Система социальной защиты населения: понятие, сущность, структура

Структура Социальной защиты

В структуре реализации механизмов системы социальной помощи выделяется два уровня: законодательный и исполнительный, компетенция которых определяется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровне. Важнейшим условием создания эффективной системы социальной защиты населения является деятельность органов социальной защиты на федеральном уровне, уровне региона или местном уровне, трудового коллектива и негосударственных общественных организаций. С одной стороны, социальная защита - одно из главных условий реальности правового статуса личности в государстве. Это условие предполагает конституционные полномочия граждан по защите своих прав и свобод.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность. Эффективность работы органов социальной защиты населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления- органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основные уровни органов социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения;, а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне :обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

СЗНВкл в себя следующие направления:

1 Систему законодательно установленных прав граждан

2 Систему проводимых государственных мероприятий направленных на обеспечение оптимальных условий жизни , поддержку жизнеобеспечения и дальнейшего сущ личности

3 Систему учреждений и организаций, деятельности которых направлена на содействие гражданам и оказание им помощи.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЗНорганизация:

1 Пенсионного обеспечения

2 Соц обслуживания населения на территории региона

3 Адресной помощи

4 Поддержка семьи, материнства и детства

Методы работы в системе органов социальной защиты

В процессе органов социальной защиты выделяют следующие методы:

Социальная работа в ВУЗах

- социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям;

- существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение (студенты-инвалиды, студенты с ограниченными возможностями), предложив свои услуги;

- особого внимания заслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.

Социальная работа в учреждениях интернатного типа и детских домах.

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутри).

Виды школ-интернатов в России

Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:

· Школы-интернаты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов,

· гимназии-интернаты

· лицеи-интернаты

· санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты.

По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются также на:

· школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

· школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

· спец. школы-интернаты для «трудных» подростков, не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени..

Воспитание в интернатных условиях не обеспечивает в должной мере формирования необходимых в самостоятельной жизни личностных качеств, знаний и умений, что приводит к неуспешности выпускников в решении задач независимого жизнеустройства

Целью такого учреждения является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, устройство ребенка на воспитание в патронатную семью или, если это возможно, возвращение ребенка в кровную семью, а также работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно, с целью изменения семьи и сохранения ребенка в семье (социальный патронат).

Детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства

К задачам социальных работников обычно относится защита прав пациентов, социальная адаптация больных людей к пребыванию вне стационара, организация ухода и медицинского обслуживания больных на дому (патронаж) после курса интенсивной терапии, трудотерапия инвалидов.

Алгоритм деятельности социального работника:

Практика и исследовательская, прогностическая работа социального работника в учреждениях здравоохранения за рубежом органично опирается не только на диагнозы врачей, показания лабораторных экспертиз, но и на психолого-социологические исследования, соответствующую экспертизу социального положения и психологического состояния больного и его близких, ситуаций в их семьях.

1. Изучается ситуация и условия жизни больного( картина жизни)

В работе с больными используются данные о специфике поведения их различных групп в типичных ситуациях, а также сведения о социальном статусе, образе жизни, профессии клиента, его семье, жизненном опыте пациента.

Учитывается и комплекс возможностей медицинского учреждения, его профессионально-квалификационная, техническая и технологическая оснащенность.

2. Планирование курса лечения ( данное мероприятие является важным в том случае, если соц факторы присутствуют в данном заболевании. Здесь важным является роль семьи и это является фактом социального вмешательства)

Социальный работник свободен в выборе теоретических оснований своей деятельности, в сборе дополнительных данных о больном, его состоянии, семье, близких. Однако в главном они сводятся к информационному обеспечению тех задач, что стоят перед социальным работником сферы здравоохранения:

1) обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением;

2) оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации;

3) обеспечить связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;

4) оказать поддержку родным и близким в ситуациях трагического исхода болезни клиента

3. Выполнение лечебного плана может вкл отдельное вмешательство СР-ов: беседы пациентом или его семьей, с целью оказать помощь в выздоровлении или адаптации к переменам в жизни. Это может быть отдельные мероприятия в отношении его окружения или финансового положения , это может быть помощь в осуществлении необходимых перемен в его жизни если того требует характер болезни.

4. Сотрудничество со специалистами в области мдицины и др специальностей.

Результат стационарного лечения зависит от организации пол\следующего ухода, от осуществления контакта с семьей.

Например, в Швеции социальные работники в больницах способствуют гармонизации от-

ношений врача и родственников пациента, помогают адаптироваться больным к условиям стационара, работают с родственниками тяжелобольного, с родителями умершего ребенка, информируют врача об обстановке в семье, помогают в оформлении больных в приемном покое, осуществляют непрерывный контроль за психологическим самочувствием пациента.

В Германии в большинстве клиник существуют социальные службы, в которых трудятся

социальные работники непосредственно либо через Центральную социальную службу больниц. В

центре внимания – решение финансовых проблем в связи с пребыванием клиента в больнице, по-

скольку в Германии нет бесплатного медицинского обслуживания, и финансирование осуществля-

ется через страховые организации. Медицинские социальные работники в этой стране заботятся

Лекция холостова

Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных. В настоящий момент существует чёткая структурно-функциональная дифференциация ИТУ РФ.

К примеру, исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными лицами, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими. Колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные граждане, переведенные из ИТК общего и строгого режима.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК. Тюрьмы бывают особого и строгого режима.

В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 г. Все эти учреждения и составляют пенитенциарную систему РФ.

После развала Советского союза пенитенциарная система РФ находится в состоянии длительного реформирования. Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа работы с осуждёнными провозгласила приоритет интересов личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2. Конституция РФ, 1993 г.). Этот принцип и лег в основу формирования теоретических основ современной государственной пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста уровня преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилии строгость в обращении с заключенными. Стереотипическое восприятие личности преступника, представление о его неисправимости, сформированное в массовом общественном сознании и у персонала ряда пенитенциарных учреждений привело к тому, что тяжесть наказания определялась не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема ограничений материально-бытового характера и минимизацией контактов с внешним миром .

Деятельность многих исправительно-трудовых учреждений зачастую направлена на формирование образа «идеального» заключённого, а не на исправление осужденного. В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям социально-бытового обеспечения заключённых. Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном плане: каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление; велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными, так и субъективными причинами. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключённых под стражу. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что пенитенциарная практика РФ по-прежнему ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении осуждённых. Результат этого известен: за последние 40 лет в советских и российских ИТУ побывало примерно 40 млн. чел., и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества.

Для преодоления кризиса в пенитенциарной системы необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесса перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных .

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе.

Холостова распечатка

Распечатка ЦВСНП

24 Особенности социальной работы с различными представителями маргинальных групп.

Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний становится работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами.

Здесь действовали центры медико-психологической реабилитации беженцев («Ватутинки», «Маг-ри»), подвергшихся насилию в зоне вооруженных конфликтов. Для социальных работников в таких условиях наиболее важно снять или смягчить негативные последствия насилия с помощью индивидуальной и групповой психотерапии, технологий устранения конфликтное™, развития способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости.

Более благоприятные условия для реинтеграции мигрантов создаются в местах компактного проживания переселенцев.

Социальный работник учитывает при этом весь комплекс ценностей и механизмов социальной интеграции на старом месте, причин переселения, механизмов дезинтеграции, а также особенности ценностей и механизмов реинтеграции на новом месте.

Сочетаются индивидуальная, семейная, групповая, общественная социальная работа и социальное административное планирование. Помимо индивидуальной и групповой работы с мигрантами чрезвычайно важно сотрудничать с органами власти, со средствами массовой информации в формировании своеобразной идеологии.

. В индивидуальной работе применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы: психологических, психотерапевтических, психоаналитических, социометрических, возрастной психологии, медико-социальных, консультационно-правовых. В групповой работе продуктивны методики «группы самостоятельного опыта», «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания переселенцев), общностей земляческого характера для представительства интересов переселенцев.

Социальная работа с мигрантами (беженцами) осуществляется по следующим основным направлениям:

1.Трудовая и профессиональная адаптация.

2.Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами

ущерба.

3.Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением.

4.Формировнаие и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации.

5.Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов.

6.Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в

новое для них общество.

Законодательные.

Существует несколько концептуальных моделей профилактической, пропагандистской и просветительско-воспитательной, антинаркотической деятельности. Модель морализирования основана на утверждении греховности и безнравственности одурманивания, противоречащего религиозным постулатам. Модель запугивания построена на эксплуатации идеи опасности потребления наркотиков. Познавательная (информационная) модель предлагает взвешенную информацию о риске, с которым связано их потребление. В поведенческой модели много внимания уделяется выработке с помощью специального тренинга навыков принятия решений, направленных на преодоление трудных ситуаций, проблем общения и проблемы отказа от потребления наркотиков, несмотря на давление своего окружения. В рамках аффективно-просветительской модели помимо знаний формируются убеждения, оценки, эмоциональные отношения к потреблению наркотиков, с потенциальными потребителями проводится работа по формированию у них чувства самоуважения, системы личностных ценностей, в которой нет места наркотикам. Модель укрепления здоровья поощряет развитие альтернативных привычек (спорт, активный досуг, здоровый образ жизни, режим труда и т.п.), которые могут служить хорошей «заменой» наркотикам [2].

Каждая из этих моделей имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от условий их применения и характера решаемых проблем. Все они важны и эффективны лишь тогда, когда применяются адекватно и в комплексе.

СР С МОЛОЖЕЖЬЮ

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.

Проблемы молодежи :

· продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

· медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;

· обостряются проблемы молодой семьи;

· ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;

· растет криминализация молодежной среды;

· снижается доступность качественного образования;

· растет имущественное расслоение в молодежной среде;

· происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников - молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения;

· минимальна включенность молодых людей в систему управления государством.

· отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается среди молодежи как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

Цели социальной работы с молодежью в России:

Культурную жизнь общества.

— Выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы

— Помощь в адаптации к новым социально-экономическим условиям

— Оказать поддержку в получении навыков самостоятельной жизни и участие в самоуправлении

Это также и 6. Содержание деятельности специалиста ср , его основные функции(а также есть в распечатке по введению в специальность)

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о её объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой.

На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно - легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётся заниматься «пациентом» и т.п.

В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально- бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово,и авторучка, и специальные учётные бланки, и телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной, другое – кормящая мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенно различается.

УПРАВЛЕНИЕ И ЦЕЛИ КАК СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или

практическим социальным работникам.Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества,систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные

права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.

При этом необходимо особо подчеркнуть, что управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке, не способныхзачастую жить без посторонней помощи. Если в случае со здоровым человеком решение вопроса можно отложить, то в отношении больного, инвалида, человека,

перенесшего тяжёлый стресс, откладывание недопустимо, так как оно может стать причиной непоправимого последствия.

Перечисленные компоненты (объект, содержание, средства, управление, субъект) составляют структуру социальной работы. Но структура – это ещё не система.

Деятельность становится системой, когда её компоненты связываются в единое целое с помощью функций и целей. О функциях речь уже была.

Что представляют собой цели? Цель – образ предмета, который человек хочет получить в результате своей деятельности. Можно ещё сказать, что цель – это желательное для человека состояние предмета его деятельности.

Каким же хочет видеть человека социальный работник, оказывая ему ту или иную помощь? Видимо, удовлетворённым в своих потребностях. Значит, самая общая цель социального работника – удовлетворить потребности своих клиентов. Этой цели подчиняется вся деятельность субъекта, в соответствии с ней складывается содержание, организуется управление, подбираются адекватные средства, формы и методы социальной работы. Цель, как видно, связывает компоненты социальной работы в единое целое, делает единой системой. Ту же объединяющую роль выполняют и функции. Информация, оценка, прогноз, организация, управление – всё это касается буквально каждого компонента, соединяет их в единый действующий организм.

Методы социальной работы.

1. Методы социальной работы.

Методы профессионально СР многообразны. Они классифицируются:

• по направлениям и формам СР (организационные, социально-психологические, соц.-педагогические, соц.-медицинские, соц.-экологические);

• по объектам СР (индивидуальные, групповые, общинные);

• по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом, коллективом социальной службы, органом управления СР).

Наряду с этим существует и другая их классификация – по объектам СР:

1. индивидуальная работа (соц. работник – клиент);

2. работа с группой (в группе семьей и через семью);

3. работа в общине (в микросоциальной среде).

1. Непосредственная помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. В процессе индивидуальной работы соц. работник дожжен: установить первичную связь и определить потребности клиента в соц. услугах; изучить и уяснить проблему; мотивировать необходимость соц. помощи; концептуализировать проблему; опр. и исследовать предполагаемое решение; выбрать стратегическое направление; реализовать решение проблемы.

2. Предполагает работу как в целом с группой клиента (семьей), так и в группе – с каждым из ее членов отдельно. К этим методам относятся: анкетный опрос; социометрия (тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе); референтометрия (способ выявления референтности членов группы); коммуникометрия (способ выявления места каждого учестника группы в системе межличностных коммуникаций); групповая дискуссия; деловая игра; модификация социального поведения; соц.-психологический тренинг

3. СР в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом осн. методами работы являются: социальная диагностика; социальное прогнозирование; социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; развитие системы территориального самоуправления; благотворительные акции в микросоциальной среде; практическая работа в общине.

Система социальной защиты населения: понятие, сущность, структура

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационных средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям. Целью деятельности организаций в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Социальная защита населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Кроме того системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в организационно-правовых формах: индивидуальная ответственность работодателей, страхование, Социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение.

Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Социальная помощь- сиситема социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг оказываемых отдельным лицам или группам населения соц службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Осуществляется в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Социальное обеспечение- это соц помощь при которой препологается непосредственная передача клиентам соц служб материального общественного ресурса( денежных накоплений) в виде различного рода открытых и скрытых выплат ( открытые: пенсии, пособия; скрытые: льготы, дотации)

Социальное страхование- система социально-экономических отношений, при которых за счет взносов предприятий, организаций и населения создаются страховые фонды, распределяются прежде всего на активное и занятое население и финансируется за его счет, а так же за счет работодателей. Оно основывается на анализе различных ситуаций социального риска: потери дохода, заработка лицами наемного труда и тщательный статистический учет механизмов регулирования механизмов трудовой сферы.

Соц страхование носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников страхования.

Основной путь осуществления СЗ это Социальные гарантии- (обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения)Действие гарантий предполагает компенсацию низкого социального статуса за счет увеличения правого статуса.

Феномен СЗ можно рассматривать в широком и узком смысле:

В первом случае СЗ представляет собой деятельность государства по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущение нарушений жизнедеятельности различных категорий населения.

Во втором СЗ это создание условий недопускаемых возникновения ТЖС или ее осложнения у клиентов соц служб.

Назначение системы СЗ в том, чтобы с помощью нормативно- правовых, экономических, соц- психол, осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ря

Наши рекомендации