Модуль № 1. Закономерности переходного процесса и механизмы трансформации социально-экономических систем

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт по переподготовке и повышению квалификации

Преподавателей гуманитарных и социальных наук

Отделение «Регионоведение»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины

«Трансформационные направления экономики макрорегионов»

Вузовского компонента цикла ОПД

по специальности 032301 – РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

(«Региональная экономическая политика»)

Составитель: д.э.н., проф. В.М. Белоусов

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………...
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ……………
Модуль № 1. Закономерности переходного процесса и механизмы трансформации социально-экономических систем………………………..
Тема 1. Социально-экономические системы и их периодизация (4 часа). Лекции 1, 2……………………………………………………………………...
Тема 2. Механизм самодвижения социально-экономической системы (4 часа). Лекции 3, 4……………………………………………………………...
Тема 3. Переходность как атрибут динамики социально-экономических систем (6 часов). Лекции 5, 6, 7……………………………………………..
Проектные задания к модулю № 1………………………………………….
Тесты рубежного контроля к модулю № 1…………………………………
Модуль № 2. Моделирование СЭС и типологии моделей. Влияние на характер СЭС этики и глобализации………………………………...
Тема 4. Модели постсоветского социально-экономического устройства России (4 часа). Лекции 8, 9…………………………………………………
Тема 5. Этика и национально-специфические свойства моделей социально–экономического развития (4 часа). Лекции 10, 11………
Тема 6. Глобализация, регионализм и системное встраивание России в мировое социально-экономическое пространство (4 часа). Лекции 12, 13………………………………………………………………………………
Проектные задания к модулю № 1……………………………………….
Тесты рубежного контроля к модулю № 2………………………………
Рекомендуемая литература по курсу «Трансформационные направления экономики макрорегионов»………………………………...
4. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………………………..
Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы…………………………………………………
Вопросы (темы письменных рефератов) для сдачи зачета по курсу «Трансформационные направления экономики макрорегионов»……

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый курс находится в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, так как позволяет конкретизировать фундаментальные экономические знания применительно к российской действительности.

Цель курса – сформировать у студентов более глубокое теоретическое представление о принципах исследования хозяйственной жизни общества во всей полноте и взаимосвязи с этико-культурными, национально-историческими особенностями российского государства.

Задачи курса сводятся к следующему:

· способствовать уяснению студентами связи экономической теории с
реальной экономикой, социальной обстановкой и духовно-культурной средой в современной России;

· раскрыть природу социально-экономических систем и механизмы их самодвижения;

· показать содержание переходности, ее многовариантность и специфику применительно к различным группам стран;

· продемонстрировать взаимосвязь этики и экономики общетеоретической и национально-специфической моделями развития;

· раскрыть всемирные тенденции общественного прогресса, концепцию устойчивого развития и соответствие им системы ценностей православия, русского народа; показать переходное состояние современной экономической и духовной жизни российского общества и сформулировать альтернативные направления социально-экономического развития.

Структура курса определяется логикой изложения материала, которая предполагает раскрытие сущности социально-экономических систем, их структуризацию, описание механизма ее самодвижения, и различные типы переходности российской экономики, а также выход на историко-ментальные особенности социально-экономического развития России в условиях глобализации.

Особенность изучения спецкурса заключается в синтезе философских, социальных, культурно-этических и экономических знаний в интересах получения истинного, полного, а не одностороннего экономизированного знания о действительных хозяйственных отношениях в обществе. Изучение предлагаемого курса предполагает как чтение лекций, так и самостоятельную подготовку студентов. Дисциплина изучается в течение семестра на втором курсе в объеме 56 часов (из них 26 часов приходится на лекционные аудиторные занятия).

Контроль за уровнем знаний осуществляется в форме устного зачета или реферата.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема часы
Всего Лекции Самост. работа
Модуль № 1. Закономерности переходного процесса и механизмы трансформации социально-экономических систем
1. Социально–экономические системы и их периодизация
2. Механизм самодвижения социально– экономической системы
3. Переходность и ее особенность как типа рыночной трансформации социально–экономических систем
Модуль № 2. Моделирование СЭС и типологии моделей. Влияние на характер СЭС этики и глобализации
4. Модели постсоветского социально– экономического устройства России
5. Этика и национально–специфические свойства социально–экономического развития
6. Глобализация, регионализм и системное встраивание России в мировое социально–экономическое пространство
7. КСР и зачетное занятие -
Итого 28 / 2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Модуль № 1. Закономерности переходного процесса и механизмы трансформации социально-экономических систем

Комплексная цель: показать структурно-функциональные и физиологические черты и особенности социально-экономических систем формационного и цивилизационного типа, механизмы их самодвижения и структуры переходности.

Тема 1.Социально-экономические системы и их периодизация (4 часа).

Лекции 1, 2

1. Понятие социально–экономической системы. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации развития социально-экономических систем. Цивилизационный подход: критерии разграничения цивилизаций. Формационный подход и критерии смены общественно-экономических формаций.

2. Другие принципы периодизации развития социально-экономических систем: степень развития меновых отношений; степень сочетания универсализма и индивидуализма; технократический принцип выделения стадий (ступеней) роста; У. Ростоу: принцип социально-экономической структуры общества (страны).

Литература

1. Иохин В. Я. Экономическая теория – М., 2000. Гл. 35, § 3–4.

2. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. Ростов н/Д, 2002. Тема 1. С. 11 – 37.

3. Переходная экономика / Отв. ред. В. А. Мартынов и др. М., 2004. Гл. 1. С. 18 – 29.

Тема 2. Механизм самодвижения социально-экономической системы

(4 часа). Лекции 3, 4

1. Производительные силы и внутренние их противоречия: несоответствие средств труда и предметов труда, материального и человеческого факторов. Отношения разделения труда и обобществление производства. Организация как связующее звено всей системы отношений и их структура: организационно–технические, организационно–экономические, организационно–управленческие отношения. Организационно–экономическая и организационно–управленческие структуры общественного производства, их единство и противоречия.

2. Труд как высшая ценность. Человек и его трудовая деятельность – главное и определяющее звено во взаимодействии производительных сил.

3. Цивилизация: единство производственных и этико-культурных отношений. «Естественный человек» как антипод «экономического человека» и процесс трансформации экономики в хозяйство как всеобщее и всеохватывающее начало в жизнедеятельности человека и общества.

Литература

1. Иохин В. Я. Экономическая теория – М., 2000. Гл. 35, § 5.

2. Ясин Е. Г. Российская экономика – М., 2002. С. 169 –187.

3. Явлинский Г. А. Периферий капитализм. М., 2003. С. 11–25.

Тема 3.Переходность как атрибут динамики социально-экономических систем (6 часов). Лекции 5, 6, 7

1. Содержание переходности: многоукладность, типизация современной переходности, уклад не как способ, производства, а как образ жизнедеятельности, включающий в себя всю систему социально экономических отношений.

2. Основные черты переходности: «историчность, цикличность, неустойчивость, преемственность, альтернативность».

3. Три типа переходности: от социально-экономической отсталости к индустриальному обществу, от индустриального общества к постиндустриальному, от социалистического индустриального общества к информационно-духовно-культурному обществу.

Литература

1. Иохин В. Я. Экономическая теория. М., 2000. Гл. 37, § 1.

2. Переходная экономика / Отв. ред. В. А. Мартынов и др. М., 2004. Гл. 2.

3. Любимцева С. Экономические теории и российские реформы // Экономист. 2001. № 10. С. 78–86.

Наши рекомендации