаимодействие предложения и цены. Эластичность предложения.
4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Государственное регулирование цен и рыночный механизм.
5. Поведение потребителя в рыночной экономике.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
- Рынок: инфраструктура, условия функционирования.
- Рыночного механизм и его функции.
- Становление рыночного механизма в России.
- Эластичность спроса и предложения. Практическое значение теории эластичности.
- Поведение потребителя в рыночной экономике.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:
· Емцов Р., Лукин М. Микроэкономика. - М., 1997.
· Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс.– М., 2006. -Гл.2-4, 20-21.
· Максимова Е.В., Краденова И.А. Экономическая теория: Микроэкономика: учеб. пособие. - М., 2007. - Глава 3-4.
· Носова С.С. Экономическая теория. – М. 2007. – Глава 4-6, 11-14.
· Нуреев Р. Основы экономической теории. - М., 1996, гл .3.
· Основы экономической теории. Учеб. пособие. /Под ред. А.Шуркалина и др. - Ч.1. Тема 6.
· Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. – М., 2000.-Гл.2-5.
· Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М., 2005.- Гл.3.
· Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – Глава 4, 20-21.
· Фишер С. и др. Экономика. – М.: Дело, 1993. – Глава 5-6, 10.
· Экономика. Учебник. /Под ред. Л.Е.Басовского. - М., 2002. – Гл. З
· Экономическая теория. Учебник. /В.Д.Камаева. – М., 2006. – Гл. 4-6.
· http://gallery.economicus.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ:
§ Маевский В., Чернавский Д. О рациональном поведении реального потребителя. //Вопросы экономики. – 2007. - №3.
§ Вишневский В. Теория стоимости в экономической науке. //Экономист. – 2007. - №5.
1. Основные элементы рыночного механизма:
Спрос, предложение, цена, конкуренция
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Основными элементами рыночного механизма: спрос, предложение, цена и конкуренция.
Рыночный механизм - совокупность инструментов регулирования рыночных процессов и отношений (спрос, предложение, цена, налог, конкуренция). - /Совр. экономический словарь. -М., 2006. - Б.Райзберг и др.
Механизм функционирования рынка представляет собой конкретные способы, средства и формы его организации. Механизм базируется не только на экономических, но и на правовых законах.
Во-первых, механизм функционирования рынка основан на экономической свободе всех агентов рыночного хозяйства.
Во-вторых, механизм рынка основан на самоорганизации экономического субъекта как участника в обмене продуктами своего труда (товарами).
В-третьих, механизм заключается в наличии конкуренции, которая, с одной стороны, выражает отношения между экономическими субъектами, а с другой стороны (и это главное), определяет способ хозяйствования субъектов.
В-четвертых, рыночный механизм - это механизм экономического поведения субъектов, их экономического расчета, это механизм взаимодействия цен, спроса и предложения, механизм экономической надстройки, способный учитывать реальные потребности воспроизводства.
Функции рыночного механизма:
ü управляет переливом капитала из одной отрасли в другую и таким образом наводит порядок в потенциальном экономическом хаосе;
ü уравновешивает спрос и предложение, обеспечивая сбалансированность экономики;
ü дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их труда;
ü способствует вымыванию неконкурентоспособных предприятии и свертыванию устаревших производств.
Рыночный спрос, факторы, его определяющие. Взаимосвязь спроса и цены. Эластичность спроса
Спрос (demand) – это количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в данный период времени.
Спрос - это рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага.
Величина спроса- максимальное количество блага, которое покупатель готов приобрести за определенную цену.
Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется – законом спроса.
P (цена) D (demand)– Спрос; P (price)– Цена товара Q (quantity)– Количество товаров P0 D Q Q0 Рис. 1. Кривая спроса. |
Нисходящий наклон кривой спроса объясняется следующими эффектами:
1)эффектом дохода, который означает, что по мере снижения цены происходит фактические повышение его покупательной способности и при прочих равных условиях человек может приобрести большее количество благ;
2) Эффектом замещения, который связан с рациональным поведением потребителя, при прочих равных условиях увеличение цены приводит к переключению потребителя на более дешевые товары, которыми заменяется подорожавший товар.
Исключением быть поведение более состоятельных людей, для которых престижность вступает в противоречие с рациональным поведением потребителя.
Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения. | N2 D1 N1 D Парадокс Гиффена |
Функция спроса (demand function) –функция, определяющая спрос в зависимости от влияния на него различных факторов.
Определяющий фактор:Цена (P) на единицу блага.
Неценовые факторы:
-денежные доходы населения (I);
- сопутствующие товар: товары-субституты (Psub); комплементарные товары (Pcom);
- вкусы и предпочтения покупателей (Z);
- реклама;
- число потребителей данного товара (N);
потребительские ожидания (W) ;
- налоги и дотации (T);
- прочие условия (В)
Функция спроса: QD = f( P, I, Z, W, T, Psub, Pcom, N, B)
P D2 D D1 0 Q Рис.: Функция спроса. |