Особенности ценообразования на рынках ресурсов.

Тема 6. Рынки факторов производства.

1. Особенности ценообразования на рынках ресурсов.

2. Рынок труда и особенности его функционирования.

3. Рынок капитала. Ставка процента и факторы ее определяющие.

4. Рынок природных ресурсов. Рентные отношения. Цена земли.

Особенности ценообразования на рынках ресурсов.

Рынок факторов производства является особым видом рынков в системе рыночной экономики. Здесь фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала. На этих рынках действуют те же законы спроса и предложения, тот же механизм рыночного ценообразования. Но они в большей степени, чем рынки конечных продуктов находятся под воздействием внеэкономических факторов - государства, профсоюзов, общественных организаций. Кроме этого, эти рынки имеют специфические особенности, проявляющиеся в процессе ценообразования на тот или другой ресурс.

Специфика функционирования рынка ресурсов заключается в следующем:

1. Некоторые виды ресурсов покупают и продают сами предприниматели /топливно-энергетические ресурсы, производственное оборудование/, поэтому для одних затраты ресурсов - это издержки производства, для других - статья доходов. Земля, труд и денежный капитал продаются домашними хозяйствами, поэтому цены на эти ресурсы - определяющий фактор формирования доходов домохозяйств.

2. Предложение каждого конкретного фактора производства имеет различную эластичность. Основная причина - в степени ограниченности и редкости ресурсов.

3. Спрос на ресурсы является производным от спроса на товары и услуги потребительского сектора, произведенные с использованием данных ресурсов. Так, спрос на оборудование для автомобилестроения и специалистов данной области деятельности является производным от спроса на автомобили. Эту особенность рынка факторов производства П.Самуэльсон проиллюстрировал следующим образом: «…неверно, что цена зерна высока потому, что высока цена земли,…фактически наиболее правдоподобно обратное утверждение: цена земли потому и высока, что высока цена на зерно…».

4. Спрос на конкретный ресурс зависит от уровня цен не только на него, но и на все остальные сопряженные с ним ресурсы.

Задача фирм-потребителей ресурсов – это поиск такого варианта сочетания факторов производства, который даст максимально возможный объем выпуска продукции. А с учетом изменения цен факторов производства – это поиск варианта максимизации доходов при минимизации издержек. Минимизация издержек достигается путем замещения дорогостоящих факторов производства альтернативными, более дешевыми. Условием минимизации издержек при замещении факторов производства является равенство

МРа/ Ра = МРb/ Рb = MPc/ Pc

Где МРа , МРв – предельные продукты факторов производства А, В

Ра, Рв – цена факторов производства А, В.

Эта закономерность анализировалась в теме 4 «Теория производства фирмы».

Предпринимателя интересует вопрос не только минимизации издержек, но и максимизации дохода, то есть определения такого объема производства, который принесет максимальный доход при данном сочетании факторов производства.

Стремясь к максимизации дохода, фирма будет увеличивать спрос на факторы производства до тех пор, пока , пока доход от их предельного продукта не уравновесится с ценой каждого из применяемых факторов.

Максимальный доход будет обеспечен при условии, когда

MRPa=Pa MRPb =Pb MRPc =Pc

где MRPa,b,c –доход от предельного продукта факторов А,В,С.

Pa,b,c - цена факторов А,В,С.

Объединяя условия 1 и 2, мы получим условие максимизации прибыли

MRPa/Pa=MRPb/Pb=MRPc/Pc=1

В этом уравнении выражена следующая закономерность: включая в производство дополнительные ресурсы, предприниматель придерживается правила, согласно которому доход от предельного продукта, получаемого за счет дополнительного вложения какого-либо фактора производства, должен равняться рыночной цене этого фактора. Достижение отмеченной пропорции обеспечивает фирме получение максимума прибыли. В противном случае фирма будет либо увеличивать спрос на факторы производства (если соотношение больше 1), либо уменьшать его (если меньше 1).

Наши рекомендации