Задачи государственных органов в области управления экономическим развитием
Глава 22.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА
Структура органов государственного управления в условиях федеративного государства достаточно сильно отличается по регионам страны. Вместе с тем имеются некоторые общие черты, характерные для всех субъектов Федерации.
Задачи государственных органов в области управления экономическим развитием
Создание здоровой рыночной экономики предполагает устранение препятствий, мешающих развитию гражданского общества и построению новой системы государственного управления. Пересмотр сферы и роли правительства потребовал в России демонтажа таких структур, как промышленные производственные министерства и органы, занимавшиеся распределением ресурсов. В то же время были созданы новые административные органы для обеспечения общественных нужд и управления экономической политикой в рыночной экономике. В новых условиях в задачи государства и правительства входит следующее:
• создание административной и финансовой инфраструктуры для рыночной экономики;
• либерализация цен;
• легализация и правовое оформление частной собственности;
• обоснование и реализация промышленной политики, создание рыночных условий для инвестиций, нововведений и структурных перемен;
• открытие экономики по отношению к мировому рынку;
• управление макроэкономической обстановкой, достижение фискального баланса и проведение взвешенной кредитноденежной политики;
• координация деятельности центральных, региональных и местных органов власти;
• создание социальной, образовательной инфраструктуры и рынка труда;
• повышение способности правительства по администрированию рыночной экономики, включая эффективную государственную службу.
В формировании социально-правового института государственной службы России большая роль отведена Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утвержден 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ). В соответствии с этим Законом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Формирование государственной службы Российской Федерации включает в себя образование федеральной государственной службы Российской Федерации и государственной службы субъектов Российской Федерации. По указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» № 1062 от 17 августа 1999 г. эта структура включает 27 федеральных министерств, 9 государственных комитетов, 3 федеральные комиссии, 14 федеральных служб, 2 федеральных надзора, 8 федеральных агентств, иные федеральные органы исполнительной власти.
Федеральные органы исполнительной власти являются центральными органами, осуществляющими государственное управление в своей области деятельности в соответствиями с положениями, утвержденными Президентом или Правительством Российской Федерации.
В состав министерств и ведомств, определяющих политику в области социально-экономического развития, входят Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России), Министерство промышленности и науки и технологий РФ, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство топлива и энергетики РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство путей сообщения РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также Центральный банк России, не входящий в число органов исполнительной власти.
Министерство финансовРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.
Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, таможенного дела, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости, предпринимательства и малого бизнеса.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В сферу задач Министерства экономического развития и торговли включается анализ экономического положения Российской Федерации и определение принципов и методов регулирования в социально-экономической сфере; разработка принципов, методов и форм реализации государственной структурной и инвестиционной политики в Российской Федерации; разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти основных принципов региональной экономической политики, предложений по государственной внешнеэкономической политике Российской Федерации, осуществление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, координация внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содействие привлечению иностранных инвестиций.
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство экономического развития и торговли выполняет весьма широкий перечень функций, среди которых можно выделить следующие:
· разработка с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов и регионов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики на кратко-, средне- и долгосрочный периоды, осуществление прогнозных расчетов общеэкономических показателей системы национальных счетов;
· разработка проектов программ и планов действий Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны, а также прогнозных и аналитических материалов по вопросам институциональных преобразований;
· участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-тарифной политики Российской Федерации;
· разработка сводного финансового баланса по Российской Федерации, в том числе по субъектам и регионам Российской Федерации, предложений об основных показателях федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации, участие в разработке совместного заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о среднесрочной стратегии и экономической политике;
· подготовка с участием Министерства финансов Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти проекта бюджета развития Российской Федерации на соответствующий год;
· участие в разработке экономического обоснования бюджетной политики, отдельных разделов федерального бюджет, а также обеспечение подготовки экономического обоснования и формирование бюджетной заявки на финансирование поставок продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд;
· осуществление анализа и подготовки предложений о совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти;
· разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной структурной политики и механизмов ее реализации, организация работы по ее проведению;
· подготовка с участием федеральных органов исполнительной власти предложений об экономическом механизме рационального использования природных ресурсов, ресурсосбережения и энергосбережения;
· разработка с участием федеральных органов власти предложений о развитии государственно сектора экономики Российской Федерации, осуществление анализа и прогнозирования его развития;
· подготовка с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений и осуществление методического руководства работой по формированию и реализации федеральных и региональных целевых программ, а также межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, ежегодное предоставление в Правительство Российской Федерации докладов о ходе реализации федеральных целевых имежгосударственных целевых программ;
· участие в разработке и реализации социальной политики, включая вопросы государственной поддержки иразвития отраслей социальной сферы, реформирования жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, политики в области доходов и потребления населения, демографии, миграции, трудовых ресурсов, создания рабочих мест, социального партнерства и социальной поддержки отдельных групп населения с учетом экономических возможностей государства;
· разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с участием соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложений по формированию единой государственной политики в области внешнеэкономической деятельности;
· участие в подготовке предложений орсформировании государственной службы и повышении профессионализма государственных служащих, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в учебных заведениях, находящихся в ведении Министерства, а также в других учебных заведениях, участие в международном сотрудничестве в этой области.
Министерство промышленности, науки и технологийРоссийской Федерации (Минпромнауки России) осуществляет разработку и реализацию государственной промышленной, научно-технической и инновационной политики, определяет пути и методы ее эффективного регулирования, обеспечивающие социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации.
Основными задачами министерства являются:
· разработка и реализация единой государственной промышленной, научно-технической и инновационной политики и совершенствование механизмов и форм ее реализации в целях обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности организаций промышленности, других отраслей экономики и социальной сферы, находящихся в ведении министерства;
· государственное регулирование и проведение структурных преобразований в отраслях промышленности, а также координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти; проведение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти единой государственной научно-технической политики в области развития и реформирования оборонной промышленности;
· анализ финансово-экономического состояния промышленности и науки, разработка соответствующих материалов к комплексному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации по отраслям и регионам;
· разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений по формированию государственной политики в сфере промышленного, военно-технического, научно-технического и инновационного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и обеспечение их реализации;
· разработка и осуществление мер по сохранению и развитию промышленного и научно-технического потенциала Российской Федерации, его рациональному использованию и адаптации к условиям рыночной экономики;
· формирование и реализация механизмов государственной поддержки промышленной, научно-технической и инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры рынка наукоемкой продукции и услуг объектов промышленной собственности; содействие развитию конкуренции и инновационного предпринимательства в научнотехнической сфере;
· ресурсное обеспечение науки и эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на развитие фундаментальных исследований и содействие научно - техническому прогрессу;
· организация работы по формированию и использованию государственных и иных ресурсов научно-технической информации;
· определение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти механизмов государственного стимулирования создания, правовой охраны и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности.
Активную роль в РФ играют органы законодательной и исполнительной власти, принимающие решения в области социально-экономического развития. Кроме того, заметное воздействие на хозяйственную жизнь в стране и управление ею оказывают различные объединения, ассоциации и союзы юридических и физических лиц, например, такие, как Союз предпринимателей России, Союз банкиров, Общество потребителей и т.д.
Министерство сельского хозяйстваРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, атакже изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания(далее — агропромышленный комплекс и рыболовство).
Министерство природных ресурсовРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:
• геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
• использование, охрана, зашита лесного фонда иводных ресурсов;
• охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
• охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
• охрана атмосферного воздуха;
• совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
Министерство транспорта и связиРоссийской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатизации.