Рационализация организационной деятельности

Рационализация как усовершенствование, улучшение, осуществление наиболее целесообразной и разумной организации управленческого труда. Формулировка принципов рационализации Ф.Тейлором, Г. Эмерсоном, Ф. Гилбертом, Г. Фордом. Основные направления рационализации. Усовершен­ствование научной организации труда, результатов груда, средств труда и техно­логических процессов. Влияние новаций на общественное и экономическое развитие. Формирование нового информационного пространства. Рационали­зирующее воздействие новых информационных технологий и среды электрон­ной коммерции.

Основная литература:2,3,4, 8,15, 16.

Формирование организационных структур.

Научно-обоснованный подход к формированию организационных струк­тур управления. Основные этапы процесса формирования структуры. После­довательность перехода от цели организации к организационной структуре уп­равления. Влияние внешней среды на прогноз развития организации. Разработ­ка гипотезы. Выбор стратегии. Процедуры моделирования. Экономический анализ возможных вариантов развития. Анализ альтернативных вариантов орга­низационной структуры. Оптимизация решения. Алгоритм проектирования организационной системы.

Основная литература: 7, 9,15, 16, 17. 18.

Проектирование и корректировка организационных систем.

Поэтапное проектирование организационной системы. Организацион­ное планирование. Последовательное приближение рациональной структуры управления к ее эталонной модели. Сложность автоматизированного проекти­рования организационных систем. Обоснование необходимости корректировки системы управления. Диагностическое обследование. Организационные преобразования. Методы корректировки организационных структур. Оператив­ная коррекция системы управления деловой организацией. Частичные и ради­кальные изменения в структуре организации. Практическая реализация метода оценки эффективности сформированной организационной системы. Базовый набор моделей. Усредненные оценки показателей эффективности. Обобщенный показатель качества. Экспертные системы. Проблема окупаемости затрат па корректировку существующей структуры или разработку нового проекта.

Основная литература: 8, 9, 15, 16, 18.

Субъекты и объекты организационной деятельности.

Уровни управления в организации. Процесс самоорганизации. Взаимо­связь функции и подфункций управления. Относительность понятий субъекта и объекта организационной деятельности. Обобщенный и коллективный субъект организационной деятельности. Лицо, принимающее решение. Распределение ролей и функциональных обязанностей в организации. Права и обязанности членов коллектива. Должностные инструкции. Проблема лидерства. Формаль­ное и неформальное лидерство. Требования, предъявляемые к менеджеру.

Основная литература: 4,12,15, 16. 18.

Организационная культура.

Культура как сложившаяся в процессе развития общественных отношений система материальных и духовных ценностей. Организационная культура (ОК) и ее зависимость от целей деятельности организации. Влияние среды обитания орга­низации на ее ОК. Внешняя и внутренняя составляющая ОК. Роль административ­но - управленческого аппарата в формировании ОК. Использование системы мотиваций. Статика и динамика культуры в организационных отношениях. Взаи­мосвязь профессионализма персонала и ОК. Типы ОК Целенаправленное фор­мирование имиджа и фирменного стиля организации. Новые информационные технологии и их влияние на ОК. Способы контроля состояния ОК.

Основная литература: 10,15. 16,18, 19.

7.5. Литература для написания контрольных работ

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 1999.

2. Козье Д. Электронная коммерция: Пер. с англ. - М.: Русская редакция, 1999. 3. Краснова В., Матвеева А. И др. Семь нот менеджмента. - М.: Журнал Эксперт, 1997.

4. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения М.: Дело, 2000.

5. Литвинюк А.А. Мотивационные комплексы трудовой деятельности в системе менеджмента. - М.: МГУ К, 1997.

6. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. - М.: ABF, 1996.

7. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др.- М.: ИНФРА-М. 1995.

8. Мескон М.. Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2001.

9. Мильнер Б.З. Теория организаций.- М.: ИНФРА-М, 2000.

10. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. - М.: Финансы и статистика, 1998.

11. Перегудов Ф.И. Введение в системный анализ. - М.: ИНФРА-М, 2001.

12. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и служ­бах, должностные инструкции/Казакова К.А. и др. - М.: Экономи­ка, НОРМА, 1997.

13. Пригожин А. И. Современная социология организации. Программа обновления гуманитарного образования в России. - М.: ИИТЕРПАКС, 1995.

14. Радченко Я.В. Теория организации. Ч. 1 (конспект лекций) - М.: Изд-во ГАУ.1998.

15. Рогожин С.В., Рогожина ТВ. Теория организации. Учебное пособие М.:Изд-во МГУК, 2001.

16. Рогожин С.В., Рогожина ТВ. Теория организации. Учебное пособие. -

М.: Экзамен, 2002.

17. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика:

Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2001.

18. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов.-М.:Аудит, ЮНИТИ,2000.

19. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. - ИНФРА-М, 2000 - (Серия «Вопрос-ответ»).

Наши рекомендации