Инженерное мышление и технократические представления о развитии общества.

Эти две тенденции — ориентация на практику и на науку - характерны и сегодня для высших технических школ. С точки зрения первой ориентации, инженерная деятельность рассматривается как искусство, то есть система приемов и методов практической деятельности (например, строительное искусство, ис­кусство проектирования и т.п.); с точки зрения второй — как своего рода прикладная, техническая наука как порождение науки, как ре­зультат приложения науки к технической практике. В соответствии с этими тенденциями реализуются и различные идеалы и нормы инже­нерной деятельности и инженерного образования

Инженерная профессия, становясь массовой, дифференцируется как по виду работ, выполняемых инженерами самой различной квалификации и направленности так и по сферам техники.

Инженерное же мышление, вырастающее в определенный исторический период в массовый тип мышления, несет на себе черты как практи­ческого технического мышления предшествующих эпох, переработан­ного цехом художников-архитекторов Возрождения в новый художе­ственно-научно-технический стиль, так и теоретического мышления архимедово-галилеевскои научно-технической парадигмы (классиче­ским воплощением которой являются часы Гюйгенса). По мнению выдающегося российского инженера В.Л. Кирпичева, настоящий инженер должен сочетать в себе задатки ученого, практика и худож­ника, что должно найти отражение и в системе инженерного образо­вания.

С художественным мышлением инженера сближает и использование им графических средств для сражения своих идей. Чертеж - это часто не только важнейшее, но и единственное средство выражения идей инженера, международный язык, понятный ин­женерам во всех странах. Это — и средство коммуникации, пере­дачи мысли инженера-конструктора исполнителю-рабочему. Но чертеж для инженера - не только средство коммуникации с ис­полнителями и коллегами, это идеализированное, но в то же вре­мя поставленное в четкое соответствие с инженерной реальностью "пространство" выражения и разворачивания его мысли. Именно поэтому инженеры предпочитают чертить схемы, а не писать фор­мулы или текст.

Мышление инженера разворачивается в этой идеализированной плоскости, в ''С0 он материализует первоначально свою инженерную идею (замысел), чтобы затем воплотить ее в производстве, в прост­ранстве трехмерных материальных форм. Но по отношению к этим материальным формам такая промежуточная материализация высту­пает идеальным представлением, хотя и существующим до их реаль­ного воплощения. В отличие от художественного это графическое идеализированное пространство не служит ему для изображения окружающего мира с целью вызвать эстетическое наслаждение (и; аи даже с применением строгих геометрических методов, как и учении о перспективе Альбрехта Дюрера, нашедшего воплощение в его карти­нах), а для разворачивания, детализации и конкретизации предвари­тельной инженерной идеи в развернутую схему научного обоснова­ния и математического расчета этой схемы для последующего выпол­нения рабочих чертежей — предписании мастерам и рабочим к осу­ществлению, реализации его замысла.

Таким образом, сложились три основные характеристики инженерного мышления — художественная, практическая (или техническая) и научная. И хотя инженеры более охотно рисуют чертежи и схемы, а ученые пишут формулы и тексты, современное инженерное мышление глубоко научно. Даже чертеж, схема, этот язык инженера, в которых разворачивается его мышление, буквально пронизаны на­укой, прежде всего математикой

Однако, хотя техника и стала научной, это совсем не значит, что она стала придатком физики, механики, химии. Она стала научной в том смысле, что выработала свои собственные науки, а именно -технические науки. И если современное научное мышление может быть по праву названо научно-техническим, то современное инженерное мышление — технически-научным, точнее единым научно-инженерным и инженерно-научным мышлением соответственно. Но это единство принципиально двойственно, поэтому в инженер­ной деятельности и мышлении, а значит и в инженерном образовании заложены основы для конкуренции двух основных позиций -ориентации на техническое практическое искусство и техническую науку.

Со становлением машинного производства происходит дифферен­циация инженерной деятельности, которая на первых этапах включа­ет в себя лишь изобретательство, конструирование и технологию производства. С возник-. ,v лхм технических наук к ним добавляются еще инженерные исследования и проектирование.

Полный цикл инженерной деятельности включает изобретательство, конструирование, проектирование, инженерное исследование, технология и организация производства, эксплуатация и оценка тех­ники, а завершает этот процесс ликвидация устаревшей или вышед­шей из строя техники.

Технические задачи требуют иного отношения к себе, чем чисто математические. Весь комплекс условий надо знать таким, каким природа дает его, а не таким, каким он подходил бы для точного решения. Если он не дает возможности решения, следует изменить его сознательно в известных или приблизительно оцениваемых пределахошибки. Из-за слишком высокой оценки точных решении начинающий не понимает необходимости только приблизительно оценивать; он не понимает, что оценивание гораздо труднее, чем "точное" вычисление с "пренебрежением" неудобными условиями. Оценить — значит принимать во внимание границы познания и вероятности и сообразно с этим сознательно изменять основы вычисления. В этом заключается дело, здесь лежит трудность"1.

Еще одна особенность инженерного мышления — "умение применять знание в частном случае и при многочисленности практических условий". "Техническое учение само должно вступить на путь исследования ради результата там, где имеющихся знании недостаточно; там, где результаты достижимы только в области технических прило­жений, где необходимы особенные средства исследования в связи с практическим применением и т.д. Это громадное и важное поле для таких исследований и применений, при которых приходится принимать во внимание все практические условия.

Познание природы должно возвыситься до полного и цельного '' воззрения на все процессы природы с их совокупности. Самое осно­вательное знание частностей недостаточно для творческой техничес­кой деятельности: все причины и действия должны быть видимы и, так сказать, почувствованы как общий процесс, должны быть соеди­нены в наглядную и полную картину"2. В последних словах сформу­лирован также еще один важный принцип инженерного мышления -принцип наглядности. Ридлер предупреждает от господствующей в науке переоценки аналитических методов. По его мнению, "зло коре­нится в лишенной реальных представлений общности, излишестве отвлеченных методов". Поэтому так важно для инженера "обучение видеть" и "изобразить в чертеже или наброске", разритис "способно­сти созерцания".


Наши рекомендации