Обществ выбор при представит демократии. Парадокс голосования. Конкуренция групп за полит давление. Лоббизм, логроллинг

Представительн демокр-я-полит система,при которой население выбир-ттолько политич руководителей гос-ва для осуществл-я управл-я страной в интересах избирателей.Она имеет как достоинства(организация принятия полит решений через законодательн органы,подчинение исполнительн власти законодательной),так и недостатки(возможность принимать реш-я,выгодные отдельным группам,преследующим свои узкие интересы).В усл-х представит демокр-и голосование осущ-ся периодически,выбор ограничен относит-но небольшим кругом политиков-депутатов со своими наборами программ,поэтому усл-я голосов-я ухудш-ся. Зависим-ть принимаемых решений от процедуры этого процесса явл-ся ещё одним недостатком и приводит к парадоксу голосования –ситуация,когда голосов-е,основанное на принципе большинства,не обеспеч-т выявл-е действит-х предпочтений общ-ва. В этой ситуации коллективные предпочт-я оказ-ся не транзитивными,а принятие решений большинством голосов ведёт к «зацикливанию»голосов-я.Парадоксом голосов-я объясн-ся механизм принятия полит решений,не соответствующих интнресам большинства населения,а также возможность манипулир-я результатами голосов-я.В усл-х представит демокр-и расшир-ся кол-во участников выработки полит решений. Более сильные мотивы влияния на реш-е эк вопросов существ-т у избирателей,имеющих собственные интересы в произв-ве,торговле.Благоприятное реш-е этих вопросов для них означает увелич-е прибыли и зачастую экономич выживание,поэтому такие группы давления стараются максимально использовать имеющиеся рес-сы для принятия нужного им реш-я. Лоббизм –влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти с целью принятия выгодного для данных групп реш-я.Одной из причин появл-я явл-ся узкая специализация членов законодат-х собраний.В депутатской практике нередко применяется логроллинг-практика взаимной поддержки законодат-х инициатив депутатов путём обмена голосами.Логроллинг может давать положительн эффект ,позволяя более оптимально распределять рес-сы в соотв-и с принципом Паретто.Но возможен и противоположный результат.Прявл-м логроллинга явл-ся «бочонок с салом»-закон,сопровождаемый пакетом различных предложений.

57. Модель бюрократии. Поиск политической ренты. Одним из субъектов политич. рынка являются работники госуд аппарата управления (бюрократия), обслуж интересы законод и исполн власти. Черты бюрократии: - является необходимым атрибутом гос-ого управления, обеспечивающим его устойчивость, преемственность и предоставляющим выгоды от специализации управленческого труда; - обеспечивает не только интересы законодательных органов власти, но и собственные интересы, направленные на улучшение собственного благосостояния, и потому стре-мится к расширению самого бюрократического аппарата и увеличению средств на его содержание; - с разбуханием бюрократического аппарата снижаются качество принимаемых решений и скорость их претворения в жизнь. Многократное дублирование инфо, противореч др др инструкции и другие нормативные документы – таковы издержки роста бюрократии; - хотя политики делегируют чиновникам часть своих полномочий, но так же, как и избиратели, и законодательная власть, имеют огранич возможности для контроля деятельности бюрократии.

К особенностям бюрокр деят относится эффект «вращающихся дверей». Суть его в том, что служащие корпораций переходят на гос-ую службу, курируют соответствующую отрасль, а затем возвращаются на прежнее место работы со значительным повышением в должности. Гос-ый аппарат нуждается в специалистах, хорошо знающих особенности конретной отрасли. В свою очередь крупные корпорации более эффективно работают, если их управля-ющие хорошо знают тонкости принятия гос-ых решений и ориентируются в гос-ых актах.Целью участия в полит деят может быть получение дополни-тельных преимуществ в виде рентных (т.е. превышающих конкур уровень) доходов – «полит ренты». Деятельность, направленная на их получение, – это поиск политической ренты. Она достигается в борьбе за получение монопольных прав, квот и тарифов, огран-е конкуренции на рынке, законодательное установление выгодной для производителя фиксированной цены. Такого рода деятельность связана с дополнительными издержками: на лоббирование, финансирование предвыборных кампаний, взятки, подкуп и т.п.

Наши рекомендации