В период государственного социализма 8 страница

После войны в административно-территориальном делении СССР произошли некоторые изменения, обусловленные установлением новой границы СССР. 7 апреля 1946 года в составе РСФСР образуется Кёнигсбергская область, позднее переименованная в Калининградскую. Южный Сахалин, Курильские острова вошли в состав Сахалинской области. Крымская АССР преобразуется в область. После изгнания немецко-венгерских фашистов и переговоров с правительством Чехословацкой республики в начале 1945 года в составе Украинской ССР образуется Закарпатская область с центром в городе Ужгороде. Тем самым завершается процесс воссоединения всех украинских земель в единое государство – УССР.

В Конституцию вносится ряд изменений и дополнений. Указом от 10 октября 1945 года был повышен возраст для депутатов Верховного Совета СССР до 23 лет, а для высших законодательных органов союзных республик – до 21 года. Мартовская сессия Верховного Совета СССР 1946 года приняла закон о преобразовании наркоматов в министерства. С тех пор высший исполнительный орган Союза ССР, союзных и автономных республик стал именоваться Советом Министров. Количественный состав заместителей председателя Президиума Верховного Совета СССР приводится в соответствие с числом союзных республик, зато число его членов уменьшилось с 31 до 15. Реформа способствовала улучшению работы органов власти и управления.

Февральская сессия Верховного Совета СССР 1947 года внесла редакционные уточнения в Конституцию СССР. С учетом сложившейся практики компетенция Президиума Верховного Совета СССР расширилась, он получил полномочия издавать указы по весьма широкому кругу вопросов, кроме тех, которые остались в исключительном ведении обеих палат.

Вместе с тем, в самой партии продолжалось фракционная борьба за власть. Стареющий диктатор стравливал различных партийных функционеров, действуя по принципу «разделяй и властвуй». В стране усилился культ личности И.В.Сталина. Как следствие этого в 1949-1950 годах прошла новая волна репрессий. Жертвой произвола стал видный государственный деятель, крупный специалист в области народного хозяйства Н.А.Вознесенский. В результате сфабрикованного «Ленинградского дела» погибли А.А.Кузнецов, П.С.Попков, М.И.Родионов.

После смерти И. В. Сталина летом 1953 года ликвидируется Особое совещание при министре внутренних дел, через которое в прошлом осуществлялись репрессии в административном порядке, в обход суда. Решение июльского 1953 года Пленума ЦК КПСС предусматривали дополнительные гарантии по усилению партийного руководства всеми звеньями государственного аппарата, обеспечению эффективного повседневного контроля за деятельностью всех органов под контроль партии ставятся органы государственной безопасности. В марте 1954 года создается Комитет государственной безопасности, который был укреплен новыми кадрами.

Изменения в советском праве. Гражданское право. В гражданском правоотношении повышается значение хозяйственных договоров. Постановление Совета Министров СССР от 21 апреля 1949 года резко осуждало практику, когда руководители предприятий и ведомств уклонялись от их заключения или считали их формальностью. Правительство установило жесткие сроки заключения договоров генеральных, локальных, прямых, сезонных, краткосрочных и разовых. Все контракты должны были заключаться на основе плана и основных условий поставки. Повышалась роль государственного арбитража в рассмотрении споров, возникающих при исполнении договоров. Постановление перечисляло основное содержание обязательств поставщика и потребителя.

23 сентября 1952 года Совет Министров СССР потребовал усилить борьбу с выпуском недоброкачественной и некомплектной продукции, напоминалось, что Указ от 10 июля 1940 года об уголовной ответственности за выпуск такой продукции сохраняет свою полную силу. Основные условия поставки продукции следовало дополнить указанием порядка приемки продукции по качеству, оформления документов и имущественной ответственности при поступлении недоброкачественной, некомплектной продукции. Была резко повышена роль отделов технического контроля, начальники которых назначались приказом министра. Все эти меры имели положительное значение для повышения договорной дисциплины, улучшения качества продукции.

Указом от 26 августа 1948 года «О праве на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» круг объектов личной собственности граждан расширился. Каждый гражданин мог купить или построить для себя жилой пятикомнатный дом в один или два этажа. Участок земли для застройки передавался в бессрочное пользование. Указ от 10 сентября 1953 года, кроме отдельных случаев, запретил административное выселение рабочих и служащих без предоставления жилой площади.

Семейное право. Из новелл в семейном праве следует сослаться на Указ от 26 ноября 1953 года, который разрешил заключение браков с иностранцами.

Колхозное право. В области колхозного права особенно заметно повышенное внимание государства к развитию экономики сельхозартелей, организации труда, распределению доходов, обеспечению техникой и т. д. Такое внимание вполне понятно, так как в те годы выпуск продукции сельского хозяйства с каждым годом постепенно сокращался. Развитие колхозного права требовало новых идей, и, прежде всего, восстановления принципа материальной заинтересованности.

Трудовое право. Окончание войны вызвало изменения в трудовом праве. Ясно выявляется тенденция постепенного отказа от административного установления трудовых отношений. Такой подход виден, в частности, в постановлении Совета Министров СССР от 21 мая 1947 года, где записано, что Министерство трудовых резервов организованный набор рабочих проводит по индивидуальным договорам.

Возобновляется практика заключения коллективных договоров между администрацией и профсоюзами. В постановлении Совета Министров от 4 февраля 1947 года подчеркивалось, что такая практика является важным средством повышения производительности труда и повышения ответственности руководителей предприятий, профсоюзов за улучшение материально-бытовых условий рабочих и служащих. Указ от 18 марта 1955 года вообще отменил мобилизационный порядок набора в ремесленные железнодорожные училища.

Уголовное право. Существенные изменения произошли в уголовном праве. Вскоре после войны значительная группа осужденных за самовольный уход с предприятий, за некоторые воинские преступления была амнистирована, по ряду категорий дел прекращалось следствие, снимались невзысканные штрафы. Амнистия не распространялась на осужденных за контрреволюционные преступления.

По другому Указу от 4 июня 1947 года похищение личного имущества граждан каралось заключением в исправительно-трудовые лагеря на срок от 5 до 6 лет. За разбой полагалось от 10 до 15 лет с конфискацией имущества. Каралось и недонесение. После победы над Германией правительство страны, советское государство посчитали, что применение смертной казни в условиях мирного времени нецелесообразно. Высшая мера наказания заменялась 25-летним лишением свободы. Этот Указ был издан 26 мая 1947 года. Позднее в отношении изменников Родины, шпионов, подрывников-диверсантов, а также тех, кто совершал умышленные убийства, смертная казнь была восстановлена.

Начиная с 1953 года в связи с мероприятиями партии по восстановлению социалистической законности и правопорядка некоторые изменения претерпевает уголовное законодательство. В преамбуле Указа «Об амнистии» 27 марта 1953 года предлагалось срочно пересмотреть уголовное законодательство с тем, чтобы по некоторым менее опасным преступлениям применять меры административного и дисциплинарного порядка.

Вводится условно-досрочное освобождение для всех заключенных, кроме рецидивистов и особо опасных преступников. Отменяется уголовная ответственность за аборт, самовольный проезд в товарных поездах, продажу, обмен и отпуск на сторону оборудования и материалов, за самовольный уход с работы и прогулы; отменяется лишение избирательных прав по суду, за невыработку колхозниками обязательного минимума трудодней, уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы. Ограничивается применение штрафов, налагаемых в административном порядке. Смягчается наказание за мелкие хищения государственного и общественного имущества, за некоторые виды воинских преступлений; по ряду должностных, хозяйственных, бытовых преступлений уголовная ответственность заменяется мерами административного и дисциплинарного порядка. В то же время, в апреле 1954 года вводится смертная казнь за умышленное убийство.

Совершенно новым моментом в уголовном праве был «Закон о защите мира», принятый еще 12 марта 1951 года, по которому пропаганда войны квалифицировалась как тягчайшее преступление против человечества. Закон не говорит о конкретной санкции, но предписывает судить таких лиц, как тяжких уголовных преступников. Вместе с тем, закон носил декларативный характер и преследовал популистские цели. За всю уголовную практику советского государства по этому указу не был осужден ни один человек.

Государственное регулирование экономики.Начало 1960-х годов ознаменовалось, согласно программе партии, полной и окончательной победой социализма в СССР, появлением мировой социалистической системы.В области промышленности большое внимание стало уделяться росту тяжелой индустрии, примерно с середины 1950-х годов был взят курс на ускорение научно-технического прогресса. Июльский 1955 года Пленум ЦК КПСС специально обсудил вопрос об улучшении работы промышленности. Таким образом, был взят курс на технический прогресс.Пятилетний план развития народного хозяйства СССР на 1951-1955 годы был выполнен досрочно за четыре года и четыре месяца.

В области сельского хозяйства в начале 50-х годов наблюдается тенденция снижения темпов развития сельскохозяйственного производства. Диспропорция в развитии промышленности и сельского хозяйства, наблюдавшаяся и в довоенные годы, увеличивалась. Валовая продукция промышленности в 1953 году в 2,5 раза превосходила уровень 1940 года, а сельского хозяйства – едва превышала его. До Великой Отечественной войны, как известно, сельское хозяйство также не удовлетворяло полностью потребностей страны в продовольствии и сырье. В начале 50-х годов, когда возросло городское население, а промышленность бурно развивалась, уровень 1940 года в сельскохозяйственном производстве был нетерпим. Отставание сельского хозяйства от промышленности определялось многими причинами: объективными и субъективными.

Положение в сельском хозяйстве всесторонне обсуждалось на сентябрьском 1953 года Пленуме ЦК КПСС, который глубоко проанализировал причины отставания сельскохозяйственного производства и разработал целую систему мер по его подъему. Они получили дальнейшую конкретизацию и развитие в решениях последующих пленумов ЦК КПСС и постановлениях правительства. Прежде всего, были значительно увеличены заготовительные и закупочные цены на колхозную продукцию, что повысило материальную заинтересованность колхозников в развитии общественного хозяйства. Более широкое распространение получили ежемесячное авансирование и денежная оплата труда в колхозах.

Общая сумма налогов была уменьшена в 1954 году в 2,5 раза, недоимки прошлых лет списаны. Одновременно были снижены нормы обязательных поставок государству с приусадебных участков продуктов животноводства, картофеля, овощей. В 1958 году обязательные поставки продуктов сельского хозяйства с личных хозяйств колхозников, рабочих и служащих были полностью отменены.

Были увеличены государственные расхода на нужды деревни. Большое значение имело постановление Совета Министров СССР от 9 марта 1955 года, разрешавшее сельхозартелям самим планировать размеры посевных площадей, определять рост поголовья скота, изменять свой устав с учетом местных особенностей.

Одним из важнейших средств скорейшего решения задачи по увеличению производства сельскохозяйственной продукции явилось освоение целинных и залежных земель. Февральско–мартовский 1954 года Пленум ЦП КПСС наметил уже в 1954-1955 годах расширить посевы зерновых за счет освоения целины на 13 миллионов гектаров. В годы массового освоения целины было несколько ослаблено внимание к развитию зернового хозяйства в ряде старых земледельческих зон, дававших в довоенные годы неплохие урожаи. Они стали получать меньше машин, капиталовложений, что отрицательно сказалось на их сельскохозяйственном производстве. Однако с учетом всех плюсов и минусов, издержек и просчетов освоение целинных земель имело большое значение. Страна получила дополнительно миллионы тонн хлеба, в короткий срок была создана новая богатейшая житница страны.

Положительные изменения произошли во второй половине 50-х годов, как в целинных, так и в других сельскохозяйственных районах страны. В 1958 году страна собрала впервые рекордный после войны урожай зерновых. В закрома государства было засыпано в 1,5 раза больше хлеба, чем в урожайном 1940 году. Значительно выросло поголовье скота, его продуктивность.

Большое значение для дальнейшего подъема сельского хозяйства и развития колхозного строя имела реорганизация МТС и продажа сельскохозяйственной техники МТС колхозам. Февральский Пленум ЦК КПСС 1958 года признал необходимым реорганизовать МТС в ремонтно-технические станции (РТС), а тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины, принадлежавшие МТС, продать колхозам. В мае 1958 года сессия Верховного Совета СССР приняла закон «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации МТС», в котором решения пленума были закреплены законодательно. Сосредоточение техники в руках колхозов давало возможность использовать ее полнее и с большей продуктивностью. Реорганизация МТС, приобретение колхозами сельскохозяйственной техники имело важное не только экономическое, но и социальное значение. В колхозы из МТС пришел большой отряд рабочих-механизаторов, они принесли в колхозы опыт и культуру работы в МТС, государственных предприятий, что положительно сказалось на внутриколхозной жизни.

Значение ХХ съезда КПСС. Съезд подвел итоги выполнения заданий пятилетнего плана, принял Директивы о 6-м пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 годы. Съезд рассмотрел вопрос с преодолении культа личности Сталина и его последствий. Культ личности, получивший особенно широкое распространение в последний период жизни и деятельности Сталина, причинил большой вред делу строительства социализма. Игнорирование Сталиным норм партийной и государственной жизни, принципа коллективности руководства, единоличное решение им вопросов, нередко приводили к ошибкам.

Роль представительных учреждений сузилась. Сессии Верховного Совета созывались с нарушением срока, установленного Конституцией. Палаты Верховного Совета СССР обсуждали преимущественно вопросы о бюджете и указы, причём бюджет представлялся с большим опозданием. На 1950 год его представили в июне, на 1958 год – в августе.

В результате культа личности имела место излишняя централизация в государственном и хозяйственном управлении, что умаляло роль союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся в советском и хозяйственно-культурном строительстве, задержало развитие местной инициативы.

Культ личности отрицательно сказался на самом процессе научной работы в области истории Советского государства. В юридической, да и в исторической науке была создана атмосфера косности и духовного консерватизма, сковывалась и заглушалась теоретическая инициатива, воспитывались приспособленчество и конъюктурщина, насаждалась боязнь конкретных исследований и широких обобщений.

Огромное значение играла деятельность государственных органов по осуществлению надзора за правильным и обоснованным привлечением к уголовной ответственности лиц, нарушивших советский закон. В этих целях изданное в мае 1955 года новое Положение о прокурорском надзоре в СССР полностью восстанавливает ленинские принципы организации и деятельности советской прокуратуры, регламентирующей многообразную её работу по осуществлению высшего надзора за точным исполнением законов.

Национально-государственное строительство. В рассматриваемый период были проведены важные меры по расширению прав союзных республик в области законодательства, суда, административно-территориального устройства. По закону Верховного Совета СССР от 11 февраля 1957 года к ведению союзных республик отнесено законодательство об устройстве судов союзных республик и судоустройстве, а также принятие гражданских, уголовных и других кодексов, сохранив в ведении Союза СССР установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского и уголовного законодательства. Этот закон имел важное значение в дальнейшей кодификации советского законодательства. В целях всестороннего учёта запросов и особенностей союзных республик, улучшения планирования, хозяйственного и культурного строительства этих республик, при Совете национальностей Верховного Совета СССР была создана Экономическая комиссия. По решению VI Сессии Верховного Совета СССР от 11 февраля 1957 года в ведение союзных республик передано решение вопросов об областном, краевом административно-территориальном устройстве союзных республик.

Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 мая 1956 года Верховный Совет СССР упразднил министерство юстиции СССР, и функции последнего в отношении руководства судебными учреждениями и органами юстиции переданы Министерствам юстиции союзных республик. При Совете Министров СССР была образована юридическая комиссия для осуществления работы по кодификации и систематизации законодательства СССР и разработки проектов законодательных актов и решений правительства по вопросам нормативного характера.

Согласно Положению Верховный Суд СССР являлся высшим органом, на который возлагался также надзор за деятельность судебных органов союзных республик. Верховный Суд СССР был в значительной степени освобожден от обязанностей, которые с успехом могли осуществляться нижестоящими инстанциями. Это дало ему возможность сосредоточить основное внимание на выполнении главной функции: надзора за судебной деятельностью и единообразным применением закона. Ранее такая деятельность в ряде случаев имела формальный характер.

В соответствии с февральским Пленумом ЦС КПСС 1957 года, Сессия Верховного Совета СССР 10 мая 1957 года постановила перейти от управления промышленностью и строительством через отраслевые министерства и ведомства к новым формам руководства промышленными предприятиями и стройками по территориальному принципу, сохраняя их специализацию по отраслям, на основе экономических районов. В качестве основной организационной формы управления промышленностью и строительством взяты Советы народного хозяйства (Совнархозы), образуемые по экономическим административным районам. Согласно закону экономические административные районы создавались Верховными Советами союзных республик.

Совет Министров СССР осуществлял руководство через Советы Министерств союзных республик. Всего было образовано 105 Совнархозов (РСФСР – 70, УССР – 11, Узбекская ССР – 4, Казахская – 9, в остальных союзных республиках по 1 экономическому району).

Совет народного хозяйства являлся основным звеном Управления промышленностью и строительством. Он непосредственно управлял подчинёнными ему предприятиями и стройками, руководствуясь заданиями общегосударственного плана развития народного хозяйства. Совнархозы экономических районов были наделены широкими правами для осуществления хозяйственной и финансовой деятельности и несли полную ответственность за выполнение планов производства и экономические результаты деятельности подчинённых им предприятий. Основная работа по руководству предприятиями и стройками была сосредоточена в подчинённых Совнархозам комбинатах, трестах и других хозяйственных объединениях, построенных по отраслевому принципу. Некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства упразднялись, а предприятия переходили в ведение совнархозов.

Одновременно проводилась перестройка планирующих органов в масштабе Союза. Эти преобразования имели некоторые положительные стороны, однако в целом они привели к утрате централизованного руководства отраслями промышленности и нарушению хозяйственных связей между районами, развитию местнических тенденций и не дали хороших результатов. Поэтому в 1965 году пришлось вернуться к управлению промышленностью и строительством через Министерства, отраслевые ведомства.

Устраняются извращения национальной политики, допущенные в годы войны. Законом Верховного Совета СССР от февраля 1957 года была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов.

Из других изменений в административно-территориальном делении следует указать на преобразование в июле 1956 года Карело-Финской ССР в Карельскую АССР с включением ее в состав РСФСР, Бурят-монгольская АССР была переименована в Бурятскую, что точнее отражало национальный состав ее населения. По закону от 8 февраля 1961 года Тувинская автономная область была преобразована в Тувинскую автономную республику.

Развитие права в 1960 - е гг.В 1953-1958 годы советское право развивалось в условиях неуклонного развития народного хозяйства, советской демократии и укрепления социалистической законности. После XX съезда КПСС бала проведена большая работа по кодификации советского права, как общесоюзного, так и республиканского. Советское право развивалось, во-первых, по пути восстановления социалистической законности и ликвидации ее нарушений во всех областях государственной и хозяйственной жизни. Это потребовало отмены некоторых законов, которые были приняты в период культа личности, во-вторых, по линии дальнейшего развития и совершенствования советского права, издавались законы в соответствии с новыми задачами Советского государства. В рассматриваемый период плодотворно проводилась нормотворческая деятельность Советского государства и начата работа по кодификации советского законодательства по отдельным отраслям советского права.

Гражданское право. В гражданском правоотношении повышается значение хозяйственных договоров. Наряду с генеральными и локальными договорами, на первый план выдвигаются прямые договоры между хозорганами, в связи с децентрализацией управления (особенно в связи с введением системы совнархозов) и приближением поставщика к потребителю. В 1958 году значительно расширился круг объектов колхозно-кооперативной собственности в связи с реорганизацией МТС и продажей сельскохозяйственной техники колхозам.

Политика в области улучшения материального благосостояния трудящихся нашла свое отражение в жилищном законодательстве. Большое значение имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 года «О развитии жилищного строительства в СССР». В постановлении предусматривалось увеличение строительства жилищ в городах, поселках городского типа, МТС, колхозах, совхозах, лесхозах за счет средств населения и с помощью государственного кредита. Увеличился объем строительства жилых домов также в колхозах силами самих колхозников и сельской интеллигенции. Рабочие, служащие получали финансовую и другую помощь от предприятий и организаций.

Трудовое право. В эти годы большое внимание уделяется повышению материального и культурного уровня жизни, улучшению условий труда и быта советских людей. Одним из важнейших актов, направленных на повышение благосостояния трудящихся, является закон о государственных пенсиях, от 14 июля 1956 года, который в 2 раза увеличил минимальный размер пенсии. Государственные пенсии назначались по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Рабочий и служащий по достижении 60 лет при стаже не менее 25 лет, женщина по достижении 55 лет при стаже не менее 20 лет, имели право получить не облагаемое налогом пособие от государства. Закон разъяснил порядок назначения пенсии по инвалидности, при потере кормильца, установил льготные условия для получения пенсии тем, кто занят на вредных производствах и т. д.

Согласно Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1956 года продолжительность рабочего дня для рабочих и служащих в предпраздничные и предвыходные дни была сокращена на два часа, для подростков от 16 до 18 лет установлен шестичасовой рабочий день. Продолжительность отпусков женщинам по беременности и родам увеличена с 77 до 112 календарных дней, послеродовой отпуск был увеличен до 70 (вместо 56) календарных дней в том случае, если роды были ненормальными или родилось двое или более детей.

Законом от 25 апреля 1956 года отменялась судебная ответственность рабочих и служащих за самовольный уход с предприятия или учреждения и за прогул, а также за неоднократный или длительный прогул без уважительных причин. Было восстановлено право рабочих и служащих в одностороннем порядке расторгать трудовой договор с предупреждением администрации за две недели. Прогулы стали рассматриваться в административном порядке. В рассматриваемый период были приняты и другие постановления Советского государства, которые предусматривали улучшение условий труда подростков, рабочих и служащих.

Колхозное и земельное право. После ХХ съезда КПСС Советское государство уделяло большое внимание укреплению и развитию экономики колхозов, расширению колхозной демократии. Большую роль сыграло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 марта 1956 года «Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели». Со времени принятия Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 года прошло более 20 лет. За эти время в экономике колхоза, в его жизни произошли большие изменения и поэтому этот устав уже не отвечал новым задачам, более того, он сковывал инициативу колхозников. Постановлением предоставлено право колхозам самим планировать размеры посевных площадей и урожайность отдельных сельскохозяйственных культур, поголовье скова и продуктивность животноводства с учетом местных условий. За государственными органами сохранялось установление объема поставок и продажи колхозами продукции государству. За государством оставался контроль над производством основных продуктов, в количествах, необходимых для государства. Это постановление сыграло важную роль в развитии колхозной демократии, повысило ответственность членов артели за дела колхозов. Колхозы получили право вносить изменения в устав артели по своей инициативе, а раньше только с разрешения директивных органов. Предусмотрены были и другие права колхозов, например, общее собрание колхозников определяет размеры приусадебных участков колхозных дворов в зависимости от участия трудоспособных членов колхозного двора в общественном хозяйстве артели и другие.

В этот же день, то есть 6 марта 1956 года, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О ежемесячном авансировании колхозников и дополнительной оплате труда в колхозах». Колхозы получили право сами устанавливать порядок и размер выдач дополнительной оплаты натурой и деньгами колхозникам. Все эти вопросы теперь решались общим собранием членов колхоза (или собранием уполномоченных) и нашли свое закрепление в уставе сельскохозяйственной артели.

Уголовное право. В рассматриваемый период, особенно после XI съезда партии, возникла острая необходимость в обновлении законодательства по линии смягчения уголовного наказания. В преамбуле Указа «Об амнистии» от 27 марта 1953 года предлагалось срочно пересмотреть уголовное законодательство с тем, чтобы по некоторым менее опасным преступлениям применять меры административного и дисциплинарного порядка. В соответствии с Указом «Об амнистии» было издано несколько законов, по которым отменялась уголовная ответственность за аборт, самовольный проезд в товарных поездах, за самовольный уход с работы и прогулы; отменяется лишение избирательных прав по суду, за невыработку колхозниками обязательного минимума трудодней и др. В то же время в апреле 1954 года вводится смертная казнь за умышленное убийство.

В этот период проводится большая работа по кодификации советского права, в частности, и по уголовному праву. Так, 25 декабря 1958 года был издан общесоюзный закон – Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они состояли из четырех разделов. В первом определялись задачи уголовного законодательства, во втором давалось определение преступления, затем говорилось о наказаниях и условиях освобождения от него.

«Основы» четко формулировали задачи уголовного законодательства, а именно: всемерная охрана от всех посягательств советского общественного и государственного строя, его правопорядка, социалистической собственности, личности и прав граждан. «Основы» исключали всякую возможность применения уголовного законодательства по аналогии или по мотивам только социальной опасности лица. «Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие)». Отказ от аналогии имел принципиальное значение для укрепления законности, ограждал граждан от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Законодатель отказался от прежнего определения наказания как «меры социальной защиты».

В «Основах», с одной стороны, предусматривается смягчение уголовной ответственности за преступления, не представляющие большой опасности для государства и общества, а с другой – сохранение, а подчас и усиление ответственности за наиболее тяжкие деяния против государства, а также за преступления против жизни и здоровья граждан.

Одновременно с «Основами уголовного законодательства» был принят и вступил в силу закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления». В нем была дана новая квалификация преступлений и наказаний за измену Родине, шпионаж, террористический акт, диверсию, вредительство, антисоветскую пропаганду и агитацию, и иные государственные преступления. Вводилось определение совершенно новых составов преступлений, таких, как нарушение национального и расового равноправия, преступления против другого государства трудящихся и другие.

Наши рекомендации