Эластичность предложения по
цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.
Коэффициент ценовой эластичности предложения ESPрассчитывается так же, как и коэффициент ценовой эластичности спроса EDP, только вместо величин спроса берутся величины предложения:
№3. МАЛЬТУС, ТОМАС РОБЕРТ(Malthus, Thomas Robert) (1766–1834), английский экономист.
Идеи Мальтуса. В эпоху Мальтуса был принят «оптимистический» взгляд на развитие общества, и многие экономисты были убеждены, что рост народонаселения является благоприятным процессом, обеспечивающим мощь государства. Мальтус предложил диаметрально противоположный подход: рост населения далеко не всегда желателен, и рост этот идет быстрее, чем растут возможности обеспечения населения продовольствием. В первоначальной формулировке Мальтуса, численность населения увеличивается в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т.д.), а производство продуктов питания – в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.). По Мальтусу, именно этот разрыв и является причиной многих общественных бед – бедности, голода, эпидемий, войн. В дальнейшем Мальтус предложил несколько другое видение ситуации: рост населения постоянно приближается к пределу, на котором оно все же может существовать, и удерживается на этом уровне, т.к. начинаются голод, войны и болезни.
Во втором издании Опыта Мальтус предложил практические меры, позволяющие бороться с последствиями «естественного закона народонаселения» (отказ от вступления в брак малообеспеченных людей, соблюдение строгих норм морали до вступления в брак, отказ от программ социальной помощи бедным), однако выступал против контроля над рождаемостью, полагая, что, если бы супружеские пары имели возможность легко ограничивать число детей, первичный стимул к социально-экономическому прогрессу оказался бы утраченным: люди стали бы вести праздный образ жизни и в обществе наступил бы застой. По той же причине Мальтус считал неприемлемыми правовые ограничения на вступление в брак. Неэффективна, по Мальтусу, и политика поощрения эмиграции, которая может принести пользу лишь в том случае, если люди будут практиковать воздержание; в противном случае отток населения будет быстро восполнен высоким уровнем рождаемости. (В дальнейшем идея контроля над рождаемостью как средства борьбы с непропорциональным увеличением количества населения стала играть главную роль в концепции т.н. неомальтузианства.)
Второй идеей, получившей развитие в 20 в. в трудах выдающегося экономистаДж.М.Кейнса, стала концепция т.н. «эффективного спроса», согласно которой бережливость или отсутствие средств к существованию сами по себе являются барьером на пути экономического роста, лишая стимулов производство, а наилучшим способом развития экономики является установление правильного баланса между производством и потреблением; последнее должно, как и производство, регулироваться средствами, создающими сильные мотивы для повышения уровня потребительского спроса (прежде всего тех слоев населения, которые сегодня можно было бы назвать средним классом).
Билет #24
№1.
эластичность спроса - уровень чувствительности поведения покупателя к изменению цены, или изменение объема продаж товара в результате изменения его цены
эластичность предложения -это мера реагирования величины предложения на изменение цены товара.
перекрестная эластичность - относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях.
коэффициэнты эластичности- результат деления процента изменения величины спроса(или предложения) на процент изменения цены товара
гибкость цены - это случай , когда цены мгновенно реагируют на изменение спроса или предложения
№2. Фирма-это совокупный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельностью которого выступает максимизация прибыли.
Фирма являются
-основными производителями товаров и услуг в экономике
-покупателями экономических ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства
Для расширения производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала, фирмам необходимы инвестиционные товары( в первую очередь-оборудование), поэтому , фирмы являются
-покупателями инвестиционных товаров, т.е. предъявляют спрос на часть произведенной в экономике продукции.
№3. Жан Батист Сэй (1767-1832) - один из продолжателей творческого наследия А.Смита первой трети XIX в. во Франции. Он абсолютизировал идеи своего кумира об экономическом либерализме и рыночном механизме хозяйствования.
Глубокие теоретические познания в области экономики мысли в сочетании с убежденностью в смитовской концепции экономического либерализма, а также практический опыт, накопленный в высших сферах государственной экономической службы, позволили Ж.Б.Сэю создать собственные работы, посвященные основам теории развития общественного хозяйства. Прежде всего следует отметить его заслуги в области теории: именно Ж.Б.Сэй первым сумел преодолеть сложившиеся стереотипы фи-зиократизма, которые еще преобладали в экономической мысли Франции. Эти концепции он изложил в одной из ранних, но достаточно значимых работ - в работе «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803). В последующих работах он пытался отразить практическую значимость экономической теории, которая базируется на принципах экономического либерализма и невмешательства в экономику извне. Особенно это проявлялось в его итоговом труде «Полный курс практической политической экономии» (1828).
Ж.Б.Сэй разделял политическую экономию на три самостоятельные части: производство, распределение и потребление. Он трактовал законы капиталистического производства как вечные и сводил производство к процессу воздействия человека на природу.
Ж.Б.Сэй выступал против трудовой теории стоимости Д.Рикардо. Он отождествлял товарную форму богатства с суммой полезных вещей и называл ценность (стоимость) богатством, т.е. смешивал ее с потребительной стоимостью.
Испытывая затруднения в определении величины стоимости и пропорций обмена, он выдвигает свой вариант исчисления «ценности» через «издержки производства». В основу этого анализа он положил теорию трех факторов производства.
Согласно предложенной им теории в создании стоимости равноправно участвуют труд, земля и капитал. Капитал Ж.Б.Сэй отождествлял со средствами производства, которые являются, по его мнению, источниками доходов общества - заработной платы, прибыли и ренты. Совокупность доходов и составляет стоимость товаров.
Ж.Б.Сэй рассматривал доходы как плату за производитель-" ные услуги, оказываемые каждым из трех факторов производства. Тем самым он подчеркивал гармонию классовых интересов в буржуазном обществе.
Величину вклада каждого фактора производства в создание стоимости Ж.Б.Сэй определял через соотношение спроса и предложения, тем самым давая свой вариант теории стоимости. Однако следует отметить, что соотношение спроса и предложения он объясняет как колебание цен вокруг стоимости.
Ж.Б.Сэй идеализировал систему свободного предпринимательства и отрицал неизбежность всеобщих кризисов производства. При этом он допускал лишь возможность перепроизводства отдельных товаров. Исходя из этого он формулирует закон рынка, согласно которому обмен продукта на продукт ведет к равновесию между куплей и продажей, и если какие-либо товары не находят себе покупателя, то это означает, что «другие производства дали товаров меньше, чем нужно».
Цель хозяйственной деятельности потребление, с точки зрения Ж.Б.Сея, - и поэтому он отождествлял товарное обращение с непосредственным обменом.
Ж.Б.Сэй считал, что деньги не играют никакой самостоятельной роли и служат только для измерения стоимости и обмена товаров и услуг.
Отметим, что хотя закон Ж.Б.Сэя в общем неверен, многие вытекающие из него следствия правильны, например:
1. «Чем больше в каждом государстве производителей и чем многочисленнее производство, тем легче, многообразнее и обширнее сбыт продуктов».
2. Сбыт одних товаров положительно влияет на сбыт других. «Та отрасль, торговли, которая процветает, дает средства купить, а, следовательно, доставляет возможность и продать всем другим отраслям торговли», и наоборот.
3. Для развития производства надо поощрять потребности и «помочь потребителям получать большие заработки, на которые они могли бы покупать».
Наконец, Ж.Б.Сэй, как и Т.Р.Мальтус, был убежден, что положение «низших классов» должно непременно улучшаться, и в этом заинтересован больше всех сам рабочий класс. Что же касается «производителей», то каждый из них должен быть заинтересован в благополучии другого.
Билет #25
№1.
фирма-организация, использующая ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями
предприятие- физически существующая структура ( включающая землю, капитал) , выполняющая одну или более функцию в производстве , изготовлении и продаже товаров и услуг
модель совершенной конкуренции- такая модель возможна когда
а) кол-во продавьцов и покупателей очень велико
б) товары , предлагаемые продавьцами однородны( неразличимы)
закон убывающей предельной производительности- закон, гласящий , что по мере увеличения потребления того или иного товара, его предельная полезность будет понижаться
издержки- это все, что производитель затрачивает в целях производства
№2. Билет 21 №2
№3Леон Вальрас (1834-1910)
основные идеи:
1. Впервые ввел наиболее общие критерии рыночного равновесия: спрос равен предложению
2. Предложил концепцию общего экономического равновесия, первая математическая интерпретация 3. Ввел 4 рынка: труда, капитала, финансовый, потребительских благ и услуг 4. Ввел высшую математику как обязательный элемент экономической науки.
Основные произведения
- «Элементы чистой политической экономии» (Elements d’èconomie politique pure, 1877);
- «Этюды социальной экономии» (Etudes d’èconomie sociale, 1896);
- «Этюды прикладной политической экономии» (Etudes d’èconomie politique appliquee, 1898).
Основы Элементов Вальраса состояли из семи частей:
( 1) Вальрас дает свое определение экономики, субъективной теории ценности и математического метода;
( 2) чистый двухпродуктовый обмен, где спрос и предложение получены из максимизации полезности; Здесь же представлены его Аукционист и теория tatonnement.
( 3) чистый межрыночный обмен; подсчет "уравнений и неизвестных" для нахождения решения; межрыночный tatonnement с Аукционистом.
( 4) объединение производства (в ранних изданиях, с фиксированной технологией; в более поздних изданиях, с гибкой технологией, до теории предельной производительности) с некоммерческими организациями, и спрос на факторы производства, полученный из косвенного спроса на товары;
( 5) теория капитала (которую он видит как капитализация будущего дохода) и представляет теорию накопления (сбережения) и кредита;
( 6) теория спроса на наличные деньги (деньги, обеспечивающие будущие услуги и таким образом "желательный фактор" в общей проблеме выбора);
( 7) непрерывный рынок и возрастающая экономика; некоторые очень интересные мысли и разъяснение, которые отражают его систему взглядов.
( 8) взгляды на несовершенную конкуренцию и монополию.