Подготовка и алгоритм работы медицинских организаций здравоохранения санитарно-противоэпидемического типа в чрезвычайных ситуациях

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС име­ют весьма важное значение. В зоне ЧС эту работу выполняют территориальные центры госсанэпиднадзора Российской Федерации (ЦГСЭН).

Для обеспечения быстрого реагирования на базе ЦГСЭН и других организаций санитарно-эпидемиологической службы создаются специализированные формирования.

В целях подготовки к работе организаций госсанэпидслужбы в чрезвычайных ситуациях проводятся следующие основные мероприятия:

- осуществление контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

- организация экспертизы пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на загрязненность радиоактивными веществами, отравляющими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами;

- взаимодействие с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражения;

- проведение специальной подготовки сотрудников санитарно-эпидемиологических организаций и формирований для работы в ЧС;

- поддержание в высокой степени готовности территориальных центров госсанэпиднадзора, формирований и организаций санэпидслужбы, сил и средств научно-исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;

- осуществление накопления, хранения, освежения, учета и контроля медицинского имущества, необходимого для работы формирований и организаций санитарно-эпидемиологической службы в ЧС;

- осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время;

- организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля по своевременному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени;

- осуществление прогнозирования возможности возникновения эпидемий на территории Российской Федерации.

В целях повышения оперативности и качества информации о чрезвычайных ситуациях в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также принятия неотложных мер по их ликвидации (в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 29 июля 1998 г. N 230 «О повышении готовности органов и учреждений госсанэпидслужбы России к работе в чрезвычайных ситуациях» в ред. Приказа Минздрава РФ от 01.07.2003 N 290) проведены основные организационные мероприятия:

1. В Департаменте госсанэпиднадзора образована оперативная группа для оценки возникающих чрезвычайных ситуаций и организации неотложных мер по их ликвидации.

2. Федеральный центр госсанэпиднадзора организовал ежедневное дежурство специалистов центра в Департаменте госсанэпиднадзора с 19 часов вечера до 8 часов утра.

3. Главные врачи центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации и регионах, Федерального центра госсанэпиднадзора и Противочумного центра, директора противочумных институтов обеспечивают:

3.1. Круглосуточные дежурства и связь через служебные и домашние телефоны в нерабочее время и в выходные дни.

3.2. Проведение не реже двух раз в год тренировочных учений по организации и проведению мероприятий по ликвидации очагов инфекционных заболеваний и чрезвычайных ситуаций санитарно - гигиенического значения.

3.3. Повышенную готовность специализированных формирований госсанэпидслужбы - санитарно-эпидемиологических отрядов, бригад и групп эпидразведки, созданных на базе центров госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, а также специализированных противоэпидемических бригад.

Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и гра­ждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-эпидемиологические комиссии.В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабо­чим органом комиссии является штаб, который создастся из работников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических организаций.

В организациях, входящих в состав государственной санитарно-эпидемиологи­ческой службы (ЦГСЭН, научно-исследовательских институтах санитарно-гигиени­ческого и эпидемиологического профиля, противочумных институтах и станциях и др.), для работы в ЧС создаются органы управления – штабы по делам ГОЧС объек­та. Состав штаба определяется приказом начальника ГО объекта в зависимости от структуры организации, его возможностей и решаемых задач.

Примерный состав штаба по делам ГОЧС ЦГСЭН показан на рис. 2

Подготовка и алгоритм работы медицинских организаций здравоохранения санитарно-противоэпидемического типа в чрезвычайных ситуациях - student2.ru

Рис. 2. Организационная структура штаба по делам ГОЧС центра государственного санэпиднадзора (вариант)

Основной задачей штаба является отработка планирующей документации для работы ЦГСЭН в ЧС и документов по управлению, которые позволили бы обеспечить рациональное использование сил и средств в условиях сложной обстановки. В работе штаба выделяются три периода: до возникновения ЧС, период возникновения ЧС и ликвидации ее последствий, период восстановления обычного режима работы.

Первый период работы штаба по делам ГОЧС ЦГСЭН. До возникновения ЧС на штаб возлагается подготовка его членов, создание оперативной группы, содержание в состоянии повседневной готовности пункта управления, совершенствование систем оповещения и связи. Штаб организует проведение мероприятий в соответствии с календарным планом: проводит штабные тренировки и учения на объекте; принимает участие в мероприятиях, проводимых службой медицины катастроф района и города; организует подготовку формирований и объекта и целом для работы в чрезвычайных ситуациях. Важное место в работе штаба объекта занимает прогнозирование обстановки, в которой может оказаться объект.

Второй период работы штаба по делам ГОЧС ЦГСЭН. Организации санэпиднадзора в период возникновения ЧС и ликвидации ее последствий организуют и проводят следующие са­нитарно-гигиенические мероприятия:

- организация и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния территории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;

- организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения;

- организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения населения в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечным обслуживанием;

- организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;

- медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирований и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспечением специальной одеждой, средствами защиты и правильным их использованием;

- участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием и надзор за захоронением погибших и умерших;

- организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС.

При проведении санитарно-гигиенических мероприятий в зоне ЧС берутся под строгий контроль все гигиенически значимые объекты - как разрушенные и повреж­денные в очаге бедствия, так и продолжающие функционировать. К таким объектам относятся: системы водоснабжения и канализации; предприятия пищевой промыш­ленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные образовательные организации; предприятия коммунального обслуживания; пострадавший и непострадав­ший жилой фонд; медицинские организации лечебно-профилактического типа, в которые госпитализиро­ваны пораженные и больные из района катастрофы; места временного расселения эвакуируемого населения; места расположения спасательных команд, отрядов; про­мышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АХОВ, РВ, БС и др.

Третий период работы штаба по делам ГОЧС ЦГСЭН. Это обобщение и анализ проведенных мероприятий после ликвидации последствий ЧС, восстановление обычного режима работы объекта. Перевод медицинских работников и обслуживающего персонала ЦГСЭН на обычный режим работы определяется приказом его руководителя. В зависимости от конкретных условий этот перевод может быть поэтапным либо одномоментным. Об итогах работы представляется отчет в вышестоящий орган управления по подчиненности.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическое благополучие во время подготовки и работы медицинских организаций здравоохранения санитарно-противоэпидемического профиляв чрезвычайных ситуациях обеспечивается комплексом организационных, правовых, медицинских, противоэпидемических и режимно-ограничительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликвидацию инфекционных заболеваний, а также соблюдением санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС.

Наши рекомендации