Рационализация организационной деятельности 5 страница
|
|
|
|
|
ной системе. Могут быть использованы следующие оценоч- ные характеристики:
ПЗ — полная зависимость (5
|
03 — относительная зависимость (3 балла); ВЗ — временная зависимость (2 балла);
НЗ — неявная зависимость (1 балл).
|
Руководствуясь изложенными принципами, охарактеризу- ем основные этапы определения интегральной оценки качест- ва организация.
Табл. 7.1.
Степень влияния факторов внешней среды на работу фирм
Политические:
Внешние факторы
эк 08
1 2 3 п
• международная обстановка;
• государственный строй;
• формы собственности. Правовые:
• законодательная система;
• нормативные документы;
• ограничения на экспортно-импортные операции. Социально-экономические:
• развитие объектов инфраструктуры;
• жизненный уровень населения;
• платежеспособность юридических и физических лиц;
• инфляция;
• стабильность финансовой системы;
• конкуренция;
• криминальная обстановка. Научно-технические:
• уровень использования новых информационных
технологий;
• информационные компьютерные системы;
• телекоммуникационные связи. Природные:
• географические особенности;
• климатические и сезонные условия;
• требования экологической безопасности. Культурные:
• уровень культуры населения;
• традиции и обычаи;
• нормы общественной жизни;
• языковые барьеры.
Форс-мажорные обстоятельства.
Первым этапом является выбор исходной системы крите- риев, по которым будет Производиться оценка качества пока- зателей. В соответствии с общей теорией экономического ана- лиза при решении данной задачи организация должна рас- сматриваться как единая система, включающая в себя ряд элементов, находящихся в определенном взаимодействии. В то же время она сама как субъект хозяйственной деятельности является частью системы более высокого уровня, действие ко- торой направлено на повышение качества общественной жиз- ни. За счет этого каждая организация должна рассматриваться как открытая система, функционирующая во внешней среде и подверженная влиянию происходящих в ней изменений. По- этому в набор критериев должны входить оценки, характери- зующие способность организации быстро и адекватно реаги- ровать на внешние изменения.
Второй этап построения интегральной оценки предусмат- ривает ранжирование показателей по степени значимости их влияния на работу организации. Ввиду большого количества факторов и трудностей составления их формального описания при определении значений коэффициентов, отражающих сте- пень влияния различных явлений на работу организации, на этом этапе применяется метод экспертной оценки, исполь- зующий данные опроса менеджеров различных организаций, занимающихся аналогичной деятельностью, и независимых экспертов.
Ранжирование факторов в значительной степени зависит от цели, которую ставит перед собой организация, и выбран- ной стратегии действия. Следовательно, ранжирование фак- торов должно производиться для каждой рассмотренной в разделе 4.4. типовой стратегии отдельно. При таком подходе к исследованию качества работы организации коэффициенты относительной важности являются безразмерными величи- нами, характеризующими только меру относительного пред- почтения одних факторов перед другими. Таким образом они
|
Интегральная оценка абсолютного показателя качества ор- ганизации Р определяется, исходя из условия:
где к — число показателей, входящих в интегральную оцен- ку;
|
|
Найденная таким образом интегральная оценка абсолютно- го качества организации будет представлять собой комбини- рованный показатель, включающий в себя формальные (полу- ченные с помощью экономико-математических методов) и неформальные (полученные на основе личного опыта, наблю- дений и интуиции) показатели.
Третий этап нахождения интегральной оценки предусмат- ривает построение экономико-математической модели и опре- деление на ее основе эталонного значения показателя качест- ва. С этой целью производится разработка методов оценки частных показателей, характеризующих эффективность дея- тельности организации. Затем производится определение зна- чений частных показателей для эталонной организации, вы- бранной из множества предприятий, занимающихся одним типом деятельности и реализующих сходные стратегии разви- тия. В соответствии с ранее изложенной методикой для нее определяется абсолютное значение показателя качества, кото- рое в дальнейшем используется в качестве точки отсчета (эта- лона) для ранжирования по качеству всех организаций, под- лежащих обследованию. Если в ходе предварительной подго- товки к проведению исследования членам экспертной группы не удалось выделить эталонное предприятие, то в качестве эталонного значения интегрального показателя берется сред-
|
|
4.4 пособия) в качестве эталона следует взять максимальное значение абсолютного показателя качества в обследуемой группе.
При разработке перспективных стратегий развития для оценки качества предлагаемых стратегических концепций це- лесообразно воспользоваться сравнением с моделью идеаль- ной организации. Абсолютный показатель качества идеальной модели находится с помощью расчета интегральной оценки по максимальным значениям характеристик качества достигну- тых какой-либо организацией, входящей в группу.
Таким образом, практическая реализация метода оценки качества работы основана на построении модели функциони- рования «наилучшей» с точки зрения поставленной цели и выбранной стратегии действия организации. Модель исполь- зуется в качестве эталона или начальной точки отсчета в про- цедуре ранжирования по качеству организаций обследуемой группы.
7.3. Практическая реализация метода оценки эффективностисформированной организационной системы
|
В качестве эталонной модели используются усредненные оценки показателей эффективности по группе предприятий,
|
Предлагаемый подход позволяет учитывать изменения внутренней и внешней среды, происходящие в течение дли- тельного периода времени, благодаря чему результаты прове- денного диагностического обследования могут использоваться не только для проведения процедур оперативной коррекции, но и для оценки способности организации реагировать на из- менения общей рыночной конъюнктуры стратегического ха- рактера. В случае резких изменений экономической ситуации (например, при наличии кризисных явлений в экономике) по- лученные ранее интегральные оценки позволят спрогнозиро- вать процесс корректировки системы управления организаци- ей для работы в новых условиях.
|
1 до т, где т — количество оцениваемых критериев эффек- тивности.
|
|
|
|
|
Для оценки степени отклонения показателей, характери- зующих эффективность системы управления исследуемого
|
|
|
|
(7.3)
|
Основная цель проводимого исследования состоит в оцен- ке реактивных способностей организации при изменении воз- действий со стороны внешней и внутренней среды. Поэтому набор критериев эффективности определяется набором выде- ленных факторов, воздействующих на работу системы управ- ления.
|
купателю товаров, приобретенных через виртуальный мага- зин.
При анализе способности предприятия к оказанию услуг по доставке товаров в качестве критериев эффективности систе- мы управления предприятием используется обобщенный по- казатель, характеризующий качество обслуживания. При этом принимаются во внимание 3 группы факторов:
• персонал;
• оснащенность необходимыми техническими средствами и оборудованием;
• техническое обслуживание и ремонт.
|
ствляют все перевозки на различных этапах логистического процесса, таким обобщенным показателем является своевре- менное выполнение заказов, т.е. доставка товаров «точно во- время».
Методика определения количественного значения этого показателя предусматривает следующую последовательность действий. Выбирается стандартный маршрут перемещения груза с минимальной нагрузкой, равной, например, 20 заявкам в сутки.
Отметим, что с целью получения комплексной оценки, от- ражающей взаимодействие всех звеньев, входящих в состав транспортно-экспедиционной фирмы, в данном примере был выбран маршрут, включающий промежуточное складирование и разборку груза, а также операции, связанные с прохождени- ем таможенного осмотра.
|
Тз = (7.4)
|
|
1=1
|
|
|
|
|
|
Действительно, время выполнения каждой из операций, вхо-
дящих в формулу 7.5, зависит от большого количества слу-
чайных и, в основном, независимых друг от друга факторов, поэтому оно является случайной величиной е нормальным за- коном распределения. Для определения верхней границы (максимального времени выполнения заказа на перевозку) мы можем воспользоваться понятием доверительного интервала.
Тогда,
|
|
|
|
|
В рассматриваемом случае р — это вероятность того, что фактическая величина времени доставки будет находиться в пределах доверительного интервала и, следовательно, не пре- высит значения, определяемого выражением (7.6). Конкретное значение вероятности р выбирается исследователем в зависи- мости от жесткости требований заказчика к времени доставки товара.
Соответственно величина q = 1 - р соответствует риску не- выполнения заказа, в этом случае требование высокого каче- ства обслуживания не выполняется, так как груз поступает не вовремя.
Рассмотрим методику расчета величин, входящих в выра- жение 7.6.
|
|
|
(7.8)
|
|
m — число составляющих перевозочного процесса;
|
|
|
|
1< j < m, следовательно, формула для расчета среднего значе- ния упрощается.
Зависимости времени выполнения заказа на перевозку, описываемые уравнениями (7.4-7.8), используются для раз- работки статистической модели, позволяющей проводить ис- следование процессов, протекающих в сложной системе, при недетерминированных (не обусловленных) взаимодействиях между отдельными составляющими. Для более полного уче- та реальной ситуации следует ввести дополнительные огра- ничения на продолжительность непрерывной работы персо- нала, принимающего участие в выполнении заказа не пере- возку.
(7.9)
|
|
определяются (У
|
|
|
|
|
|
• во всех остальных случаях — 0 баллов.
Заметим, что при оценке 5, 4, и 3 балла процент качествен- но выполненных заказов составляет 99,7%, 95,4% и 68,3% со- ответственно. Более низкие показатели являются неприемле- мыми. Для предприятий, получивших оценку в 3 балла (каче- ство выполнения заказа составляет 68,3%), следует провести внеочередное диагностическое обследование с целью выявле- ния проблем, мешающих их эффективной работе, и разработ- ки мер оперативной коррекции системы управления этими предприятиями.