Экономика «государственного социализма», ее признаки

«Великий перелом» конца 20-начала 30-х гг. привел к формированию в СССР особой социально-экономической системы, получившей название «государственного социализма».

Характерные черты экономики «государственного социализма»:

- формальное обобществление труда и производства;

- полное огосударствление производства;

- ликвидация частной собственности;

- тоталитарный характер государства;

- однопартийная система.

Экономика "государственного социализма" со свойственной ей административно-командной системой управления способствовала становлению своеобразного типа воспроизводства. Его главная задача – форсированная индустриализация народного хозяйства – решалась ускоренным развитием промышленных средств производства за счет всех остальных сфер экономики. Производство средств производства, в свою очередь, было направлено на развитие военного потенциала, необходимого для "выживания" нового строя, его противостояния капиталистическому окружению, а также для оказания помощи возможным революционным выступлениям рабочего класса Запада. Такая ориентация вполне соответствовала традиционному для страны мобилизационному типу экономического роста со всеми присущими ему признаками:

- преобладанием политических факторов над экономическими;

- увеличением бюрократического аппарата;

- усилением эксплуатации собственного народа;

- существованием системы компенсаций.

В 30-е гг. принципы директивности и централизма в планировании стали преобладающими. Вместо 50 отраслей (как в годы первой пятилетки) на 1933-1937 гг. детальные планы получили 120 отраслей промышленности. Другой отличительной чертой этого периода стало снижение темпов индустриализации, среднегодовые темпы прироста промышленной продукции определялись в 13-14 % при опережающих темпах роста производства предметов потребления. Кроме этого началась разработка заданий по освоению новой техники и технологий. В плане появился раздел технико-экономических показателей. Планировалось расширение сети научно-исследовательских институтов, подготовки научных кадров. Вместе с тем второй пятилетний план закреплял практику хозяйствования, сложившуюся в годы первой пятилетки. Он ориентировал экономику на количественный рост, не уравновешивая материальные и денежные потоки. Финансовый баланс страны, разработанный Госпланом, представлял собой не государственное задание народному хозяйству по объему и скорости оборота денежных ресурсов, а "обсчет" в денежном выражении уже сформированных расходов на капиталовложения, рост оборотных средств и т.д.

Вторая пятилетка отличалась от первой более высоким уровнем выполнения плановых заданий, хотя по натуральным показателям и этот пятилетний план не был выполнен. Национальный доход увеличился в 2,1 раза, валовая продукция промышленности – в 2,2; сельского хозяйства – в 1,5 раза. Более 80 % промышленной продукции в 1937 г. было получено с новых или полностью реконструированных предприятий.

Третий пятилетний план продолжал линию на детализацию и конкретизацию планирования, дальнейшее расширение его объектов. На 1941 г. впервые был составлен подробный технический план, предусматривавший конкретные мероприятия по ускорению технического прогресса в ведущих отраслях промышленности. Объектом плановой работы становилась деятельность научных учреждений. В этом пятилетнем плане намечалось значительное повышение производства на душу населения, рост технической вооруженности народного хозяйства и производительности труда, соблюдение эффективной пропорциональности в экономике. В соответствии с международной обстановкой значительные средства планировались на укрепление оборонной мощи страны.

За три года пятилетки удельный вес расходов на оборону в государственном бюджете вырос с 18,6 % до 32,6 %. Третий пятилетний план вновь предусматривал первоочередное развитие тяжелой промышленности. Особое значение получала химическая промышленность, не случайно сама пятилетка получила название пятилетки химии и специальных сталей. Однако выполнение третьей пятилетки грубо нарушалось, а начало войны оборвало ее реализацию.

Главным итогом предвоенного развития СССР стало его превращение из крестьянской страны в мощную индустриальную державу, занявшую второе место в мире после США по объему национального дохода и выпуску промышленной продукции. Бесспорно, что в мобилизации материальных и трудовых ресурсов на коренное преобразование экономики огромную роль сыграло планирование. Но, как показала практика, пятилетний план так и не стал основным звеном в системе планирования, поскольку объективная логика развития народного хозяйства оказывалась в противоречии с установками партии в каждый конкретный период. Экономика страны продолжала испытывать объективно существующие циклы и колебания. А это не соответствовало стремлению руководителей страны заложить в пятилетние планы принцип постоянного и неуклонного роста производства, якобы присущего только социалистической экономике, что приводило к неизбежному волюнтаризму при решении хозяйственных задач.

Образование СССР. Национально-государственное строительство в 20-е годы

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это – созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорус­ская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалисти­ческие республики, а также Бухарская и Хорезмская народные совет­ские республики, Дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось еди­ное военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйст­венный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствую­щим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регули­рующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль обще­государственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Бла­годаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколь­ко ограничивало суверенитет независимых государственных образова­ний.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном н дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республи­ки передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федера­цию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принци­пах, что и Конституция РСФСР.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей, которые тормозили решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Нуждались в более четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефедеральные функ­ции. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызыва­ло недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения. С другой стороны, участились требования работников неко­торых органов власти расширить число общефедеральных наркоматов. Весной 1922 г. высшие партийные органы Ук­раины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости “уточнения” взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объедине­ния. И.В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам на­циональностей РСФСР, разработал план “автономизации”. В соответст­вии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухар­ской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суве­ренные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. В октябре-ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР:

В декабре 1922 г. во всех республиках состоя­лись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В.И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольно­сти объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их ком­петенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Формой государ­ственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопро­сов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавли­вались структура и объем полномочий высших органов власти и управ­ления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК; Союзный Совет и Совет Национальностей. Исполнительная власть при­надлежала Совету Народных Комиссаров СССР, при котором были сфор­мированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и по­становлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распо­рядительной власти передавалась его президиуму, который имел право решать возникающие между союзными респуб­ликами спорные вопросы и мог отменять постановления республи­канских властей в случае их несоответствия Конституции СССР.На верховные обще­союзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих прин­ципов развития в области просвещения и здравоохранения. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и тер­роризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В облас­ти избирательного права неизменными остались принципы Конститу­ции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элемен­ты и служители религиозных культов.

Национально-государственное строительство:

После принятия Кон­ституции СССР главным направлением в области национальной полити­ки была провозглашена ликвидация исторически сложившегося нера­венства народов, прежде всего в хозяйственной, социальной и культур­ной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались на­циональные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

В 1924-1925 гг. было проведено национально-государственное раз­межевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бу­харской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преоб­разована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

Проводилась работа по уточнению границ союзных рес­публик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР пере­давалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской об­ластей РСФСР, заселенных преимущественно белорусами. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский ок­руг Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджи­ков. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 20-х годах, породило очаги будущих меж­национальных конфликтов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные округа и районы.

Вплоть до середины 30-х годов (времени принятия 2 Конституции СССР) все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с Основным Законом СССР 1924г.

Наши рекомендации