Система социальной зашиты населения и ее структура
Система социальной защиты – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Она включает в себя:
1. Социальное обеспечение – возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.
Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.
2. Социальные гарантии – предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.
В нашей стране к социальным гарантиям относят:
• гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
• общедоступность и бесплатность образования;
• минимальный размер оплаты труда;
• минимальный размер пенсии, стипендии;
• социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
• пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
• ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
Размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 9989,86 руб. в 2009 году до 10988,85 руб. с 1 января 2010 года, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 1873,10 руб. в 2009 г.до 2060,41 рублей с 1 января 2010 года. С 2007 года осуществляются ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна в размере 6000 руб., вводится оплата труда приемных родителей – 4000 руб. Также введен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал: в 2007 г. его размер составлял 250000 руб., в 2010 г. – 343278,80 руб.
Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями.
С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета установлена в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники могут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы. С 1 апреля 2010 года денежный эквивалент набора социальных услуг составил 705 руб. 10 копеек.
С 1 апреля 2010 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны с– 3396,80 руб.; участники ВОВ – 2547,60 руб.; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников – 1868,90 руб.
Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий получают с 01.04.2010 г. ежемесячно 1019,70 руб. Инвалиды, имеющие третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно получают 1359,60 руб.; вторую степень – 1698,40 руб.; первую степень – 2378,20 руб.; детям-инвалидам выплачивается 1698,40 руб.
3. Социальное страхование – защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования – обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.
4. Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы – социальное обслуживание.
Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1995–2008 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1990 годом более чем в два раза, а по сравнению с 1995 г. на 35%. На 1 января 2009 г. работали 11 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 29 домов милосердия, 32 геронтологических центра. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, кризисные центры для мужчин, кризисные отделения для девочек.
Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.
Субъекты социальной работы – те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.
Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.
Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере – это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат – это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.
С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).
Вопросы для самопроверки:
1. Какую роль в современной экономике играет социальная политика?
2. С помощью каких показателей можно определить уровень доходов населения?
3. За счет каких источников формируются доходы населения?
4. Какие существуют принципы распределения доходов населения?
5. Какие существуют причины неравенства доходов в современном обществе?
6. Посредством каких показателей определяется степень неравенства доходов в обществе?
7. Каковы основные направления государственной политики доходов?
8. Для каких целей рассчитывается прожиточный минимум?
9. С помощью каких показателей оценивается уровень жизни населения?
10. Что понимается под качеством жизни населения?
11. Какие предпосылки определяют необходимость проведения активной социальной политики в современной рыночной экономике?
12. На основе каких принципов осуществляется социальная защита населения?
13. Какова структура системы социальной защиты населения?
14. Как определяется эффективность социальной работы?
15. Какие факторы определяют пределы социальной помощи гражданам?
Литература:
1. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М., 2008. – 286 с.
2. Доклад о развитии человека 2009: Перемещение людей: «моментальные снимки» и тенденции) [Электронный ресурс] // www.un.org/ru/ development/hdr/2009/
3. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в I квартале 2010 года [Электронный ресурс] // http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/ sections/ macro/monitoring/doc20100427_02
4. Российский статистический ежегодник – 2009. [Электронный ресурс] //www.gks.ru