Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ МО «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»)
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ___ Председатель _______________О.А. Минаева |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ:
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Для обучающихся 1 курса заочной формы обучения
специальности: 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
( на базе основного общего образования)
Преподаватель:Трунин Александр Федорович
Сергиев Посад
Г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
− готовность к служению Отечеству, его защите;
− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
− исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); − воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природ-ной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• метапредметных:
− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
− овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
− приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
− развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
− формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
− развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
− освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
− приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
− формирование установки на здоровый образ жизни;
− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
• предметных:
− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций при-родного, техногенного и социального характера;
− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
В соответствии с действующим учебным планом студенты-заочники по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» выполняют на 1 курсе одну контрольную работу.
Контрольная работа для обучающихся является одной из форм проверки уровня его подготовки и видом самостоятельной работы, ориентированным на углубленное освоение части учебного материала и развитие умения анализировать учебные, специально-научные и оригинальные экономические тексты, а также излагать их содержание.
Контрольная работа представляет собой индивидуальное задание по избранной теме в виде текста, выполненного и оформленного в соответствии с изложенными здесь требованиями.
Требования к выполнению контрольной работы:
§ Контрольная работа должна быть выполнена самостоятельно в соответствии с основными этапами, изложенными ниже.
§ Недопустимы любые виды прямого копирования текста работы из учебных пособий, книг, статей, веб-страниц и других источников, содержание которых следует использовать для изучения и последующего изложения материала.
§ Содержание работы должно точно соответствовать предметной области экономики, теме и плану.
§ Текст контрольной работы пишется от руки в ученической тетради объемом 12 листов или печатается на листах формата А4. В последнем случае объем работы должен составлять 12–14 страниц.
Настройки основного стиля:
- размер шрифта – 14 пт, тип шрифта: Times New Roman;
- межстрочный интервал – одинарный;
- отступ красной строки – 1,25 см;
- выравнивание – по ширине.
§ Контрольная работа включает: титульный лист (приложение 1), план с указанием номеров страниц, на которых начинается текст по вопросу из плана, основной текст и список литературы
§ На титульном листе указывается: учебное заведение, где выполнена работа; вид работы; дисциплина, по которой выполнена работа; тема работы; фамилия, имя, отчество обучающегося, курс, группа, специальность и номер шифра..
§ Основной текст начинается с новой страницы. При рукописном выполнении работы текст следует непосредственно после плана. Ответы на вопросы в тексте должны обозначаться номером, соответствующим номеру пункта плана.
§ Все страницы работы должны быть пронумерованы (за исключением титульного листа) и иметь поля для заметок преподавателя.
§ Список литературы составляется из использованных в работе источников, расположенных в алфавитном порядке.
§ В конце работы следует поставить подпись автора и дату отправки в колледж.
§ Контрольная работа должна быть предоставлена не позднее, чем за месяц до начала сессии. Срок проверки контрольной работы преподавателем 7 дней. После проверки, контрольная работа возвращается обучающемуся. Зачтенная контрольная работа является допуском дифференцированному зачету по дисциплине. Если контрольная работа не зачтена или имеются замечания, то ее необходимо доработать в соответствии с требованиями преподавателя и сдать в учебную часть заочного отделения. При повторном предоставлении в контрольную работу необходимо вложить не зачтенный вариант.
Контрольная работа, которая предлагается выполнить студенту состоит из семи теоретических вопросов, выбор варианта студентами осуществляется согласно таблице 1.
Таблица 1.
Таблица распределения контрольных вопросов по вариантам
Последняя цифра шифра | Номера теоретических вопросов | Номер практического задания |
1, 11, 21, 31, 41, 51, 61 | ||
2, 12, 22, 32, 42, 52, 62 | ||
3, 13, 23, 33, 43, 53, 63 | ||
4, 14, 24, 34, 44, 54, 64 | ||
5, 15, 25, 35, 45, 55, 65 | ||
6, 16, 26, 36, 46, 56, 66 | ||
7, 17, 27, 37, 47, 57, 67 | ||
8, 18, 28, 38, 48, 58, 68 | ||
9, 19, 29, 39, 49, 59, 69 | ||
10, 20, 30, 40, 50,60, 70 |
Контрольные вопросы по дисциплине: «Основы безопасности жизнедеятельности"
1. Значение дисциплины «Основы Безопасности жизнедеятельности на современном этапе.
2. Вибрация, шум, ударная волна – их действие на человека.
3. Безопасность труда при работе с нефтепродуктами.
4. Взаимодействие человека и среды обитания
5. Идентификация энергетических воздействий на человека.
6. Безопасность труда при земляных работах.
7. Эволюция среды обитания, переход к техносфере.
8. Идентификация аварийных ситуаций, возникающих при эксплуатации технических систем.
9. Правила безопасности при работе на высоте.
10. Опасности и их источники.
11. Общие требования безопасности к техническим системам.
12. Факторы, формирующие и разрушающие здоровье.
13. Перспективы развития науки о ОБЖ
14. Учет требований безопасности при вводе оборудования в эксплуатацию.
15. Безопасность при погрузо-разгрузочных работах.
16. Деятельность, ее виды, формы и особенности.
17. Защита от механического травмирования.
18. Безопасность перевозки людей.
19. Энергетические затраты при различных формах деятельности.
20 .Сигнальные цвета и знаки безопасности.
21. Санитарно-гигиенические требования к производственным и бытовым помещениям.
22. Режим рабочего времени и отдыха.
23. Средства индивидуальной защиты (СИЗ).
24. Обязанности и права по охране труда руководителей и специалистов.
25. Работоспособность и ее динамика.
26. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
27. Травмирующие и вредные факторы трудового процесса.
28. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.
29. Организация и выполнения эвакуационных мероприятий при ЧС.
30. Особенности условий труда в сельском хозяйстве, определяющие уровень травматизма и заболеваемости.
31. Теплообмен человека с окружающей средой.
32. Характеристика последствий чрезвычайных ситуаций.
33. Обучение работающих безопасности труда.
34.Терморегуляция организма человека.
35. Методы и средства защиты от шума.
36. Порядок расследования НС по пути на работу.
37. Правило поведение человека при чрезвычайных ситуациях.
38. Аттестация рабочих мест по условиям труда.
39. Доврачебная помощь при ожогах и обморожении.
40. Защита гидросферы от вредных сбросов.
41. Первичные действия для определения состояния человека.
42. Освещение, характеристики, системы и виды.
43. Защита атмосферы от вредных выбросов.
44. Первая помощь при утоплениях.
45. Рациональная организация рабочего места.
46. Доврачебная помощь при повреждении позвоночника.
47.Первая помощь при укусах змей, животных, насекомых.
48. Негативные факторы техносферы.
49. Утилизация и захоронение твердых и жидких отходов.
50. Первая помощь при перегреве, солнечном ударе.
51. Негативные факторы производственной среды.
52. Пожары, определения, причины, условия горения.
53. Первая помощь при обморожениях.
54. Критерии комфортности и безопасности.
55. Огнестойкость материалов строительных конструкций.
56. Определения состояния жизни-смерти. Основы реанимации.
57. Причины аварий, катастроф.
58. Стихийные явления и бедствия, причины возникновения.
59. Первая помощь пострадавшим при поражении электрическим током.
60. Органы чувств и их предупредительная роль.
61. Пассивные и активные меры пожарной защиты производственных объектов.
62. Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах.
63. Нервная система и ее защитно-приспособительные функции.
64. Выбор средств и способов пожаротушения.
65. Первая помощь при отравлениях.
66. Естественные системы защиты организма.
67. Первичные средства пожаротушения.
68. Первая помощь при ожогах.
69.Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
70. Здоровый образ жизни.
Практические задания по дисциплине:
«Основы безопасности жизнедеятельности»
1 .Составьте план эвакуации на вашем предприятии.
2. Как правильно наложить повязку больному.
3. Определить причины возникновения экологического кризиса и найти примеры этих причин в РФ.
4. Составить план мероприятий по улучшению условий труда на производстве;
5. Разобраться в структуре ГО вашего объекта экономики и определить задачи по поддержанию устойчивости предприятия.
6. Провести замеры по определению размера противогаза.
7. Провести расследование инцидентов и несчастных случаев (НС) на производстве. Заполнить бланк формы Н-1.
8. Разработать инструкцию по безопасности на рабочем месте, где вы работаете.
9. Разработать план поведения при террористическом акте.
10.Разработать инструкцию определяющие действия персонала при эвакуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для студентов
№ п/п | Название учебника | Автор (ы) | Издательство, год издания |
Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров | Айзман Р.И., Омельченко И.В. | М., 2013 | |
Огнестрельное оружие. | Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др | М., 2012 | |
Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. | Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. | М., 2015 | |
Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. | Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. | М., 2014 | |
Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования | Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. | М., 2013 | |
Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. | Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. | М., 2014 | |
Безопасность жизнедеятельности: электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф. образования. | Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. | М., 2014 | |
Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред. проф. образования. | Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. | М.,2014 | |
Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. образования | Микрюков В.Ю. | М., 2014 | |
Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей этого курса | Микрюков В.Ю. | М., 2014 | |
Азбука патриота. Друзья и враги России | Микрюков В.Ю. | М., 2013 |
Справочники, энциклопедии | |||
Полная энциклопедия орденов и медалей России | Изотова М.А., Царева Т.Б. | М., 2008 | |
100 великих наград | Ионина Н.А. | М., 2009 | |
Энциклопедия русского офицера | Каменев А.И. | М., 2008 | |
Танки: иллюстрированная энциклопедия | Каторин Ю.Ф. | М., 2011 | |
Русские полководцы | Лубченков Ю.Н. | М., 2009 |
Интернет-ресурсы
www.mchs.gov.ru | сайт МЧС РФ | |
www.mvd.ru | сайт МВД РФ | |
www.mil.ru | сайт Минобороны | |
www.fsb.ru | сайт ФСБ РФ | |
www.dic.academic.ru | Академик. Словари и энциклопедии | |
www.booksgid.com | Воокs Gid. Электронная библиотека | |
www.globalteka.ru/index.html | Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов | |
www.window.edu.ru | Единое окно доступа к образовательным ресурсам | |
www.iprbookshop.ru | Электронно-библиотечная система IPRbooks | |
www.school.edu.ru/default.asp | Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность | |
www.ru/book | Электронная библиотечная система | |
www.pobediteli.ru | проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны» | |
www.monino.ru | Музей Военно-Воздушных Сил | |
www.simvolika.rsl.ru | Государственные символы России. История и реальность | |
www.militera.lib.ru | Военная литература |
Приложение 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ МО «СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Основы безопасности жизнедеятельности»