Методические указания к изучению темы. Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства
Экономика туризма изучает поведение людей, которые производят, распределяют, обменивают и потребляют туристский продукт на всех уровнях данной сферы хозяйства с целью удовлетворения потребностей значительной части населения в туристских услугах.
Основными вопросами предмета экономики туризма является следующее:
1) объективные факторы, порождающие потребности людей в туристских услугах;
2) экономическое поведение людей, потребляющих туристский продукт, и их (туристов) интересы;
3) содержание и характер потребностей людей в туристских услугах, а также классификация этих потребностей по различным критериям;
4) экономические особенности процессов формирования, обмена и реализации турпродукта в условиях рынка;
5) экономические особенности процессов производства туристского продукта, анализ туристской индустрии и трудового потенциала сферы туризма;
6) экономическая и социальная эффективность туризма.
7) механизм функционирования туризма и его специфика; на уровне: предприятия и отрасли.
Цель предпринимательской деятельности – производство и предложение рынку таких товаров и услуг, на которые имеется спрос и, который приносит предпринимателю прибыть.
Субъектом предпринимательской деятельности могут выступать: предприниматель, потребитель, государство, партнеры по бизнесу, наемный работник. Объектом предпринимательской деятельности является услуга, товар, продукт, то есть, что может удовлетворять чью-либо потребность на рынке.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность могут осуществлять юридические лица, а также граждане с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие туристские организации. Основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли.
Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых созданы.
Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Одним из основных средств регулирования рыночной экономики является гражданско-правовой договор.
Договорные отношения субъектов рынка являются частью обязательственных отношений, которые регулируются нормативно-правовыми актами.
Практические задания
1. Составьте проект договора с АТП, предоставляющим автобусы для обслуживания туристов на туре «Автобусом по России».
2. Составьте проект договора с рестораном, обслуживающим ваших туристов питанием (основной пансион) на туре «Народные промыслы России», с указанием видов ( заказное, шведский стол, комплексное обслуживание) и вариантов обслуживания.
3. Составьте проект договора с гостиницей, предоставляющей размещение туристов на туре «Русский фарфор».
Контрольные вопросы
1. В чём заключается экономическое значение туризма?
2. Каковы сферы воздействия туризма на экономику страны?
3. В чём состоит предпринимательская сторона воздействия туризма?
4. Каково влияние туризма на экономику страны, региона?
5. Каковы основные функции туроператора?
6. Каковы основные функции турагента?
7. Нарисуйте схему, показывающую место турагента и туроператора на рынке и их взаимоотношения с другими субъектами туристского рынка?
8. Дайте определение понятию «внутренний посетитель».
9. Дайте определение понятию «внутренний турист».
10. Что такое туристский продукт и какие составляющие включает в себя туристский продукт?
11. Назовите основные способы создания организации и их виды.
12. Назовите главные признаки организационно-правовой формы туристского предприятия.
13. В какой организационно-правовой форме работает преимущественное количество туристских предприятий?
14. Назовите основные признаки банкротства туристского предприятия.
15. Что такое договор продавца тура с клиентом? Что он определяет?
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ТУРИСТСКОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Понятие и сущность основных фондов, их состав и структура.
2. Моральный и физический износ основных фондов.
3. Показатели оценки состояния основных фондов.
4. Понятие амортизации.
5. Показатели использования основных фондов.
6. Воспроизводство основных фондов.
7. Производственная мощность предприятия.
[7; 10; 13; 14; 22; 25; 27; 31–33].