Общественный выбор в условиях представительной демократии. Парадокс голосования. Лоббизм. Логроллинг.
Представительная демократия имеет свои достоинства и недостатки. Преимущества состоят в организации принятия политических решений через законодательные органы — парламенты, создании в них специализированных законодательных комиссий, работающих по принципу разделения труда, подчинении исполнительной власти законодательной и др. Одним из основных недостатков представительной демократии является возможность принимать решения, выгодные отдельным группам, преследующим свои узкие интересы.
В условиях представительной демократии голосование осуществляется периодически, выбор ограничен относительно небольшим кругом политиков-депутатов со своими наборами предвыборных программ. Поэтому, в отличие от прямой демократии, условия голосования ухудшаются, так как избиратель вынужден голосовать не непосредственно за свою позицию, а за пакет программ, который далеко не полностью совпадает с его предпочтениями.
недостатком демократического голосования-зависимость принимаемых решений от процедуры этого процесса, в результате чего возникает так называемый парадокс голосования.
Парадокс голосования — это ситуация, возникающая в случаях, когда голосование, основанное на принципе большинства, не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества.
Парадоксом голосования объясняются механизм принятия политических решений, не соответствующих интересам большинства населения, а также возможность манипулирования результатами голосования.
Лоббизм. — это влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для данных групп решения.
Одной из причин появления лоббизма является узкая специализация членов законодательных собраний. Политик, избранный, преимущественно жителями промышленного центра, будет отстаивать решения по вопросам промышленной политики. Но при голосовании по аграрным вопросам он, не зная детально их сущности, скорее всего будет подвержен влиянию лоббистов.
В депутатской практике нередко применяется так называемый логроллинг — практика взаимной поддержки законодательных инициатив депутатов путем обмена голосами.
Фиаско государства
«Провалы» (фиаско) государства — это ситуации, в которых государство не способно обеспечить эффективные распределение и использование общественных ресурсов в соответствии с принятым в обществе представлением о справедливости.
«Провалам» государства способствуют пять групп факторов.
- Несовершенство политического процесса. Имеются в виду рассмотренные выше рациональное неведение избирателей, лоббизм, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и др.
- Ограниченность и асимметричность информации, необходимой для принятия решений. Решения правительства не всегда основываются на точных данных. Кроме того, искажению информации способствует лоббирование. Асимметричная информация дает преимущества тем, кто ею владеет (политикам, бюрократам), перед другими участниками политического процесса, позволяя эффективнее отстаивать свои интересы в ущерб интересам других, менее информированных участников.
- Неспособность государства полностью контролировать последствия принятых им решений. Кроме общественного сектора в государстве существует мощный частный сектор, который реагирует иначе, чем общественный, и на который труднее оказывать влияние.
- Ограниченность контроля над бюрократией. Государственный аппарат, как было показано выше, способен саморазрастаться и значительно увеличивать общественные издержки на свое содержание.
- Отсутствие мотивации принятия эффективных политических решений. Существует несоответствие между общественными выгодами и издержками и индивидуальными выгодами и издержками лиц, принимающих политические решения. Политик или государственный служащий, своим умышленным или ошибочным решением причинивший значительные потери народному хозяйству, сам, как правило, не терпит значительного экономического ущерба. В то же время служащий, своими действиями сэкономивший обществу значительные средства, обычно вознаграждается в размере, не сопоставимом с масштабом сбережений.
можно сделать вывод, что не существует ни совершенных рынков, ни безупречной политики государства. Вмешательство государства не гарантирует достижения оптимального состояния. Хотя «провалы» рынка требуют вмешательства государства, однако «провалы» государства делают это вмешательство не столь эффективным, что требует постоянного контроля и корректировки этого процесса.