ВОПРОС 2. Подготовка письменного информационного сообщения для СМИ в чрезвычайных ситуациях
Типов речи в работе со СМИ
ВОПРОС 1. Функционально-смысловые типы речи.
Выделяют три функционально-смысловые типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Повествование – это рассказ о событиях. Создать текст-повествование — значит передать последовательность различных действий, событий.
Тип речи повествование лежит в основе информационных жанров журналистики
ПОВЕСТВОВАНИЕ = СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3
Рассуждение– это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли.
РАССУЖДЕНИЕ = СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3
Тип речи рассуждение лежит в основе аналитических жанров журналистики.
Описание – это словесное изображение кого-либо или чего либо.
ОПИСАНИЕ = ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3
Тип речи описание лежит в основе публицистических жанров журналистики.
ВОПРОС 2. Подготовка письменного информационного сообщения для СМИ в чрезвычайных ситуациях
СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, а также телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Главное: периодичность, информирование, товарный вид (наличие некой «упаковки»: название, объем, хронометраж, цвет, рубрикация, отбивки).
Следовательно, средства массовой информации (СМИ) – система органов публичной передачи информации с помощью технических средств; основанная на повседневном сборе, обработке и распространении сообщений массовой аудитории.
Для человека получение новой информации – это физиологическая потребность. Процесс получения и использования информации является процессом приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среды. Жить фактически и означает овладевать новой информацией, адаптируясь к окружающим изменениям.
Благодаря чему смог выжить Робинзон Крузо? Конечно, благодаря накопленным знаниям о мире и умению их применить. Человек, не интересующийся новым, не читающий книг, газет, не интересующийся хоть какой-нибудь сферой, деградирует.
Современная ситуация нередко характеризуется как «информационный взрыв», «информационный бум», обработка информации рассматривается как основной вид деятельности в формирующемся «постиндустриальном обществе», предпринимаются попытки ее философского истолкования и предсказания возможных путей развития «информационной цивилизации».
Термин «информация» прочно вошел в самые различные отрасли современной науки и техники, в повседневную жизнь. Однако точное и исчерпывающее определение его остается одной из труднейших задач.
Определений термина дается достаточно много.
* ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» 1994 г. трактует понятие информации очень широко, избыточно. Это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
* Термин «информация» в законе о СМИ 1991 года означает всю совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналистика аудитории.
* «Словарь русского языка Ожегова» (М., 1985) содержит такое определение: Информация — 1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
* В словаре «Культурология. ХХ век» (СПб., 1997) имеется некоторая конкретизация. Информацией называются: 1. Любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; 2) Уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений.
* В учебнике Галины Викторовны Лазутиной «Основы творческой деятельности журналиста» (М., 2004): информация – это проявление сигнальной связи управляющего характера, которая объективно существует между …предметами реального мира и … расшифровывается получателем сигнала как сведения, диктующие… изменение поведения».
Журналистику интересует не любая информация, а МАССОВАЯ, т.е. та, которая 1) возникает и циркулирует в обществе, 2) предназначена для всех социальных групп (социально ориентированная); 3) выполняет роль моста между представителями разных социокультурных общностей.
Все журналистские тексты делятся на 3 разновидности:
1) Информационные,
2) Аналитические,
3) Публицистические
У информационных жанров предмет – это событие, метод – поиск ответов на шесть вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом? (Это так называемая «жесткая новость» – ничего лишнего, поэтому и вопросов может быть меньше при недостатке информации). Функция – объективный рассказ о событии с большим или меньшим количеством подробностей.
У жанров аналитической журналистики предметом является связь события с другими событиями, его причины и возможные последствия, методом - логический анализ, функцией -вписывание уже известного события в контекст других событий.
У жанров публицистики в роли предмета выступает человек, который выходит на первый план, тогда как событие отходит на второй, методом является описание людей в драматических ситуациях, а функция эмоциональной публицистики - вызвать эмоциональную реакцию читателей, дать им возможность пережить то, что пережили герои материала.
Таблица 1 Характеристики жанров
Группа жанров | Предмет | Метод | Функция |
Информационные жанры | Факт, событие, явление | Поиск ответов на шесть основных вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?) | Объективный рассказ о событии |
Аналитические жанры | Взаимосвязь явлений и событий | Логический анализ | Вписывание известного события в контекст |
Публицистические жанры | Человек в различных ситуациях | Субъективный (авторский) взгляд | Непосредственный отклик на происходящее |