Современные технократические концепции общества. Проблема образования единой мировой цивилизации

В 80-е годы XXв. получает широкое распространение концепция индустриального и затем, постиндустриального общества. Её модификациями являются представления о сверхиндустриальном обществе (О.Тофлер), технотронном обществе (З.Бжезинский).

Причины перехода к постиндустриальному обществу: - индустриальное общество пронизывает глубокое противоречие между человеком и обществом. Технология настолько овладевает обществом, что начинает тяготиться человеком, она буквально выталкивает его из своих недр. Он оказывается несовместим с современными технологиями и как агент технологического процесса тормозит использование фундаментальных закономерностей в производстве;
- человек, со своей стороны, возмущён технологическими порядками, технологической дисциплиной и своей ролью агента технологического процесса. Технология разрушает его наследственность, угрожает его психике и здоровью;
- выражением глубокого противоречия между человеком и техникой становится эрозия ценностей индустриального общества, в том числе и классической рациональности. Такая ценность как достижение высокого уровня жизни и потребления перестаёт в полной мере удовлетворять людей. Она покупается слишком дорогой ценой, разрушением природной среды и не делает человека более счастливым, а его жизнь – более безопасной, одухотворённой и полной. И понимание рациональности как единственной основы культуры и совокупности чёткого, логически выразимого, точного и достоверного знания оказывается слишком узким.
Новые тенденции в развитии современного общества: - в мире всё решительнее звучит требование сократить разрыв между развитыми и развивающимися странами. Индустриальная цивилизация базируется на том, что небольшая группа капиталистических стран потребляет ресурсы всей планеты;
- кризисные явления индустриальной цивилизации затрагивают и внутренние структуры развитых стран. Формируется идеология «качества жизни». Критики этой цивилизации требуют уменьшить социальное неравенство, улучшить нравственный климат, гарантировать психологическое удовлетворение работой, возродить братские, бескорыстные отношения в обществе, перейти от равенства возможностей к равенству результатов, т.е. социальному обеспечению всех, вне зависимости от личных трудовых усилий, и достичь согласия с природой, покончить с её разрушением.
- надежды на разрешение глубинного противоречия между человеком и техникой, а также на переход к ценностной ориентации на «качество жизни» связываются в общественном сознании развитых стран с научно – технической революцией, с переходом к информационно – техническому обществу. В отличие от индустриального общества, в центре которого находилась техника, и которое требовало подчинение человека технологическому процессу, информационно – техническое общество – культуроцентрично. Оно содействует всестороннему развёртыванию способностей человека, т.е. повышению уровня его культуры, образованности и духовности.


Характеристика информационно – технического общества: - ключ к его пониманию – интеллектуальная технология. Она основана на компьютерных программах и переработке информации в целях управления технологическими процессами и контроля за ними. В этом обществе преимущество у того, кто располагает самостоятельно мыслящими и высокообразованными работниками, самой свежей информацией и быстродействующими средствами её переработки и применения в производстве;
- само производство – это автоматизированное предприятие, состоящее из множества станков общего назначения, обслуживаемых роботами под присмотром компьютеров, которое способно производить широкий набор деталей и собирать из них разнообразные изделия в нужном количестве. Для этого требуются соответствующие программы, задающие направление в работе станков и обслуживающих их роботов;
- автоматизированные предприятия более производительны, чем механизированные, что заставляет общество концентрировать свои усилия, свои ресурсы на развитии средств автоматизации, на приоритетном развитии электроники, телемеханики, информатики, компьютерной техники, лазерной технологии, волокнистой оптики, средств коммуникации и т.д. На первый план на мировом рынке выходит продукция отраслей, связанных с производством информации;
- новые отрасли производства позволяют меньшими средствами получать больший экономический эффект, снижая энергоёмкость и материалоёмкость продукции. Поэтому, отрасли производства, связанные с информацией, переживают бурное развитие;
- становление данного общества вызывает глубокие перемены в техническом базисе. Телекоммуникация в сочетании с хранением и переработкой информации превращается во всеохватывающую отрасль народного хозяйства, задающую ритм всей жизни общества. Электронные средства становятся основным каналом распределения информации. На смену бумажной цивилизации приходит безбумажная, электронная;
- расширение телевизионной службы с помощью кабельного телевидения меняет характер бытовых услуг, позволяет доходить до каждого потребителя научной, медицинской, общеобразовательной и социально – политической информации;
- реорганизация хранения информации и систем её запросов на базе компьютеров и интерактивной информационной сети открывает новые горизонты в организации умственного труда. В развитых странах широко используется так называемая домашняя индустрия, в которой большинство работников трудится дома. Получая информацию из банков данных, исследователь может работать в домашней обстановке, отсылая результаты своего труда в своё научное учреждение.
Социальные следствия становления информационно – технического общества: - перестройка системы образования. Смещаются акценты в образовательном процессе. Резко возрастает значение домашнего образования. Информационное общество не может существовать без высококвалифицированных работников, постоянно занятых самообразованием и совершенствованием своих способностей;
- новый подход к проблеме социального равенства. Высокая производительность труда, эффективная экономика гарантируют минимальный доход для всех, а также социальную защиту для тех, кто не способен по своему физическому состоянию трудиться на производстве, для лиц пожилого возраста, безработных и т.д. Выравнивание доходов, уравнение социальных групп в потреблении, но общество сохраняет оплату по труду;
- децентрализация государства и резкое повышение индивидуальной свободы. Объём необходимой для управления экономикой информации настолько вырос, что никакой административный центр не в состоянии её переработать и распределить. С этим может справиться лишь свободный рынок научно – технических и социально – экономических идей. Кроме того, если информация окажется в руках государства, то сложится тоталитарный режим;
- регулируемая рыночная экономика. Без этого невозможно становление новой цивилизации, реиндустриализации, децентрализации экономики и защиты природной среды.

Становление информационно – технического общества таит в себе ещё много неизвестного, и в проектах такого общества не может не содержаться и большая доля утопии.

Формирование информационно – технического общества влечёт за собой становление нового типа рациональности.

Новый тип рациональности включает: - относительность разумности социально – практического способа бытия человека и абсолютность мудрости природы, не допускающей саморазрушения;
- приоритет смысла существования человека над частной целью, общекультурных ценностей над техническими, экономическими и политическими средствами их обеспечения;
- в соответствии с техническими, экономическими и политическими возможностями обеспечение человеку его творческой роли;
- максимальная гуманизация труда и системы социально – экономических отношений;
- адекватность соотношения социального и биологического в человеке с целью сохранения его здоровья и культивирования его генофонда;
- гармонизация отношений человека с природой за счёт сохранения равновесия в ней.

Такое содержание рациональности диктуется нынешним состоянием производственного, социально – экономического и культурного развития общества.

В соответствии со всем этим важной философской проблемой является осмысление дальнейшего развития мировой цивилизации. Оно понимается как становление информационно – техногенной цивилизации. Большинство философов склоняется к мысли, что на современном этапе развития человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Это связано с осознанием глобальных социальных и культурных процессов в современном мире.

Этимологический термин «глобализация» связан с латинским термином «глобус» - Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Но глобализация процессов – это не только то, что они охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху всё человечество входит в единую систему социально – культурно – экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Поэтому, не смотря на разительные контрасты различных регионов, государств и народов, философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля мышления.

Наши рекомендации