Характеристика сферы реализации подпрограммы
Описание основных проблем в указанной сфере
И прогноз ее развития
Стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом го-
сударственного регулирования развития экономики, и его роль в современных
условиях значительно возрастает. Оно позволяет:
получить представление о состоянии экономики и уровне решения со-
циальных проблем на конкретный момент времени;
спроецировать на будущее современные тенденции в развитии экономи-
ки и социальных отношений;
наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремить-
ся соответствующие субъекты управления;
увязать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов,
требующихся для их достижения;
увязать в единое целое федеральные и региональные программы реше-
ния важнейших социально-экономических проблем, стоящих перед страной,
субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;
обеспечить комплексное, скоординированное включение бюджетно-
налоговых и денежно-кредитных инструментов в механизм достижения страте-
гических задач.
В настоящее время долгосрочное стратегическое планирование все в
большей мере становится обязательным условием и фактором роста эффектив-
ности государственного управления развитием территории, в том числе в Рес-
публике Коми.
Сегодня в республике в отсутствие федерального законодательства в
сфере стратегического планирования созданы основы системы стратегического
планирования.
Начиная с 1998 года в республике применялись различные системы крат-
косрочного и среднесрочного планирования.
В частности, ежегодно принимались основные направления социально-
экономической политики Правительства Республики Коми и Комплексный
план мероприятий по их реализации.
Важным этапом в развитии системы государственного стратегического
планирования стала Экономическая программа Правительства Республики Ко-
ми на 2001 - 2005 годы.
Достигнутая в результате реализации Программы стабилизация позволи-
ла приступить к разработке долгосрочной стратегии развития республики.
Правительством Республики Коми в 2006 году одобрена и реализуется
долгосрочная Стратегия социально-экономического развития Республики Коми
на период до 2020 года.
Стратегией определена главная цель развития Республики Коми, страте-
гические цели, задачи и приоритеты по основным направлениям социально-
экономического развития региона, а также механизмы реализации и ожидае-
мые результаты, как количественные, так и качественные.
В развитие положений долгосрочной Стратегии ежегодно разрабатывает-
ся Комплексный план мероприятий Правительства Республики Коми по ее реа-
лизации, в котором находят отражение мероприятия по решению задач по всем
направлениям Стратегии с конкретными сроками реализации и ответственными
исполнителями.
Контроль выполнения Стратегии осуществляется ежегодно, Комплексно-
го плана - ежеквартально с подготовкой комплексной информации, размещае-
мой на официальном портале Правительства Республики Коми в информаци-
онно-телекоммуникационной сети «Интернет» для обеспечения к ней доступа
населения.
Стратегия является «живым» документом, предусмотрен четкий меха-
низм ее корректировки с учетом достигнутых результатов: ежегодно уточняют-
ся перечень и значения основных показателей социально-экономического раз-
вития республики, один раз в три года проводится полная актуализация текста
стратегического документа.
Стратегия является основой развития республики, ориентиром для разра-
ботки планов, программ, концепций и других документов стратегического пла-
нирования, причем речь идет не только о документах республиканского, но и
муниципального уровня.
В целях определения на более углубленном и детализированном уровне
основных направлений социально-экономической политики, проводимой в ре-
гионе, Главой Республики Коми был установлен план-график на 2010 - 2011
годы по подготовке стратегических документов, определяющих концепцию
развития отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми.
Из 32 запланированных стратегических документов Правительством Рес-
публики Коми были утверждены 11 документов, в числе которых: Концепция
информатизации Республики Коми; Концепция повышения эффективности го-
сударственного и муниципального управления в Республике Коми; Концепция
развития рынка труда в Республике Коми; Концепция кадровой политики Рес-
публики Коми; Концепция инвестиционной политики в Республике Коми;
Концепция развития инновационной деятельности в отраслях экономики и со-
циальной сферы Республики Коми; Концепция развития малого и среднего
предпринимательства в Республике Коми; Концепция развития физической
культуры и спорта в Республике Коми; Концепция развития торговли и бытово-
го обслуживания населения в Республике Коми; Основные направления разви-
тия туризма в Республике Коми до 2020 года; Основные направления развития
агропромышленного комплекса Республики Коми до 2020 года. Вне плана-
графика разработана и принята Концепция модернизации профессионального
образования в Республике Коми.
Разработка остальных проектов, в том числе концепции промышленной
политики, развития транспортной системы, нефтегазового, лесопромышленного
и строительного комплексов, связи, развития здравоохранения, системы соци-
альной защиты населения,демографической политики и других, была пока
приостановлена в связи с реализацией проекта «Внедрение унифицированной
процедуры стратегирования в органах исполнительной власти Республики Ко-
ми».
Цель указанного проекта – обеспечение системного подхода органов ис-
полнительной власти Республики Коми к разработке документов стратегиче-
ского планирования в области социально-экономического развития Республики
Коми до 2020 года, повышение актуальности, согласованности и реалистично-
сти целей социально-экономического развития, механизмов и мер по их дости-
жению, формирование эффективных механизмов вовлечения органов местного
самоуправления в Республике Коми и общественности Республики Коми в про-
цессы стратегического планирования.
Одним из основных элементов системы стратегического планирования в
Республике Коми является прогнозирование.
Разработка прогнозов социально-экономического развития Республики
Коми осуществляется на среднесрочный и долгосрочный период.
Прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах на основе сложив-
шихся тенденций и перспектив социально-экономического развития Республи-
ки Коми в прогнозируемом периоде с учетом вероятного воздействия внутрен-
них и внешних политических, экономических, социальных и других факторов
на развитие республики.
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на сред-
несрочный период разрабатывается в соответствии с постановлением Прави-
тельства Российской Федерации о порядке разработки прогноза социально-
экономического развития Российской Федерации и ежегодно принимаемым
распоряжением Правительства Республики Коми о разработке прогноза соци-
ально-экономического развития Республики Коми.
Прогноз социально-экономического развития Республики Коми на долго-
срочный период содержит ожидаемые показатели по всем направлениям соци-
ально-экономической деятельности, отражающие планируемые количествен-
ные и качественные результаты реализации намеченных в Стратегии целей и
задач.
Корректировка прогноза социально-экономического развития Республики
Коми на долгосрочный период осуществляется ежегодно с учетом итогов соци-
ально-экономического развития Республики Коми за предшествующий период,
а также актуализации перечня показателей.
Достижение приоритетных стратегических целей социально-
экономического развития региона осуществляется преимущественно через ме-
ханизм реализации программно-целевых методов управления. Такие методы
ориентированы на использование инструментария целевых программ, направ-
ленных на комплексное решение ключевых социально-экономических проблем
развития Республики Коми.
Программно-целевой метод представляет собой четкую увязку планируе-
мых результатов с имеющимися бюджетными ресурсами. Главная задача про-
граммно-целевого метода заключается в том, чтобы сместить бюджетный про-
цесс от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счет
расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетно-
го процесса.
Использование программно-целевых методов осуществляется через ме-
ханизм реализации ведомственных, долгосрочных республиканских целевых
программ (далее – целевые программы), с 2012 года также и государственных
программ Республики Коми.
В 2012 году в Республике Коми осуществляется реализация 37 долго-
срочных республиканских целевых программ с общим объемом финансирова-
ния из республиканского бюджета Республики Коми 4902,8 млн. рублей (в 2011
году – 30 программ, 2757,9 млн. рублей).
По-прежнему значительное внимание в бюджетном процессе уделяется
ведомственным целевым программам.
В 2012 году органами исполнительной власти Республики Коми реализу-
ется 48 ведомственных целевых программ с общим объемом их финансирова-
ния 35925,2 млн. рублей (в 2011 году – 47 программ, 28795,7 млн. рублей).
В 2012 году увеличилось количество направлений, охваченных ведомст-
венными целевыми программами. Реализацию ведомственных целевых про-
грамм осуществляют 22 органа исполнительной власти Республики Коми (в си-
стему государственной власти Республики Коми входит 27 органов исполни-
тельной власти Республики Коми).
Информация
о количестве долгосрочных республиканских
и ведомственных целевых программ, реализуемых
на территории Республики Коми в 2007 - 2012 годах
Наименование показателя 2007
год
год
год
год
год
год
Общее количество целевых программ, ед. 24 24 38 56 77 85
Долгосрочные республиканские целевые программы, ед. 8 8 10 17 30 37
Ведомственные целевые программы, ед. 16 16 28 39 47 48
С целью совершенствования процедуры формирования и реализации це-
левых программ необходимо:
продолжить обеспечение оперативного проведения анализа целей и задач
в составе разрабатываемых проектов ведомственных и долгосрочных респуб-
ликанских целевых программ на предмет их соответствия стратегическим до-
кументам Республики Коми. Проведение данного анализа позволяет своевре-
менно получать информацию об эффективности вновь разрабатываемых целе-
вых программ, а также соответствии данных проектов программ стратегиче-
ским целям и задачам развития Республики Коми;
в дальнейшем продолжить проведение анализа проектов соответствую-
щих целевых программ, предусматривающих финансовое обеспечение реализа-
ций мероприятий в рамках предоставления межбюджетных трансфертов муни-
ципальным образованиям в Республике Коми, на предмет установления в каче-
стве обязательного условия предоставления данных трансфертов – применение
соответствующих программно-целевых инструментов муниципальными обра-
зованиями.
В процессе применения программно-целевого принципа организации дея-
тельности органов исполнительной власти Республики Коми будет возрастать
необходимость расширения полномочий и ответственности органов исполни-
тельной власти Республики Коми, отвечающих за реализацию соответствую-
щих программ и подпрограмм, уточнения структуры и полномочий органов ис-
полнительной власти.
В целях содействия социально-экономическому развитию территорий
Республики Коми осуществляется комплекс мер, позволяющих не только оце-
нивать общую ситуацию в социально-экономическом развитии муниципальных
образований, но также на основе оказываемой методической, консультацион-
ной и информационно-аналитической поддержки помочь органам местного са-
моуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Ко-
ми качественно организовать процессы управления территориями.
Для этого в соответствии с распоряжением Правительства Республики
Коми от 18 июня 2010 г. № 260-р проведена работа по формированию в Рес-
публике Коми системы стратегического планирования социально-
экономического развития на муниципальном уровне.
Для подготовки стратегических документов развития на муниципальном
уровне органам местного самоуправления городских округов и муниципальных
районов в Республике Коми была оказана консультационная и методическая
помощь (разработаны типовая структура концепции социально-экономического
развития муниципальных образований на долгосрочный период, методические
рекомендации по структуре и порядку разработки программы комплексного
социально-экономического развития муниципальных образований), проведена
экспертиза разработанных администрациями муниципальных образований про-
ектов стратегических документов.
В результате в настоящее время в соответствии с указанным распоряже-
нием Правительства Республики Коми всеми 20 муниципальными образова-
ниями (городскими округами и муниципальными районами) разработаны, ут-
верждены и реализуются:
долгосрочные концепции социально-экономического развития муници-
пального образования;
программы комплексного социально-экономического развития муници-
пального образования на среднесрочный период;
ежегодные планы мероприятий по реализации программы комплексного
социально-экономического развития муниципального образования.
Данные стратегические документы четко определяют стратегические це-
ли развития муниципальных образований в Республике Коми, приоритеты их
развития и задачи по каждому из выбранных приоритетов, а также конкретные
мероприятия, позволяющие достичь намеченных задач развития.
Реализация указанных стратегических документов позволит в конечном
итоге достичь повышения уровня и качества жизни населения городов и рай-
онов Республики Коми.
Перед муниципальными образованиями стоит задача по актуализации
документов стратегического планирования социально-экономического разви-
тия.
Для целей оценки выполнения органами местного самоуправления в Рес-
публике Коми планов мероприятий по реализации программ комплексного со-
циально-экономического развития муниципальных образований организовано
проведение на постоянной основе мониторинга хода их реализации. На основе
результатов мониторинга формируются информационно-аналитические мате-
риалы о выполнении намеченных целей и задач развития, а также предложения
по их корректировке с учетом новых условий развития.
Особое внимание уделяется вопросу организационного обеспечения ре-
шения отдельных социально-экономических проблем территорий Республики
Коми, в частности состоянию моногородов республики (Воркута, Инта, Емва,
Жешарт). В целях изучения динамики влияния негативных тенденций в эконо-
мике и социальной сфере моногородов Республики Коми ежемесячно осущест-
вляется мониторинг прогноза изменения ситуации и ежеквартально – монито-
ринг социально-экономического положения моногородов.
В Республике Коми продолжается реализация комплексных инвестици-
онных планов модернизации (далее - КИПов) моногородов, принятых органами
местного самоуправления моногородов в рамках распоряжения Правительства
Республики Коми от 29 марта 2010 г. № 124-р. В целях проведения мониторин-
га хода реализации утвержденных КИПов моногородов сформирован ежеквар-
тальный отчет о ходе реализации запланированных мероприятий КИПов, на
основе которого проводится подготовка информационно-аналитических мате-
риалов о результатах реализации комплексных инвестиционных планов модер-
низации моногородов Республики Коми.
В целях информационного обеспечения органов местного самоуправле-
ния в Республике Коми:
ежегодно проводятся семинары для заместителей глав муниципальных
образований, руководителей и специалистов отделов экономики администра-
ций муниципальных образований по актуальным проблемам развития муници-
пальных образований, итогам социально-экономического развития Республики
Коми и задачам на ближайший период развития;
осуществляется подготовка ежеквартальных аналитических записок об
итогах социально-экономического развития муниципальных образований Рес-
публики Коми;
разрабатывается мониторинг показателей социально-экономического раз-
вития муниципальных образований в расчете на 1 жителя;
сформирована и актуализируется на постоянной основе база данных луч-
ших практик муниципальных образований, а также Каталог по лучшим практи-
кам муниципальных образований;
организован выпуск информационного издания «Муниципальный вест-
ник», в котором представлена наиболее актуальная для муниципалитетов ин-
формация;
осуществляется подготовка информационно-аналитических материалов о
социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях Республи-
ки Коми в рамках подготовки рабочих визитов руководителей республики в
муниципальные образования.
Основные проблемы в сфере стратегического планирования:
1. Отсутствие федеральной законодательной базы по вопросам стратеги-
ческого планирования, в том числе единых подходов и требований к наличию и
содержанию основных документов стратегического планирования на регио-
нальном уровне.
Для решения проблемы необходимо ускорить доработку и принятие фе-
дерального закона о государственном стратегическом планировании для целе-
направленного и методологически взаимоувязанного развития системы страте-
гического планирования в Российской Федерации и субъектах Российской Фе-
дерации.
2. Отсутствие регионального закона, регулирующего сферу стратегиче-
ского планирования.
В настоящее время разрабатывается проект закона Республики Коми «О
стратегическом планировании в Республике Коми», который позволит осуще-
ствить систематизацию и создать правовую основу для разработки, построения
и функционирования комплексной системы стратегического планирования в
Республике Коми, позволяющей системно осуществлять постановку и решение
задач, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического
развития Республики Коми.
3. Недостаточно системный подход органов исполнительной власти Рес-
публики Коми к согласованности целей, задач и показателей в разрабатывае-
мых документах стратегического планирования, отсутствие единой методоло-
гической базы по разработке документов стратегического планирования.
Реализация проекта «Внедрение унифицированной процедуры стратеги-
рования в органах исполнительной власти Республики Коми» позволит обеспе-
чить системный подход органов исполнительной власти Республики Коми к
разработке документов стратегического планирования, согласованности целей,
задач и показателей социально-экономического развития республики в страте-
гических документах.
Главная задача – это обеспечение согласованности и скоординированно-
сти системы стратегического и бюджетного планирования в республике, а так-
же согласованности региональных, отраслевых и муниципальных стратегиче-
ских документов.
4. В сфере программно-целевого планирования:
низкий уровень автоматизации процессов формирования и реализации
программ;
недостаточный уровень управления программами государственными за-
казчиками программ (ответственными исполнителями);
отсутствие в программах информации обо всех источниках финансирова-
ния и участниках выполнения мероприятий;
недостаточный уровень содержания программ;
изменение законодательства на федеральном уровне;
необходимость дальнейшего совершенствования механизмов эффектив-
ного конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств на реа-
лизацию программ.
5. В области содействия социально-экономическому развитию террито-
рий Республики Коми:
отсутствие на муниципальном уровне системы мониторинга хода реали-
зации концепций и программ комплексного социально-экономического разви-
тия муниципальных образований в Республике Коми;
необходимость организации на муниципальном уровне регулярной ак-
туализации стратегических документов и документов по решению отдельных
социально-экономических проблем территорий в Республике Коми;
низкое качество материалов органов местного самоуправления по оценке
результатов реализации программ комплексного социально-экономического
развития муниципальных образований в Республике Коми;
необходимость__оказания организационно-методической поддержки при
решении отдельных социально-экономических проблем территорий.
Совершенствование системы стратегического планирования в Республике
Коми, в том числе на муниципальном уровне, будет содействовать формирова-
нию и реализации обоснованной, эффективной долгосрочной социально-
экономической политики Правительства Республики Коми, направленной на
улучшение качества управления развитием региона, созданию условий для ус-
тойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения Рес-
публики Коми.