Недостатки современной мировой ДКП
1) Центральные банки с помощью ДКП не могут решить структурные проблемы экономики, мешающие восстановлению роста (улучшить баланс и снизить долги домохозяйств и финансовых институтов, сократить дефицит бюджетов, реформировать рынки труда и т.п.), а могут лишь предоставить правительствам дополнительное время для их решения.
Ожидать, что сама монетарная политика сможет решить эти проблемы ― опасное заблуждение. Более того, в сегодняшней ситуации любые новые инициативы центральных банков усугубляют те немалые экономические риски, которые они сами же создали своей предыдущей политикой с начала кризиса.
2) Политика «дешёвых денег», которую проводят мировые центральные банки, неэффективна. Наплыв дешёвых денег вызывает рекордный рост рыночных котировок, несмотря на то, что наблюдаются только слабые признаки восстановления экономики. При этом центральные банки, которые сначала всеми силами стимулируют рынки, сами предупреждают о том, что инвесторам лучше не увлекаться оптимизмом. Например, председатель ФРС, а также председатель Банка Англии публично заявляли о том, что их политика может привести к возникновению новых финансовых «пузырей».
Мир стал слишком зависим от лёгких денег, а ставки с каждым циклом и каждым кризисом падают всё ниже, побуждая к принятию излишних рисков. Реальные процентные ставки никогда не были такими низкими так долго, поэтому у центральных банков существенно снижаются возможности борьбы со следующими кризисами. Такой уровень процентных ставок нельзя рассматривать как новый баланс.
Стимулирование, применяемое центральными банками развитых стран ― нулевые и даже отрицательные процентные ставки, рост кредитования и покупка активов ― приводит к тому, что у правительств появляется возможность откладывать столь необходимое реформирование экономик и банковских систем.
В 2016 году экономисты БМР указывают на неустойчивость экономического роста и на то обстоятельство, что отрицательные процентные ставки могут стать реальностью для многих стран, так как центральные банки обеспокоены текущим состоянием экономик и ищут возможности поддержать экономический рост. Так, в конце января 2016 г. Банк Японии ввел отрицательные процентные ставки, после того как ЕЦБ объявил о возможном пересмотре своей денежно-кредитной политики, а ФРС провела стресс-тест сценариев, предполагающих введение отрицательных процентных ставок.
Таким образом, по мнению ряда экспертов БМР, в связи со снижением эффективности процентной политики центральных банков вследствие длительного периода поддержания ставок на очень низком уровне, установление отрицательных процентных ставок, ранее казавшееся немыслимым, теперь становится необходимостью.
Кроме того, БМР предупреждает о возможности развития кризиса в мировой экономике, частично обусловленной проводимой центральными банками денежно-кредитной политикой. Рост уязвимости глобальной экономики и действия центральных банков поддержали ожидания финансовых рынков по поводу дальнейшего снижения процентных ставок. Это провоцирует снижение цен на нефть и валютных курсов, расширение кредитных спрэдов[1] (и, соответственно, кредитных рисков). Данные обстоятельства приводят к росту ожиданий рецессии у инвесторов, а также опасений касательно снижения доходности финансовых инструментов.
[1] Кредитный спрэд — разница в ценах (доходностях) финансовых инструментов, связанная с различным кредитным риском. На практике чаще всего под кредитным спредом понимается разница между ценой (доходностью) финансового инструмента и ценой (доходностью) безрискового актива, т.е. оценка риска финансового инструмента.