Обеспечение содержания дисциплины
Тема 1. Предмет, методы и задачи статистики. Основные понятия и категории
Литература: Б-1: с. 13-52; О-4: с. 5-10; О-8: с. 9-19.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение статистики как науки.
2. Что такое совокупность, единица совокупности? Понятие вариации и признака.
3. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию.
4. Почему статистика изучает явление общественной жизни в движении, изменении и развитии?
5. Перечислите основные этапы статистического исследования.
6. Дайте определение предмета статистики.
Задания для самостоятельной работы:
1. К каким видам (количественным или атрибутивным) относятся следующие признаки: а) количество работников на фирме; б) пол человека; в) социальное положение вкладчика в банке; г) количество детей в семье; д) розничный товарооборот торгового предприятия.
2. К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки: а) тарифный разряд рабочего; б) балл успеваемости; в) форма собственности; г) состояние в браке.
3. К каким признакам (прерывным или непрерывным) относятся следующие признаки: а) численность населения; б) количество браков и разводов; в) производство продукции в стоимостном выражении; г) капитальные вложения в стоимостном выражении.
4. Исследуется совокупность коммерческих банков Москвы. Какими признаками можно ее охарактеризовать?
Тема 2.Статистическое наблюдение
Литература: Б-1: с. 56-77; О-4: с. 14-20; О-6: с. 5-6; О-8: с. 20-21.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое статистическое наблюдение?
2. Какие вы знаете основные этапы проведения статистического наблюдения?
3. Дайте определение форм, видов и способов наблюдения.
4. Что такое точность и ошибка наблюдения?
5. Какие бывают ошибки наблюдения?
Задания для самостоятельной работы:
1. Предполагается проведение одного из следующих статистических наблюдений: 1) обследование работников промышленных предприятий; 2) перепись оборудования на промышленных предприятиях; 3) обследование семей рабочих и служащих; 4) обследование строительных организаций; 5) обследование торговых предприятий; 6) изучение спроса на некоторые товары; 7) изучение общественного мнения по отдельным вопросам. По указанному наблюдению определите цель и задачи наблюдения; объекты и единицу наблюдения; основные признаки, подлежащие регистрации; вид, форму и способ наблюдения.
2. Торговая компания «Детский мир» поручает вам разработать бланк опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворение их спроса и затрат времени на приобретение необходимых товаров. Определите вид и способ наблюдения.
Тема 3. Статистическая сводка и группировка. Ряды распределения. Статистические таблицы
Литература: Б-1: с. 81-125, с. 128-140, с. 150-182; О-1: с. 9-12; О-4: с. 26-45, с. 52-62, с. 74-86; О-6: с. 6-24; О-8: с. 22-39.
Вопросы для самопроверки:
1. Какие существуют виды сводки?
2. Какие существуют виды группировок?
3. Что представляет собой статистический ряд распределения? Его элементы.
4. В чем сущность метода вторичной группировки?
5. Что такое статистическая таблица, из каких элементов она состоит?
6. В чем заключается назначение статистических графиков?
Задания для самостоятельной работы:
1. Как определяется число групп?
2. Как определяется величина интервала при группировке по количественному признаку?
3. Что такое полигон, гистограмма, кумулята и огива, как они строятся и что они характеризуют?
4. По данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» подберите примеры следующих видов таблиц: а) монографической; б) перечневой; в) групповой; г) комбинационной.
5. По данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» проведите группировку населения по какому-либо группировочному признаку. Результаты представьте в табличной форме, определите вид таблицы и постройте графики.
Тема 4. Абсолютные и относительные величины. Графическое изображение статистических данных
Литература: Б-1: с. 186-191; О-1: с. 24-33; О-4: с. 97-109; О-6: с. 25-45; О-8: с. 40-67.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение статистическому показателю.
2. Дайте определение абсолютному показателю.
3. Что характеризуют относительные величины?
4. Перечислите виды относительных величин. Что они характеризуют?
Задания для самостоятельной работы:
1. Используя статистический ежегодник «Россия в цифрах», приведите примеры и рассчитайте все виды относительных показателей.
2. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные виды относительных величин и представьте в виде графиков.
Тема 5.Средние показатели
Литература: Б-1: с. 197-211; О-1: с. 24-33; О-4: с. 97-109; О-6: с. 25-45;О-8: с. 68-74.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение средней величине. В чем её сущность?
2. Какие существуют виды средних величин?
3. В чем специфика расчета средней для сгруппированных и несгруппированных данных?
4. Дайте определение структурным средним.
Задания для самостоятельной работы:
1. Применение свойств средней арифметической в способе моментов.
2. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные виды средних величин.
Тема 6. Показатели вариации
Литература: Б-1: с. 214-275; О-4: с. 122-146; О-6: с. 25-45;О-8: с. 75-97.
Вопросы для самопроверки:
1. Чем обусловлена необходимость изучения вариации признака?
2. Какими показателями измеряется вариация?
3. Какие существуют виды дисперсии и что они характеризуют?
4. Назовите основные показатели, характеризующие форму распределения, расскажите о методах их расчета.
Задания для самостоятельной работы:
1. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, рассчитайте все возможные показатели вариации и характеристики распределения. Примените «правило трех сигм» для интерпретации результатов.
2. Интерпретируйте показатели асимметрии и эксцесса и оцените их существенность?
Тема 7. Выборочное наблюдение
Литература: Б-1: с. 280-320; О-1: с. 124-141; О-4: с. 159-167; О-6: с. 46-57; О-8: с. 98-115.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие выборочного наблюдения.
2. В чем преимущество выборочного наблюдения?
3. Дайте характеристику типам отбора.
4. Дайте характеристику способам отбора.
5. В чем отличие выборки от малой выборки.
6. Как распространяются результаты выборочного наблюдения на генеральную совокупность?
Задания для самостоятельной работы:
1. Определите необходимую численность опрашиваемых для изучения потребительских предпочтений с заданной вероятностью и предельной ошибкой.
2. Используя собственно-случайный или механический отбор, сформируйте выборочную совокупность коммерческих банков по любому показателю. Рассчитайте ошибки выборки и доверительные интервалы.
Тестирование №1: темы 2, 3, 4, 5, 6, 7[1].
Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений
Литература: Б-1: с. 323-400; О-1: с. 171-185; О-4: с. 180-214; О-6: с. 146-168; О-8:с. 147-163.
Вопросы для самопроверки:
1. Охарактеризуйте основные виды связи между социально-экономическими явлениями.
2. Охарактеризуйте критерии оценки существенности связи между социально-экономическими явлениями.
3. Линейный коэффициент корреляции и его интерпретация.
Задания для самостоятельной работы:
1. Используя задание 5 для самостоятельной работы темы 3, подберите взаимосвязанные показатели и постройте уравнение связи.
2. Рассчитайте коэффициент эластичности, коэффициент корреляции и коэффициент детерминации.
Тема 9. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений
Литература: Б-1: с. 404-452; О-1: с. 214-229; О-4: с. 227-252; О-6: с. 58-95; О-8: с. 116-130.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем состоит значение рядов динамики в статистическом исследовании?
2. Что представляет собой статистический ряд динамики, его обязательные элементы.
3. Какие причины ведут к несопоставимости уровней рядов динамики?
4. Перечислите способы приведения ряда динамики к сопоставимому виду.
5. Перечислите компоненты уровня ряда динамики.
Задания для самостоятельной работы:
1. Какие существуют методы выявления и анализа основной тенденции ряда динамики?
2. Используя статистический ежегодник «Россия в цифрах», постройте ряд динамики, укажите его тип по различным классификационным признакам и рассчитайте показатели изменения уровней ряда и средние характеристики ряда и средние характеристики показателей изменения уровней ряда. Выявите общую тенденцию явления. Обоснуйте выбор формул.
Тема 10. Экономические индексы
Литература: Б-1: с. 510-557; О-1: с. 269-286; О-4: с. 292-308; О-6: с. 96-111; О-8: с. 131-146.
Вопросы для самопроверки:
1. Что в статистике называется индексом?
2. Что понимается под индексируемой величиной?
3. Какой индекс называется индивидуальным?
4. Какие индексы называются общими (сводными)?
5. Какие формы средней используются для расчета средних индексов?
6. Какие бывают системы индексов?
7. Какая существует связь между базисными и цепными индексами?
8. Что понимается под индексом переменного состава, постоянного состава и индексом структурных сдвигов?
9. В чем особенности расчета многофакторных индексов?
10. Для чего рассчитывают территориальные индексы?
Задания для самостоятельной работы:
1. Рассчитайте сводные индексы данным статистического ежегодника «Россия в цифрах» и объясните полученные результаты.
2. Используя характеристики различных товарных рынков, рассчитайте структурные индексы и объясните полученные результаты.
Тестирование №2: темы 7, 8, 9, 10.