В период государственного социализма 6 страница
Второй подход предусматривал возврат к довоенной модели экономического развития, которая показала свою эффективность в условиях войны. Сторонниками такого подхода были Г.М.Маленков и Л.П.Берия. При этом они ссылались на разработки известного экономиста Е.С.Варги, который в это время публикует свои работы о рожденных Второй мировой войной проблемах мирового капитализма. В них Е.С.Варга отрицал теорию неминуемого кризиса капитализма и подчеркивал его замечательную способность к приспособлению. Г.М.Маленков, Л.П.Берия и их сторонники из этого делали вывод о том, что способность капитализма справиться со своими внутренними проблемами делает международную обстановку очень тревожной. Тем более что обладание атомной бомбой давало западным странам явное военное превосходство над СССР. При таком понимании ускоренное развитие тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса в СССР представлялось абсолютно необходимым.
Возврат к политике «приоритетов».В 1948 г. внезапно умирает А.А.Жданов. Сразу после его смерти было репрессировано несколько сот высших партийных функционеров - его сторонников. Среди них были и руководители советской экономики - Н.А.Вознесенский и М.И.Родионов, выступавшие за более сбалансированное развитие экономики. Вслед за этим последовал пересмотр показателей четвертого пятилетнего плана в сторону их значительного увеличения. Возврат к довоенной схеме развития был теоретически обоснован И.В.Сталиным в опубликованной в 1952 г. работе «Экономические проблемы социализма в СССР». Исходя из тезиса об агрессивности капитализма, автор утверждал, что преимущественное развитие тяжелой промышленности и дальнейшие социалистические преобразования в деревне должны оставаться двумя приоритетами советской экономической политики. При этом И.В.Сталин возражал против любых уступок рынку и настаивал на замене денежных платежей продуктообменом.
Таким образом, преемники Н.А.Вознесенского вернулись к апробированной в 1930-х гг. политике приоритетов. Эта политика предоставляла преимущество отдельным проектам и отраслям, тяжелой промышленности в первую очередь. В результате в период с 1948 по 1953 гг. в стране был воспроизведен тот же экономический цикл, что и в 1930-х гг. Вначале имел место громадный рост инвестиций, достигавших в среднем 22% национального дохода. Это было значительно больше, чем в довоенный период, когда доля инвестиций равнялась 17%. В стране начинается инвестиционный бум, что означало начало громадного нового строительства. Возврат к довоенной модели экономического развития означал гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса, строжайшую централизацию в управлении экономикой, жесткое планирование, отсутствие свободной торговли и всеобщий контроль со стороны государства.
Перестройка управления и планирования.После окончания войны в стране был проведен комплекс мероприятий по переводу народного хозяйства на мирные рельсы. В сентябре 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны, его функции по управлению народным хозяйством перешли к Совету Народных Комиссаров (с марта 1946 г. Совет Министров СССР). На базе многих наркоматов оборонной промышленности образовался ряд машиностроительных министерств, сориентированных на выпуск гражданской продукции. Одновременно происходит усиление функций Госплана СССР. В годы войны наряду с жестким планированием в стране допускалась оперативно-хозяйственная самостоятельность предприятий; после войны эту самостоятельность постепенно урезают. Это происходило путем увеличения числа различных показателей. Отдельным отраслям начинают устанавливать не только пятилетние и годовые, но и месячные планы, мелочно регламентируя всю производственную деятельность предприятий. В постановлении ЦК ВКП (б) от 15 декабря 1947 г. отмечалось, что ход развития руководства сельским хозяйством потребовал выделить три основные функции государственного руководства народным хозяйством: планирование и государственный контроль за выполнением народно-хозяйственных планов, материально-техническое снабжение, внедрение в народное хозяйство новой техники. В связи с этим были образованы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР (Госснаб СССР) и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР). Государственная плановая комиссия была реорганизована в Государственный плановый комитет Совета Министров СССР (Госплан СССР). Все это способствовало усилению командно-административного управления народным хозяйством в первые послевоенные годы.
Итоги восстановления промышленности.Перевод народного хозяйства на мирные рельсы в годы четвертый пятилетки (1946 - 1950 гг.) сопровождался снижением объема промышленного производства, в течение 1946 г. он уменьшился на 17%. Спад производства был преодолен в 1947 г., а в 1948 г. объем промышленного производства в СССР достиг довоенного уровня. Успехи в развитии индустрии были достигнуты за счет жесткого административного прессинга, произвольного повышения норм выработки, а также благодаря экономии на легкой промышленности, сельском хозяйстве и социальной сфере, что заморозило уровень жизни населения на уровне военных лет. Важную роль в восстановлении промышленности сыграли и репарации с Германии, составившие 4,3 млрд. долларов в ценах 1938 г. Они обеспечили оборудованием около половины строившихся предприятий, а также способствовали ускорению научно-технического прогресса. Однако промышленные предприятия, получая по репарациям оборудование германских заводов, воссоздавали технологии 1930-х гг. Это ускорило восстановление народного хозяйства страны в первые послевоенные годы, но при этом запрограммировало его отставание в дальнейшем, когда потребовалось осваивать результаты научно-технической революции.
Состояние сельского хозяйства.Война нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству. В ходе военных действий было разграблено около 100 тыс. колхозов, тысячи совхозов и МТС, уничтожены десятки тысяч сел и деревень. Значительно была подорвана материально-техническая база отрасли. Тракторный парк составлял 72 % от довоенного уровня, был сильно изношен и состоял из машин старых марок. Потребности сельскохозяйственной техники в запасных частях удовлетворялись на 30-40 %, колхозы почти полностью лишились автомашин. Сильно пострадало сельское население, число трудоспособных колхозников в СССР сократилось на треть. Из-за недостатка техники и рабочей силы большая часть сельскохозяйственных работ стала проводиться с опозданием. В результате в 1945 г. посевные площади в СССР составляли только 70% довоенных, валовой сбор зерновых сократился вдвое.
Реформа управления сельским хозяйством.Система управления сельским хозяйством в послевоенные годы, как и до войны, строилась по территориально-производственному признаку. Наиболее важные вопросы обсуждались в Сельскохозяйственном отделе ЦК ВКП (б) и Бюро Совета Министров СССР по сельскому хозяйству. После окончания войны для более оперативного управления восстановлением сельского хозяйства была предпринята попытка создать специализированные министерства по отраслевому принципу. В ноябре 1945 г. из Наркомзема СССР был выделен самостоятельный Народный комиссариат технических культур, а в марте 1946 г. было создано Министерство животноводства. Руководство сельским хозяйством и сельскохозяйственными предприятиями было разделено между тремя министерствами, а колхозы должны были подчиняться еще и Совету по делам колхозов.
Опыт «дробного управления» сельским хозяйством показал, что перестройка управления была осуществлена без учета особенностей сельскохозяйственного производства. Большинство колхозов и совхозов имело многоотраслевое хозяйство, в результате животноводческую отрасль невозможно было отделить от растениеводства, а зерновое производство от выращивания технических культур. Теперь каждый, даже самый мелкий колхоз, а в большинстве колхозов было лишь несколько десятков дворов, подчинялся не одному ведомству, а четырем и должен был выращивать разные культуры, что далеко не всегда соответствовало местным условиям. В результате в феврале 1947 г. Министерства земледелия, технических культур и животноводства вновь объединились в одно союзно-республиканское Министерство сельского хозяйства. Соответственно на местах, в районах и областях произошло объединение сельскохозяйственных органов.
Голод 1946 - 1947 гг.В 1946 г. на страну обрушилась засуха. Она охватила основные сельскохозяйственные районы страны: Молдавию, Нижнее Поволжье, Крым, Центрально-Черноземный район, Украину. В результате погибли значительные площади зерновых культур, урожай собирали с большим опозданием или вообще оставляли на полях. Засуха привела к массовому голоду, масштабы которого сопоставимы с голодом начала 1930-х гг., вызванного коллективизацией. По официальным данным, уровень душевого потребления колхозников в типичной для России Пензенской области составлял 90 кг хлеба в год, в то время как русская земская статистика нормой душевого потребления хлеба на одного работника считала около 400 кг. Следствием голода был рост смертности, во многих областях страны были зафиксированы случаи людоедства.
Усиление административного нажима на деревню.Пытаясь предотвратить рост хищений государственных запасов зерна, краж общественной и личной собственности, спекуляции и голодного нищенства, правительство издает ряд указов, направленных на сохранение хлеба и борьбу со всякого рода хищениями. Министерством юстиции СССР были даны указания всем органам суда рассматривать дела о хищении, порче и разбазаривании хлеба не позднее десятидневного срока. К виновным в хищении колхозного и кооперативного имущества по закону от 7 августа 1932 г. в качестве меры судебной репрессии стали применять высшую меру наказания - расстрел, с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не менее 10 лет. По неполным данным, осенью 1946 г. за хищение хлеба в стране было осуждено 53,4 тыс. человек. В июне 1947 г. был принят новый закон об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества. В соответсвии с ним кража личного имущества каралась заключением сроком от 5 до 6 лет, а кража государственного или общественного имущества - на срок от 7 до 10 лет.
«Указники».После провала реформы управления сельским хозяйством правительство решило усилить контроль за крестьянством, который заметно ослаб за время войны. 2 июня 1948 г. был принят Указ президиума Верховного Совета СССР «О выселении в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни». Инициатором этого решения был первый секретарь ЦК Компартии Украины Н.С.Хрущев. Он сослался на проблемы сельского хозяйства Украины, сильно пострадавшего во время оккупации, и предложил ужесточить политику государства по отношению к той части крестьянства, которая не хотела работать в колхозах. Инициатива Н.С.Хрущева в Москве показалась перспективной не только для Украины, но и для всего Советского Союза. На основе его доклада и был подготовлен проект указа, в разработке которого принимали участие Л.П.Берия, А.А.Жданов, Г.М.Маленков, М.А.Суслов, а также министры внутренних дел С.Н.Круглов и госбезопасности В.С.Абакумов. Ввиду открыто антикрестьянской направленности Указ не опубликовали в открытой печати, но его содержание было доведено до каждого колхоза и колхозника. В результате по всей стране прокатилась волна колхозных собраний, на которых принимались решения о выселении тех колхозников, которые не вырабатывали обязательный минимум трудодней или имели крепкое индивидуальное хозяйство. Всего за период с 1948 по 1953 гг. из мест проживания в ссылку было направлено 46,8 тыс. колхозников и членов их семей.
Рост налогообложения.Война изменила соотношение между различными категориями хозяйств, производящими сельскохозяйственную продукцию. С начала 1930-х гг. самым крупным ее производителем были колхозы. Однако, начиная с 1942 г., отчетливо наметилась тенденция сокращения абсолютных размеров колхозного производства. Поэтому сдаваемая колхозами и совхозами продукция обеспечивала лишь часть потребностей государства в продовольствии. Другой ее существенной частью были взимаемые с индивидуальных хозяйств натуральные налоги. Эти налоги взимались с хозяйств колхозников и единоличников, а также с хозяйств рабочих и служащих, имевших домашний скот. Размеры этих налогов в послевоенные годы постоянно росли. За 1948 - 1952 гг. натуральные налоги с населения выросли в среднем в три раза, при этом уровень заготовительных цен не изменился с 1928 г. и не превышал одной десятой части стоимости созданной продукции. Рост денежной части налога не перекрывался денежными доходами от колхоза, поэтому крестьянин должен был реализовывать на рынке продукцию своего личного подсобного хозяйства.
Вследствие избытка сельхозпродукции заметно снижались цены на колхозном рынке, однако крестьянин был вынужден ее реализовывать, опасаясь репрессий за неуплату налогов. К тому же колхозникам все труднее становилось продавать свою продукцию на рынке, поскольку были увеличены сборы с дохода от продаж. Помимо этого продавать свою продукцию на рынке крестьяне могли только при наличии специальной справки о том, что их хозяйство выполнило все свои обязательства перед государством, т. е. заплатило все натуральные и денежные налоги. В случае отсутствия справки, предлагаемые к реализации продукты конфисковывались, а сами крестьяне подвергались штрафам. В случае повторного нарушения им грозило тюремное заключение как спекулянтам.
Таким образом, после войны государство усиливает фискальную политику по отношению к деревне и увеличивает денежные и натуральные налоги на крестьянский двор. Не имея возможности выплачивать высокие налоги, крестьяне вынуждены были забивать скот, вырубать фруктовые сады и сокращать приусадебные участки. В результате, если за годы войны количество крупного рогатого скота в индивидуальных хозяйствах на Урале возросло, то после войны оно уменьшилось почти на треть.
Состояние товарооборота.В 1941 - 1947 гг. ввиду острой нехватки потребительских товаров карточная система была вполне оправданным явлением. Однако присущая этой системе множественность цен подрывала материальную заинтересованность трудящихся в денежной оплате и служила питательной средой для роста спекуляции. В условиях мирного времени было необходимо перейти к открытой торговле по единым твердым ценам, однако сделать это можно было только после соответствующей подготовки. Базой единых цен не могли стать высокие коммерческие цены, так как это еще более снизило бы уровень жизни населения. Не подходили для этого и низкие пайковые цены, поскольку объем производства потребительских товаров в те годы не смог бы удовлетворить платежеспособный спрос населения. Необходимо было сблизить коммерческие и пайковые цены, поэтому в сентябре 1946 г. коммерческие цены были существенно снижены, а пайковые повышены, что уменьшило разрыв между ними до 2 - 2,5 раз. От трех цен - коммерческих, льготно-коммерческих и пайковых - государственная торговля перешла к системе двух значительно сближенных цен: коммерческих и пайковых. Это облегчило в дальнейшем введение единых цен. Для перехода к единым ценам и отмены карточной системы необходимо было ликвидировать последствия войны в сфере денежного обращения. Война привела к значительной эмиссии, в результате чего в 1945 г. денежная масса в обращении примерно в три раза превосходила ее довоенную величину.
Денежная реформа 1947 г.Первоначально планировалось осуществить денежную реформу в 1946 г., однако из-за сильного неурожая ее пришлось перенести на следующий год. 14 декабря 1947 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». В соответствии с этим постановлением в течение недели с 16 по 22 декабря 1947 г. старые деньги обменивались на новые образца 1947 г. по курсу десять к одному. Одновременно с выпуском новых денег были переоценены вклады и текущие счета населения в сберегательных кассах на следующих основаниях. Вклады до 3 тыс. руб. включительно (такие вклады составляли примерно 3/4 общего их количества) оставались без изменения в номинальной сумме. Вклады до 10 тыс. руб. переоценивались следующим образом: первые три тысячи по курсу один к одному, а остальная часть - за три рубля старых денег 2 рубля новых. По вкладам размером свыше 10 тыс. руб. первые 10 тыс. руб. переоценивались так же, как вклады до 10 тыс. руб., а остальная сумма - в соотношении за 2 руб. старых денег 1 руб. новых. Находящиеся на расчетных и текущих счетах денежные средства кооперативных предприятий и организаций, а также колхозов были переоценены из расчета 5 руб. старых денег за 4 руб. новых. Был также произведен обмен всех государственных займов, за исключением второго государственного займа восстановления и развития народного хозяйства СССР выпуска 1947 г. Облигации нового конверсионного займа обменивались на облигации прежних займов по соотношению 3 руб. в облигациях ранее выпущенных займов на 1 руб. в облигациях нового займа.
Государство мотивировало реформу тем, что «спекулятивные элементы воспользовались наличием большого разрыва между государственными и рыночными ценами, а также наличием фальшивых денег, для накопления денег в больших размерах в целях наживы за счет населения». Однако борьба со спекуляцией плохо согласовывалась с практикой реформы, в соответсвии с которой в десять раз уменьшилась вся денежная наличность, а не чрезмерные ее накопления. Главный удар пришелся не по спекулянтам, а по тем трудящимся, которые не имели вкладов в сберкассах (их было около 50%) и жили от зарплаты до зарплаты. Что же касается спекулянтов и расхитителей государственной собственности, то многие из них своевременно получили подробную информацию о реформе и сумели заблаговременно распределить свои вклады по множеству мелких счетов. В столичных городах были случаи, когда один человек имел несколько сотен сберегательных книжек.
Обменный курс (10:1) затронул всех владельцев старых денег, однако в первую очередь это коснулось наиболее квалифицированных рабочих, а также работников, занятых на тяжелых и вредных работах и получавших более высокие зарплаты. В наибольшей степени пострадали и крестьяне, поскольку они редко хранили свои накопления в сберегательных кассах. Причина заключалась в том, что многие из них жили в основном за счет продажи своих продуктов на рынке, т. е. имели дополнительный источник доходов. Об этих доходах крестьяне не хотели заявлять, опасаясь увеличения сельскохозяйственного налога. К тому же в сельской местности отсутствовала развитая сеть сберегательных касс. Не принимались к обмену и советские деньги, находящиеся за рубежом у иностранных граждан. В результате в ходе денежной реформы примерно треть находящейся на руках у населения денежной массы так и не была представлена для обмена.
Проведенная в 1947 г. денежная реформа фактически означала конфискацию сбережений, накопленных за годы войны «спекулянтами», торговавшими на «черном рынке», и особенно крестьянами. К тому же, несмотря на существенное сокращение объема наличных денег у населения, с ее помощью так и не удалось ликвидировать диспропорцию между спросом и предложением. Тем не менее, конфискационная по отношению к населению денежная реформа 1947 г. и последовавшая за ней отмена карточной системы позволили несколько стабилизировать финансовое положение страны.
Отмена карточной системы.Одновременно с денежной реформой с 16 декабря 1947 г. была отменена карточная система и осуществлен переход к свободной торговле по единым ценам. При этом государство сняло с себя обязательства по гарантированному карточному снабжению городского населения. Новые единые государственные розничные цены были установлены ниже коммерческих цен по основным продовольственным товарам в среднем более чем в 2,5 раза, а по промышленным товарам - в 3,2 раза. На такие товары повседневного спроса, как хлеб, мука, крупа, макаронные изделия, цены стали ниже действующих пайковых цен на 10 - 12 %. На мясо, рыбу, жиры, сахар, кондитерские изделия, соль, картофель, овощи, табачные изделия и спички цены были сохранены на уровне действовавших пайковых цен. Была упорядочена поясная дифференциация цен. Вся страна делилась на несколько поясов, в каждом из которых устанавливались свои цены. Теперь вместо 7 поясов по муке, хлебу и хлебобулочным изделиям и 5 поясов по мясу и мясопродуктам устанавливалось 3 пояса. По рыбе, рыбопродуктам и картофелю вместо 5 и 4 поясов были установлены 2 пояса. По ряду товаров вместо поясных вводились единые цены.
На другой день после реформы на прилавках магазинов появился почти довоенный ассортимент непродовольственных товаров. Однако в отличие от продуктов питания цены на многие из них значительно возросли. В среднем новые цены примерно в 3 раза превосходили довоенные, в то время как заработная плата увеличилась только наполовину. В результате при видимом изобилии большинство промышленных товаров оказалось недоступно рядовому потребителю.
Снижение розничных цен в 1947 - 1954 гг.В годы войны государственные розничные цены на товары народного потребления выросли в 2,2 раза. В первые послевоенные годы в результате увеличения удельного веса коммерческих фондов индекс цен продолжал расти и составил в 1947 г. 3,2 к уровню 1940 г. Денежная реформа и переход к единым ценам положили начало семилетнему периоду, в течение которого ежегодно проводилось массовое снижение цен на товары. Первое снижение цен в СССР было проведено одновременно с денежной реформой и отменой карточной системы в декабре 1947 г. При этом цены на товары были снижены в среднем на 17 %. Второй этап охватывал период с конца 1947 по 1 марта 1949 г. В этот период цены были снижены в общем на 14%. В результате третьего этапа снижения - с 1 марта 1950 г. - уровень цен понизился по сравнению с предыдущим годом почти на 20%. В результате трех этапов снижения цен, установленные с 1 марта 1950 г. государственные розничные цены стали на 43% ниже уровня декабря 1947 г.
Снижение государственных розничных цен происходило и в 1951, 1952, 1953 и 1954 гг. В результате в апреле 1954 г. цены на товары были ниже уровня 4 квартала 1947 г. на 57%. Темп снижения цен на продовольственные товары был выше, чем на товары непродовольственные. Розничные цены на все продовольственные товары были снижены в среднем на 62%. Больше всего снизились цены на хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и масло, колбасные изделия. На все непродовольственные товары розничные цены были снижены на 47%, больше всего они были снижены на обувь и ткани. Отмена карточной системы и снижение цен в государственной и кооперативной торговле вызвало падение цен на колхозном рынке.
Снижение цен на продукты проводилось в ущерб деревне с целью улучшить обеспечение городов. Особое внимание уделялось Москве, где находились посольства и жили представители иностранных государств. Однако, несмотря на снижение цен, продукты питания, по-прежнему, были дорогими и недоступными даже для большинства столичных жителей, основу питания которых составлял хлеб и картофель. В провинции же, где жила основная часть населения страны, прилавки продовольственных магазинов были пусты, а торговля хлебом велась по спискам. Муку привозили и продавали только по праздникам при огромном стечении народа.
Таким образом, с помощью денежной реформы 1947 г. государству удалось существенно «сжать» находящуюся на руках у населения денежную массу. За счет этого был несколько уменьшен дефицит основных товаров народного потребления, и в течение многих лет государство смогло непрерывно проводить снижение розничных цен в государственной торговле. Анализ поэтапного массового снижения цен в 1947 - 1954 гг. показывает некоторое повышение уровня благосостояния советского народа, хотя в первую очередь в выигрыше оказались высокооплачиваемые категории трудящихся. Во-вторых, размеры снижения цен, особенно на некоторые продовольственные товары, не соответствовали экономическим возможностям государства. Это способствовало обострению товарного дефицита, оживлению спекуляции, уменьшало по сравнению с расчетным реальный выигрыш населения от снижения цен. После 1954 г. массовые снижения цен не производились.
Попытка реформирования командно-административной системы.Наметившийся после смерти И.В.Сталина курс на демократизацию общественной жизни должен был найти свое адекватное продолжение и в экономике. В первой половине 50-х г. советская экономика столкнулась с тремя главными проблемами: как накормить и одеть людей; как включиться в научно-техническую революцию и как укрепить оборону страны за счет новейших видов вооружения. Таким образом, послесталинское руководство страны было поставлено перед выбором направлений дальнейшего социально-экономического развития. При этом достаточных финансовых возможностей для решения всех этих трех задач страна не имела. Преемники И.В.Сталина понимали, что прочность их положения зависит от проведения такой внутренней политики, которая, с одной стороны, являлась бы продолжением линии на построение коммунизма, а с другой - нацеливала на решение насущных человеческих проблем. В результате внутренней борьбы определились три основные направления экономического развития.
Первым по значимости являлось укрепление обороноспособности страны. Второй приоритет - это аграрный сектор. Здесь усилиями Г.М.Маленкова и Н.С.Хрущева летом - осенью 1953 г. была намечена программа снижения налогового бремени, использования экономических стимулов хозяйствования, помощи государства селу техникой, кредитами и т. д. Третий приоритет - сохранение опережающего роста тяжелой промышленности при одновременном усилении внимания к решению социальных вопросов. В определении тактики данных стратегических целей обнаружились разногласия. Так, были признаны неправильными взгляды В.М.Молотова, предлагавшего сосредоточить ресурсы на подъеме российского Нечерноземья, а не распылять их на освоение новых земель. Было признано ошибочными предложение Г.М.Маленкова и поддерживающих его экономистов о необходимости приоритетного развития отраслей группы «Б».
Аграрная реформа 1953 г.Начало корректировке социально-экономического курса было положено решениями в области сельского хозяйства, принятыми августовской сессией Верховного Совета СССР и сентябрьским (1953 г.) Пленумом ЦК КПСС. В августе 1953 г. с программной речью о необходимости смены приоритетов во внутренней политике, повороте экономики к человеку на сессии Верховного Совета СССР выступил Г.М.Маленков. Он предлагал пересмотреть соотношение темпов роста тяжелой индустрии и промышленности, работающей непосредственно на нужды населения, развернуть социальные программы, включая развитие жилищного строительства, торговли, здравоохранения, а также изменить политику в аграрном секторе. В результате на той же сессии Верховного Совета СССР был принят новый закон о сельскохозяйственном налоге. До этого сельхозналог взимался по принципу прогрессивных ставок, т. е. исчислялся от доходности крестьянских хозяйств с учетом доходов по отдельным видам продукции. В результате наиболее товарные крестьянские хозяйства оказывались в самом невыгодном положении и вынуждены были сокращать размеры сельскохозяйственного производства, либо его замораживать. С 1 июля 1953 г. вводился принцип твердого налогообложения с гектара приусадебного хозяйства независимо от его доходности, что привело к двукратному снижению размеров сельскохозяйственного налога. В 1954 г. были отменены налоги на владение скотом, а в 1958 г. - обязательные поставки продуктов сельского хозяйства с личных приусадебных участков. Были списаны недоимки по налогам за прошлые годы а также увеличены размеры индивидуальных хозяйств населения. Кроме того, к концу 1950-х гг. в три раза были повышены закупочные цены на продукцию сельского хозяйства, впервые за многие годы оно стало рентабельным. Заметно увеличились государственные ассигнования на развитие сельского хозяйства, в 1953-1954 гг. капиталовложения в отрасль выросли в четыре раза.
Пути развития сельского хозяйства.В середине 1950-х гг. в руководстве страны появилось две позиции по отношению к путям решения аграрных проблем. Сторонником снижения налогового пресса на крестьянство и развития аграрного сектора экономики в его традиционных районах - в России, на Украине и в Белоруссии - являлся Г.М.Маленков. Он защищал «колхозно-крестьянский тип развития», обосновывая при этом необходимость снижения налогов, невмешательство в ведение индивидуальных крестьянских хозяйств. В это время уменьшилось давление государства на деревню, колхозникам стали выдавать паспорта. При этом какие-либо государственные инвестиции в сельское хозяйство не планировались, деревня должна была возрождаться самостоятельно.
Иной точки зрения на решение проблем сельского хозяйства придерживался Н.С.Хрущев. По его мнению, следовало создавать крупные, хорошо механизированные хозяйства, в которых должны трудиться не крестьяне, а сельскохозяйственные рабочие. Этот курс своей конечной целью имел сближение города и деревни, ликвидацию мелкобуржуазных пережитков в жизни крестьянства и создание «агрогородов». Такой «совхозный» тип развития стал основным направлением сельскохозяйственной политики Н.С.Хрущева. В начале 1955 г. на пленуме ЦК КПСС экономическая программа Г.М.Маленкова была подвергнута критике, сам он был обвинен в некомпетентности и попытке завоевать «дешевую популярность «в народе и снят с поста Председателя Совета Министров СССР.
Освоение целины.Эффект принятых в 1953 г. решений по сельскому хозяйству сохранялся до конца 50-х гг., за этот период валовая продукция сельского хозяйства возросла примерно на треть. Росту валовой продукции, особенно зернового хозяйства, способствовало и освоение целинных земель. Проблема заключалась в том, что к началу 1950-х гг. в стране все более стало выявляться несоответствие между существующим уровнем развития аграрного сектора и возрастающими потребностями страны в хлебе. В начале 1950-х гг. в СССР по-прежнему имелись крупные земельные массивы, пригодные под распашку и посев сельскохозяйственных культур. В 1953 г. только в 14 областях РСФСР и 8 областях Казахской ССР насчитывалось до 40 млн. га перелогов, залежных и целинных земель, сенокосов и пастбищ. Их освоение могло стать важным фактором увеличения производства сельскохозяйственной продукции.