Модуль № 1. Закономерности переходного процесса и механизмы трансформации социально-экономических систем
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт по переподготовке и повышению квалификации
Преподавателей гуманитарных и социальных наук
Отделение «Регионоведение»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Учебной дисциплины
«Трансформационные направления экономики макрорегионов»
Вузовского компонента цикла ОПД
по специальности 032301 – РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
(«Региональная экономическая политика»)
Составитель: д.э.н., проф. В.М. Белоусов
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….. | |
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………... | |
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ…………… | |
Модуль № 1. Закономерности переходного процесса и механизмы трансформации социально-экономических систем……………………….. | |
Тема 1. Социально-экономические системы и их периодизация (4 часа). Лекции 1, 2……………………………………………………………………... | |
Тема 2. Механизм самодвижения социально-экономической системы (4 часа). Лекции 3, 4……………………………………………………………... | |
Тема 3. Переходность как атрибут динамики социально-экономических систем (6 часов). Лекции 5, 6, 7…………………………………………….. | |
Проектные задания к модулю № 1…………………………………………. | |
Тесты рубежного контроля к модулю № 1………………………………… | |
Модуль № 2. Моделирование СЭС и типологии моделей. Влияние на характер СЭС этики и глобализации………………………………... | |
Тема 4. Модели постсоветского социально-экономического устройства России (4 часа). Лекции 8, 9………………………………………………… | |
Тема 5. Этика и национально-специфические свойства моделей социально–экономического развития (4 часа). Лекции 10, 11……… | |
Тема 6. Глобализация, регионализм и системное встраивание России в мировое социально-экономическое пространство (4 часа). Лекции 12, 13……………………………………………………………………………… | |
Проектные задания к модулю № 1………………………………………. | |
Тесты рубежного контроля к модулю № 2……………………………… | |
Рекомендуемая литература по курсу «Трансформационные направления экономики макрорегионов»………………………………... | |
4. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………………………………………………………………….. | |
Методические указания по выполнению заданий для самостоятельной работы………………………………………………… | |
Вопросы (темы письменных рефератов) для сдачи зачета по курсу «Трансформационные направления экономики макрорегионов»…… |
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый курс находится в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, так как позволяет конкретизировать фундаментальные экономические знания применительно к российской действительности.
Цель курса – сформировать у студентов более глубокое теоретическое представление о принципах исследования хозяйственной жизни общества во всей полноте и взаимосвязи с этико-культурными, национально-историческими особенностями российского государства.
Задачи курса сводятся к следующему:
· способствовать уяснению студентами связи экономической теории с
реальной экономикой, социальной обстановкой и духовно-культурной средой в современной России;
· раскрыть природу социально-экономических систем и механизмы их самодвижения;
· показать содержание переходности, ее многовариантность и специфику применительно к различным группам стран;
· продемонстрировать взаимосвязь этики и экономики общетеоретической и национально-специфической моделями развития;
· раскрыть всемирные тенденции общественного прогресса, концепцию устойчивого развития и соответствие им системы ценностей православия, русского народа; показать переходное состояние современной экономической и духовной жизни российского общества и сформулировать альтернативные направления социально-экономического развития.
Структура курса определяется логикой изложения материала, которая предполагает раскрытие сущности социально-экономических систем, их структуризацию, описание механизма ее самодвижения, и различные типы переходности российской экономики, а также выход на историко-ментальные особенности социально-экономического развития России в условиях глобализации.
Особенность изучения спецкурса заключается в синтезе философских, социальных, культурно-этических и экономических знаний в интересах получения истинного, полного, а не одностороннего экономизированного знания о действительных хозяйственных отношениях в обществе. Изучение предлагаемого курса предполагает как чтение лекций, так и самостоятельную подготовку студентов. Дисциплина изучается в течение семестра на втором курсе в объеме 56 часов (из них 26 часов приходится на лекционные аудиторные занятия).
Контроль за уровнем знаний осуществляется в форме устного зачета или реферата.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Тема | часы | ||
Всего | Лекции | Самост. работа | ||
Модуль № 1. Закономерности переходного процесса и механизмы трансформации социально-экономических систем | ||||
1. | Социально–экономические системы и их периодизация | |||
2. | Механизм самодвижения социально– экономической системы | |||
3. | Переходность и ее особенность как типа рыночной трансформации социально–экономических систем | |||
Модуль № 2. Моделирование СЭС и типологии моделей. Влияние на характер СЭС этики и глобализации | ||||
4. | Модели постсоветского социально– экономического устройства России | |||
5. | Этика и национально–специфические свойства социально–экономического развития | |||
6. | Глобализация, регионализм и системное встраивание России в мировое социально–экономическое пространство | |||
7. | КСР и зачетное занятие | - | ||
Итого | 28 / 2 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Модуль № 1. Закономерности переходного процесса и механизмы трансформации социально-экономических систем
Комплексная цель: показать структурно-функциональные и физиологические черты и особенности социально-экономических систем формационного и цивилизационного типа, механизмы их самодвижения и структуры переходности.
Тема 1.Социально-экономические системы и их периодизация (4 часа).
Лекции 1, 2
1. Понятие социально–экономической системы. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации развития социально-экономических систем. Цивилизационный подход: критерии разграничения цивилизаций. Формационный подход и критерии смены общественно-экономических формаций.
2. Другие принципы периодизации развития социально-экономических систем: степень развития меновых отношений; степень сочетания универсализма и индивидуализма; технократический принцип выделения стадий (ступеней) роста; У. Ростоу: принцип социально-экономической структуры общества (страны).
Литература
1. Иохин В. Я. Экономическая теория – М., 2000. Гл. 35, § 3–4.
2. Белокрылова О. С. Теория переходной экономики. Ростов н/Д, 2002. Тема 1. С. 11 – 37.
3. Переходная экономика / Отв. ред. В. А. Мартынов и др. М., 2004. Гл. 1. С. 18 – 29.
Тема 2. Механизм самодвижения социально-экономической системы
(4 часа). Лекции 3, 4
1. Производительные силы и внутренние их противоречия: несоответствие средств труда и предметов труда, материального и человеческого факторов. Отношения разделения труда и обобществление производства. Организация как связующее звено всей системы отношений и их структура: организационно–технические, организационно–экономические, организационно–управленческие отношения. Организационно–экономическая и организационно–управленческие структуры общественного производства, их единство и противоречия.
2. Труд как высшая ценность. Человек и его трудовая деятельность – главное и определяющее звено во взаимодействии производительных сил.
3. Цивилизация: единство производственных и этико-культурных отношений. «Естественный человек» как антипод «экономического человека» и процесс трансформации экономики в хозяйство как всеобщее и всеохватывающее начало в жизнедеятельности человека и общества.
Литература
1. Иохин В. Я. Экономическая теория – М., 2000. Гл. 35, § 5.
2. Ясин Е. Г. Российская экономика – М., 2002. С. 169 –187.
3. Явлинский Г. А. Периферий капитализм. М., 2003. С. 11–25.
Тема 3.Переходность как атрибут динамики социально-экономических систем (6 часов). Лекции 5, 6, 7
1. Содержание переходности: многоукладность, типизация современной переходности, уклад не как способ, производства, а как образ жизнедеятельности, включающий в себя всю систему социально экономических отношений.
2. Основные черты переходности: «историчность, цикличность, неустойчивость, преемственность, альтернативность».
3. Три типа переходности: от социально-экономической отсталости к индустриальному обществу, от индустриального общества к постиндустриальному, от социалистического индустриального общества к информационно-духовно-культурному обществу.
Литература
1. Иохин В. Я. Экономическая теория. М., 2000. Гл. 37, § 1.
2. Переходная экономика / Отв. ред. В. А. Мартынов и др. М., 2004. Гл. 2.
3. Любимцева С. Экономические теории и российские реформы // Экономист. 2001. № 10. С. 78–86.