Экономическое развитие Русского централизованного государства в сер. XV - сер. XVII вв.
Новый период русской истории В.О. Ключевский назвал “Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая", что достаточно полно характеризует изменения в политическом и хозяйственном развитии страны. В это время завершился процесс внутренней колонизации, в результате которой в шесть раз увеличилась территория страны. Произошло государственное объединение русских земель под властью Москвы, что позволило ликвидировать феодальную раздробленность и свергнуть татаро-монгольское иго, а также создать систему централизованного управления.
Территориальное расширение земель отставало от их качественного приращения: средняя плотность населения в ХVI-пер. пол. ХVII в. составляла от 0,3-0,4 до 8 человек на 1 кв. км. Основой русской экономики оставалось сельское хозяйство, базирующееся на феодальной собственности на землю при сохранении частновладельческих (вотчина, "пожалованная вотчина", поместье), церковно-монастырских, дворцовых, казачьих и черносошных хозяйств. Аграрные технологии не отличались высокой производительностью. Даже к началу ХVI в. трехполье во многих землях сочеталось с подсекой и перелогом. Сохранялись примитивные орудия труда (соха с отвальным устройством, деревянный плуг, бороны, косы, цепи). Преобладание однолошадных хозяйств также тормозило применение более совершенных методов обработки земли. В результате аграрный сектор характеризовался слабым освоением территории (даже в европейской части запашка составляла в середине XVII в. 20 % всей земли) и низкой урожайностью на уровне “сам – 2”, к концу ХVI в. – “сам – 3-4” (получение прибавочного продукта начинается с уровня “сам – 5”). Недостаточный уровень развития земледелия и животноводства способствовал сохранению промыслов: бортничества, рыболовства, охоты и солеварения. Развитие сельского хозяйства продолжало носить натуральный характер, поддерживающий замкнутость крестьянских хозяйств. Их главной чертой остается патриархально-семейный корпоративизм, в котором все отношения подчинения и зависимости смягчались формами патернализма.
До 60-х ХIХ в. деревня количественно преобладала над городом. Для Руси был характерен скученно-гнездовой и гнездовой тип сельского расселения (село с "тянущимися" к нему деревнями). Отраслевая дифференциация не приняла форм резкого функционального размежевания западноевропейского типа. Города военно-политического происхождения с приусадебным типом застройки имели условия для занятий не только ремеслом, но и сельским хозяйством. Вместе с тем города были торгово-ремесленными центрами обычно значительных по радиусу районов. Для ХVI в. выявлено 210 названий городских ремесел; для начала ХVII в. – 250 при численном преобладании специальностей, связанных с изготовлением съестных припасов, производства одежды, ткани и домашней утвари. Организация ремесленного производства находилась в рамках уровня простой кооперации, но в XV в. начали возникать новые переходные формы типа казенных мануфактур, обеспечивающих нужды царского двора и армии.
Рассмотрим особенности их организации на примере Хамовных (текстильных) дворов:
* отсутствие четкой ремесленной специализации, выполнение хамовной повинности связывалось с владением в слободе двора и земельного участка;
* население не было закрепощено; была возможность заниматься торговлей и другими промыслами (предоставление льгот);
* производство не было связано с рынком, носило убыточный характер, не выходило за рамки вотчинного хозяйства.
Хамовные дворы, являясь национальной формой организации ремесла, претерпели эволюцию от уровня индивидуального производства на дому до становления замкнутого производства с попредметным разделением труда в специальном помещении, то есть от рассеянной до смешанной и централизованной мануфактуры.
Наряду с казенными в XVII в. появились купеческие мануфактуры (металлообработка, кожевенные, керамические и текстильные), где преимущественно использовался вольнонаемный труд (крестьян на оброке). Наемный труд применялся и в ремесленном производстве (захребетники и подсуседники).
Развитие ремесла сопровождалось усилением его территориальной специализации. К ХVII в. складывается ярко выраженная территориальная структура экономики.
1. Ремесленные центры:
Тульско-Серпуховский район, Устюжна, Тихвин, Заонежье, Устюг Великий, Урал и Западная Сибирь – центры по производству железа. Наиболее активными предпринимателями в добыче и переработке руды были крестьяне, реже феодалы и государство, монастыри;
Тула – оружейное производство;
Ярославль, Нижний Новгород, Ржев, Псков, Смоленск – обработка льна и производство полотна.
2. Сельскохозяйственные центры:
Черноземье и северное Поволжье – выращивание хлебов;
западные и северо-западные районы – производство технических культур (лен и конопля).
Рост производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, углубление общественного разделения труда и территориальной специализации приводили к неуклонному расширению торговых связей. Торговля велась на ярмарках и рынках. Со второй половины XVI в. начали складываться крупные областные рынки, в XVII в. торговые связи существовали уже в национальных масштабах.
Установление и расширение экономических связей между всеми хозяйствующими субъектами, а также между отдельными рынками в масштабах страны означало складывание всероссийского рынка.
Однако в целом экономическое развитие Московского государства в конце XVI-нач. XVII вв. было сопоставимо с XIII-XIV столетиями в Западной Европе. При отсутствии хороших сухопутных сообщений и замерзаемости рек торговый оборот шел очень медленно; торговый капитал часто оборачивался только один раз в год. Дороги, непроезжие из-за топей и лесов, также были опасны по причине грабежей. Кроме того, тяжелым бременем на торговлю ложились всевозможные торговые сборы, таможенные пошлины, проездные, тамга, мостовщина, мыт и пр.
Важной характеристикой русского купечества была его роль посредника-оптовика: скупка товара у ремесленников и крестьян для последующей перепродажи с прибылью. Это определялось:
* недостатком капиталов и кредита у основной массы торговцев;
* низкой покупательной способностью населения, не допускающей узкой специализации в торговле;
* традицией хозяйственного поведения, требующей хранения продуктов с запасом.
Профессиональное купечество было неоднородным. Купеческая элита состояла всего из 13 гостей, имевших капитал от 20 до 100 тыс. руб. Средний слой включал 158 человек гостиной и 116 человек суконной сотен, освобожденных от посадского тягла, но раз в 2-6 лет ( в зависимости от количества членов сотни) выполняющих правительственные поручения (покупка товаров для казны, несение таможенной и налоговой службы и т.д.). Низший слой составляли наемные работники.
Категории наемных торговых работников:
* приказчики, выполняющие функции компаньона;
* сидельцы, работающие в лавке на условиях контракта;
* разносчики, осуществляющие торговлю с “лотка” в “разноску”;
* люди, находящиеся в личной зависимости от купца (как правило, пленные: турки или татары).
Расширение торговли потребовало унификации денежной системы, характеризуемой параллельным хождением "новгородки" и "московки". Реформа 1535 г. Елены Глинской не только устранила имеющийся в стране денежный дуализм, но и установила государственный контроль над чеканкой монеты. Неразвитость денежных отношений прослеживается и на ростовщичестве. До ХVII в. рост процента по ссудам считался нормальным явлением. Указ 1626 г. ограничил срок взимания процентов до 5 лет, пока сумма процентов не составит полученную ссуду (то есть из 20 % годовых). Уложение 1649 г. вовсе запретило проценты на ссуды, но неофициально они продолжали существовать.
Недостаточная развитость системы экономических отношений потребовала формирования жесткой авторитарной системы управления как в центре, так и на местах. Старую примитивную систему управления с помощью введенных и путных бояр, а также учреждений приказного типа в середине XVI в. заменила новая приказная система, включающая специальные учреждения военного назначения, аппарат дворцового управления, финансовые и судебно-полицейские органы. Изменилась и система местного управления: была ограничена власть кормленщиков, появились новые должностные лица (городовые приказчики, губные и земские старосты, таможенные и кабацкие выборные головы). В таких условиях представители производящего класса оказались политически и граждански бесправными.
По своему положению сближаются различные группы зависимого населения, исчезает деление на оброчные и барщинные дворы. Однако появляются новые формы личной зависимости: принудительное кредитование при переводе с тяглой пашни на порожние и запустевшие земли; бобыльщина; полное и служилое холопство.
В наиболее благоприятном положении оказались казенные (черносошные) крестьяне, выполняющие только государственные налоги и повинности, в наименее благоприятном – церковно-монастырские и поместно-вотчинные крестьяне, несущие не только государственное тягло, но и исполняющие феодальную ренту в пользу хозяина. Расширение государственного аппарата требовало повышения доли государственных налогов (с 10 % в 1540 г. до 66 % в 1576 г., а с середины XVI в. до середины XVII в. размеры налогов повысились вдвое). Увеличилось и их количество. В это время взимаются дань, ямские деньги, примет (на строительство осадных сооружений), окупные (выкуп пленных), казначеевы, дьячьи и подьячьи пошлины, деньги на содержание иностранных послов, кормленый откуп и т.д. При Иване Грозном была установлена единая для всего государства мера определения доходности – "соха", зависящая от принадлежности и качества земли. Особые налоги вводились для содержания войска.
Укрепление экономики, ставшее прямым следствием образования Русского централизованного государства, привело к расширению внешнеэкономических связей. Однако их развитию мешала оторванность России от морей. Поражение в Ливонской войне (1558-1583 гг.) окончательно закрыло для страны путь на Балтику. Вместе с тем открытие Северного морского пути, завоевание Казани и Астрахани, постепенное освоение Сибири способствовали активизации внутренней и внешней торговли при посредничестве Англии и Голландии. Основную роль стала играть Архангельская ярмарка, торговля на которой носила преимущественно односторонний и меновый характер. Баланс торговли западных стран с Россией на Балтике и Белом море был пассивен, поэтому наряду с товарами западные купцы привозили деньги для покупки русских товаров. С Востоком торговля шла менее бойко. На рубеже ХVI-ХVII вв. торговый оборот с Западом достигал 150 тыс. рублей, а с Востоком – немногим более 4 тыс. рублей.
Включение России в сферу мировой торговли, по мнению Модельски и Томпсона, содействовало распространению длинных волн в отечественной экономике. Они носили экзогенный характер, а потому их основной движущей силой стало расширение государственного спроса. Импульс хозяйственному развитию в экономических циклах 1540-1590 и 1590-1640 гг. давали государственные реформы 1550 и 1620 гг. Они носили комплексный характер (одновременно военный, финансовый и административный), обусловленный необходимостью административного и финансового переустройства, вызванного удорожанием военных расходов вследствие существующей военной угрозы. Естественное в таких условиях отсутствие стимулов для частнопредпринимательской деятельности содействовало более глубокому, чем в Европе, проникновению государственной машины в сферу экономики.