Концептуальные основы совершенствования механизма инвестиционной политики
Для анализа условий рационального использования инвестиций в регионе применяется категория инвестиционного климата.
Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых предпосылок, предполагающих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.
Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки инвестиционного климата показало, что в целях повышения ее объективности необходимо учитывать ряд важных методологических положений:
1. Для всех разновидностей инвестиций нужен определенный инвестиционный климат. Так, например, ссудный капитал ориентирован на максимум прибыли в коротком периоде, действует через финансовые, портфельные инвестиции; промышленный стремится к устойчивому влиянию на деятельность предприятия в течение длительного периода и действует через реальные, прямые инвестиции.
2. Инвестиционный климат должен соответствовать балансу интересов, так как получатель и инвестор преследуют разные цели.
3. Инвестиционный климат должен быть, с одной стороны, стабильным в течение длительного времени, с другой – достаточно гибким, учитывать перемены в соотношении формируемых в регионе факторов – ресурсов общественного воспроизводства.
Инвестиционный климат не должен нарушать комплексные свойства экономической устойчивости и безопасности хозяйственных систем. В целях обеспечения баланса интересов инвесторов и инвестируемой системы требуется комплексная оценка эффективности использования привлекаемых инвестиций и благоприятности инвестиционного климата. Необходимо учитывать не только объем привлеченных инвестиций, но и другие последствия их осуществления.
Основные направления улучшения инвестиционного климата в регионе:
- совершенствование нормативно – правового обеспечения инвестиционной деятельности;
- взаимодействие региональной власти с предприятием по привлечению их собственных средств в инвестиции;
- концентрация инвестиций на главных направлениях развития за счет разработки инвестиционных программ;
- проведение постоянного мониторинга инвестиционных процессов с целью оперативного внесения в региональную инвестиционную политику необходимых изменений.
Для выявления особенностей концептуальных основ развития инвестиционной деятельности в регионе необходимо определить понятие инвестиционного механизма и его роль в экономической политике региона.
Инвестиционный механизм – организационная или упорядоченная система взаимодействия экономических элементов, обеспечивающая субъектам хозяйствования достижение заданных или прогнозируемых результатов инвестиционной деятельности.
Структурное представление инвестиционного механизма на региональном уровне включает в себя элементы:
1. субъект, как движущую силу, запускающий в действие данный механизм;
2. цели, как программируемые желаемые результаты действия механизма;
3. методы, как инструментарий, способы и технологии процессов достижения поставленных целей;
4. средства, как совокупность видов и источников ресурсов, используемых для достижения целей;
5. объект – хозяйствующие субъекты, хозяйственная среда, экономические явления.
Главной целью создания и функционирования инвестиционного механизма является разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение качественного уровня жизни населения региона, путем формирования благоприятного инвестиционного климата, развития институциональной структуры инвестиционного рынка, реализации региональной инвестиционной политики, инвестиционных проектов и программ.
Объектами управления являются:
- инвестиционная деятельность в регионе, система мер по стимулированию инвестиционных потоков, оптимизации налогообложения и защиты инвестиций, поиск наиболее эффективных объектов для инвестирования;
- инвестиционный рынок как механизм регулирования спроса и предложения на инвестиционные ресурсы, действия участников инвестиционных сделок;
- инфраструктура инвестиционной деятельности, включающая инвестиционные институты, информационно – методическое оформление инвестиционной деятельности, разрешение спорных вопросов.
Рассматривая субъекты управления инвестиционной деятельностью в регионах, отметим, что в регионах не созданы специализированные органы управления. Ряд функций рассредоточен по разным подразделениям региональных администраций.
Выделяют четыре группы организаций, занимающиеся вопросами управления инвестиционными процессами:
- центральные органы управления экономикой и их представительства на местах;
- региональные органы управления инвестиционными процессами при администрациях регионов;
- организации, специально созданные участниками инвестиционного процесса для координации собственных действий;
- международные организации, проводящие свою инвестиционную политику в отдельных регионах РФ.
Рассматривая маркетинговый подход как метод управления территориями с позиции повышения их инвестиционной привлекательности, то необходимо отметить, что он используется крайне редко в российских регионах. Отсутствуют маркетинговые программы развития территории, не предусмотрены организационные структуры по их реализации, не разработана методология управления региональным маркетингом, не определен инструментарий маркетинговой деятельности.
Вместе с тем, именно концепция регионального маркетинга в современных условиях является наиболее перспективной и реализует маркетинговые управленческие действия, позволяющие привлечь инвестиции в регион.
Используя маркетинг, при принятии управленческих решений, позволит учитывать состояние и динамику спроса и конъюнктуры регионального рынка, характер развития межрегиональных связей и т.д.
Концептуальный маркетинговый подход предполагает привлечение на региональный рынок средств инвесторов: ресурсов государства, собственных средств предприятия, кредитных ресурсов коммерческих банков путем создания устойчивого инвестиционного спроса, привлечение сторонних инвесторов.
Целевыми направлениями маркетинговой деятельности в регионе, с позиций совершенствования инвестиционного механизма, являются:
1. притягательность, престиж региона (инвестиционная привлекательность);
2. привлекательность сосредоточенных в регионе различных ресурсов, также возможностей их реализации и воспроизводства.
Система маркетинговой деятельности региона должна включать в себя следующие функции управленческой деятельности:
- исследование, анализ и прогнозирование внешних рынков;
- формулировка целей и стратегий развития;
- разработка комплекса регионального маркетинга;
- управление маркетинговой деятельностью региона.
Разработка комплекса регионального маркетинга включает в себя: портфельный анализ продукции региона и разработку рекомендаций в области инвестиционной политики; выработку рекомендаций в области ценовой политики, с учетом рыночных ориентиров для принятия решений в области ценообразования; формирование оптимальной сбытовой сети; коммуникационную политику региона.
Методика управления региональным маркетингом помогает систематизировать проблемные ситуации на базе ценностных ориентиров развития региона, с точки зрения ее инвестиционной привлекательности, и разрабатывать конкретные проекты с учетом всех элементов маркетинговой деятельности.
В настоящее время в регионах не созданы специализированные органы управления инвестиционными процессами. Государственные организации регулирования инвестиционной деятельности в основном ориентированы на централизованное управление инвестиционными процессами и, слабо учитывают специфические условия отдельных регионов. Поэтому особое значение приобретает повышение роли региональных органов в управлении и совершенствования механизма инвестиционной политики.
На основе обобщения опыта управления развитием инвестиционных процессов в субъектах РФ предлагаем новый вариант организационной структуры управления инвестиционными процессами в регионе, включающий следующие подразделения:
- комитет анализа базовых отраслей и инвестиционной политики;
- группу инвестиционной политики;
- областную конкурсную комиссию по рассмотрению инвестиционных проектов;
- областную экспертную группу по оценке инвестиционных проектов, включающих специалистов в области маркетинга;
- консультационное маркетинговое агентство.
Для функционирования в структуре инвестиционного комитета должна быть группа специалистов по маркетингу, должно существовать независимое консультационное агентство, которое будет на конкурсной основе заниматься маркетинговыми исследованиями и формировать комплекс маркетинга, как на уровне региона, так и для подготовки и оценки отдельных инвестиционных проектов на уровне предприятий.
Данный подход обеспечит:
- максимальный учет требований и запросов потребителей;
- повышение конкурентоспособности региона;
- привлечение внешних и внутренних инвесторов, за счет улучшения имиджевых характеристик региона и более детальной проработки инвестиционных проектов.
Основные функции группы специалистов по маркетингу на уровне региона:
- анализ и программирование развития региона на основе данных маркетинговых исследований;
- анализ и характеристика основных товаров, производимых на уровне данного региона;
- анализ жизненных циклов наиболее значимых товаров;
- оценка степени конкурентоспособности товаров региона на внешних рынках;
- разработка программы по привлечению инвестиций как внешних, так и внутренних инвесторов.
Заключение