Типы экономических систем, их сущность и закономерности развития.

В экономической литературе выделяют следующие типы эко­номических систем:

1. Традиционная-это наиболее ранняя экономическая систе­ма. Основными ее чертами являются:

а) низкий уровень развития производительных сил, преобла­дание тяжелого физического труда;

б) абсолютная власть монарха на средства производства и лю­дей или общинная собственность (древнеиндийская и древнеславянская);

в) разделение труда по половозрастным признакам, традици­ям; преобладание скотоводства, земледелия, ремесла;

г) распределение благ не по труду, а по потребностям общины, запас благ очень скуден.

2. Командно-административная.Основными ее чертами яв­ляются:

а) государственная собственность на средства производства;

б) регулирование экономических связей осуществляется на основе единого централизованного планирования, причем планы но­сят директивный характер;

в) формальное присвоение субъектами экономики условий и результатов производства. Реальным субъектом присвоения высту­пает государство;

г) система распределения материальных благ характеризуется сочетанием признаков уравнительности, привилегированности и за­тратности.

3. Смешанной экономики(здесь иногда выделяют и рыночную систему, хотя, на наш взгляд, первая есть развитие второй, она со­храняет в себе ее черты). Основными чертами этой системы являются:

а) система основана на интегрированной собственности, при­чем поначалу преобладает частная собственность, но постепенно роль различных форм собственности нивелируется;

б) регулирование экономических отношений осуществляется , как на основе рыночного механизма, так и государственного регулирования; в) распределение материальных благ и услуг осуществляется по но существует широкая система социальных выплат, дотаций, субвенций, что составляет основу социальных гарантий населению.

Существуют различные взгляды на тенденции развития эко­номических систем.

Одни экономисты, политики и идеологи считают, что тенден­цией развития экономических систем является стремление к едино­образию, унификации всех ее элементов, т. е. конечным итогом раз­вития является экономическая система в чистом виде. И в процессе экономического раз­вития осуществляется взаимообогащение систем, что и дает эконо­мический рост.

Третий подход связан с теорией конвергенции. Суть в том, что по мере развития общества одна система сменяет другую; каждая новая .система рож­дается на основе старой, сохраняя все лучшее и формируя новые черты. Конечная ступень человеческого развития - это создание ес­тественного общества.

Что же касается России, то здесь совершается переход от командно-административной к рыночной системе, т.е. современная экономическая система России -переходная. Этот процесс осуществлялся практически во всех странах, нов России он имеет особенности.

1. Если в промышленно развитых странах переход от одной системы к другой осуществляется в основном естественно-эволю­ционным путем, т. е. снизу, то в России он осуществляется реформа-торско-эволюционным - сверху.

2. Если в промышленно развитых странах осуществлялась трансформация рыночной системы (т. е. от одной стадии к другой), то в России происходит переход от одной системы к другой. Поэтому преобразования носят более разносторонний и глубокий характер:

а) меняется форма собственности;

б) возникают новые субъекты экономики и формы производ­ства;

в) изменяются системы распределения и потребления матери­альных благ и услуг;

г) изменяются мировоззрение, мораль, идеология, образ жизни.

3. В России более значительна роль государства, доля государ­ственной собственности. Это обусловлено тем, что если в промыш­ленно развитых странах переход осуществлялся на основе сформи­ровавшегося рыночного механизма, то у нас его нет. Решает эти про­блемы государство.

Рассмотрим механизм самодвижения экономической системы.

На уровне производительных сил противоречие между мате­риально-вещественными и личностными факторами остается всеоб­щим. Оно находит свое отражение как в диспропорциях в подготовке совокупной рабочей силы, ее структуре, так и в несоответствии ее уровню подготовки структуры используемых средств производства. Здесь выявляется социальный аспект личностного фактора, который наиболее отчетливо проявляется в самореализации личности. С од­ной стороны, он проявляется в неудовлетворенности работника ус­ловиями производства и общественной жизни, с другой - в неудов­летворительной подготовке определенной части рабочей силы в сравнении с достигнутым уровнем общественного производства. При этом отчетливо прослеживается расхищение общественного труда в связи с неиспользуемыми возможностями, заложенными в работнике и средствах производства.

Если же брать эти факторы в их социально-экономической форме, то отчетливо видно специфическое проявление всеобщего про­тиворечия между производительными силами и производственными.

Наши рекомендации