Общие рекомендации по выполнению курсовой работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» для студентов специальности «Экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности» (ЭП и ЭС)

Оренбург - Уфа – 2006

Маркетинг: Методические указания к выполнению курсовой работы. Оренбург - Уфа: Уф ОГУ,2006

Составитель: И.Я. Рувенный, к.э.н., доцент

Рецензент: В.И.Анисимов, к.т.н., доцент

Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности». В методических указаниях приводится общие рекомендации к выполнению курсовой работы, варианты курсовой работы, требования к ее оформлению, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы.

Рекомендовано к изданию кафедрой экономики и управления на предприятиях пищевой промышленности

И.Я.Рувенный, составление, 2006

Введение

Дисциплина «Маркетинг» изучается студентами специальности «Экономика и управление на предприятиях пищевой промышленности» в цикле общепрофессиональных дисциплин.

Маркетинг - это деятельность фирмы по формированию своего конкретного поведения на рынке, основывающегося на экспертно-аналитическом(рефлективном) отслеживании процессов продвижения и обращения товаров в рамках осуществления конкретной ценовой политики под влиянием факторов внешней и внутренней среды для достижения максимально-возможных результатов.

Конечная цель изучения дисциплины - формирование у студентов твердых теоретических знаний в области маркетинга и навыков применения их в конкретных сферах экономической деятельности.

При изучении данной дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи:

- овладение базовыми понятиями и принципами маркетинга;

- изучение сущности, методов и направлений комплексного исследования товарных рынков;

- исследование маркетинговой системы;

- анализ товара в системе маркетинга и товарной политики предприятия;

- рассмотрение наиболее важных элементов в системе маркетинговых коммуникаций;

- ознакомление с вопросами управления маркетингомна предприятии.

В результате изучения дисциплины «Маркетинг» студенты должны:

а) знать:

- функции маркетинга;

- основные элементы системы маркетинговых исследований;

- главные направления формирования товарной политики на предприятии;

- факторы конкурентоспособности товара в системе маркетинга;

- маркетинговые структуры предприятия;

- содержание программы маркетинга на предприятии.

б) уметь:

- связывать задачи формирования рыночных результатов в основной сфере практической деятельности с задачами маркетинга;

- координировать различные аспекты конкретной экономической деятельности с маркетинговой деятельностью для достижения наилучших результатов.

в) иметь представление:

- о методах исследования товарных рынков;

- о каналах товародвижения;

- о выборе средств рекламы испособах ее распространения.

Целью курсовой работы является углубление и обобщение знаний по основным темам дисциплины «Маркетинг» и их практическое применение.

Выполнение курсовой работы основывается, в первую очередь на фактических материалах, собранных студентом об исследуемом предприятии или товаре (услуге).

Особенностью задания на курсовую работу является то, что оно оставляет значительные возможности для творческой работы. Задание на курсовую работу построено таким образом, что студент последовательно применяет знания о маркетинговой деятельности, полученные в ходе теоретического обучения.

Общие рекомендации по выполнению курсовой работы

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Маркетинг»- одна из основных форм самостоятельной работы студентов. Написание курсовой работы при заочной форме обучения нацелено на углубленное изучение важнейших вопросов изучаемой дисциплины и является одним из видов контроля знаний по дисциплине.

В курсовой работе студент на основе систематизированного и глубокого изучения специальной литературы, периодических изданий и фактического материала должен самостоятельно раскрыть содержание темы.

Первым этапом выполнения курсовой работы является выбор ее варианта. Студентам предлагается на самостоятельный выбор два варианта:

- анализ и совершенствование маркетинговой деятельности конкретного предприятия (фирмы, организации);

- анализ и разработка комплекса маркетинга для конкретного товара (услуги).

Выбор варианта выполнения курсовой работы осуществляется исходя из предпочтений самого студента, и его возможностей выполнить тот или иной вариант.

Вторым этапом выполнения курсовой работы является составление плана, от качества которого, во многом, зависит уровень работы.

В план должны быть включены: введение, три главы, заключение список используемой литературы, приложения. При этом структура первой и третьей глав (т.е. набор параграфов) определяется студентом самостоятельно, а вторая глава имеет обязательную структуру, представленную в методических указаниях ниже.

Третьим этапом выполнения курсовой работы является ее непосредственное написание. При этом не следует просто переписывать найденные информационные материалы, а излагать их собственным стилем.

Курсовая работы должна соответствовать следующим требованиям:

- четкое и логически последовательное изложение глав и параграфов работы;

- глубокое рассмотрение теоретического и прикладного материала по теме;

- использование разнообразных источников информации и собственный стиль изложения работы;

- полностью самостоятельное выполнение работы.

Варианты и оформление курсовой работы

1 вариант: «Анализ и совершенствование маркетинговой деятельности... (далее указывается полное наименование предприятия, фирмы или организации, по которой студент выполняет работу)».

Структура курсовой работы при выборе 1 варианта представлена ниже.

Введение (актуальность темы, цель и задачи курсовой работы, аннотация каждой из трех глав работы).

1.Теоретические вопросы маркетинговой деятельности в ... (далее указывается название отрасли, к которой относится выбранное студентом предприятие, например, в пищевой промышленности, в торговле, в сфере услуг и т.п.). Студенту необходимо самому определить структуру первой главы, т.е. набор параграфов (их должно быть не менее трех). Необходимо помнить, что в этой главе должны быть обязательно представлены только те теоретические материалы, которые отражают специфику (особенности) маркетинговой деятельности в конкретной отрасли. Недопустимо ограничиться общими теоретическими сведениями о маркетинговой деятельности.

При написании первой главы курсовой работы должно быть реально использовано не менее 6 источников информации, включая монографии, учебники, учебные пособия, материалы периодической печати, официальные сайты в сети Интернет.

2. Анализ маркетинговой деятельности в... (далее указывается полное наименование предприятия, по материалам которого выполняется курсовая работа).

Вторая глава выполняется по фактическим материалам выбранного предприятия и имеет обязательную для студента структуру:

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ организации и управления маркетинговой деятельностью на предприятии

2.3. Анализ проводимых на предприятии маркетинговых исследований

2.4. Анализ товарной и ценовой политики предприятия

2.5. Анализ сбытовой и коммуникационной политики предприятия.

3. Совершенствование маркетинговой деятельности в ... (далее указывается полное наименование предприятия, по материалам которого выполняется курсовая работа).

В третьей главе студент, опираясь на недостатки маркетинговой деятельности, выявленные во второй главе, предлагает свои рекомендации и мероприятия по улучшению маркетинговой деятельности на выбранном предприятии. Структуру третьей главы студент определяет самостоятельно, но в ней должно быть не менее двух параграфов (например, мероприятия по созданию отдела маркетинга; план маркетинговых исследований на предприятии; рекомендации по товарной и ценовой политике и т.п.).

Заключение (необходимо привести краткие выводы по всей курсовой работе).

Список использованной литературы.

Приложения (приводятся в случае необходимости).

2 вариант; «Анализ и разработка комплекса маркетинга для ... (далее указывается наименование товара, по которому студент выполняет работу).

Структура курсовой работы при выборе 2 варианта представлена ниже.

Введение (требования к введению аналогичны 1 варианту).

1.Теоретические основы маркетинга... (далее указывается категория товаров, к которой относится выбранный студентом товар, например, промышленных товаров, потребительских товаров, услуг, и т.п.). Требования к первой главе аналогичны 1 варианту.

2. Маркетинговый анализ товара ... (далее указывается название выбранного студентом товара).

Вторая глава имеет обязательную для студента структуру:

2.1 Анализ потребностей, удовлетворяемых товаром

2.2Проведение маркетингового исследования по товару (предполагается составление анкеты минимум из 20 вопросов и опрос по ней минимум 20 респондентов)

2.3Проведение позиционирования товара среди товаров - аналогов

2.4 Анализ упаковки, маркировки и цены товара

2.5 Анализ розничной торговли и рекламы товара.

3. Разработка инновационных маркетинговых мероприятий по товару ... (далее указывается название выбранного студентом товара).

В третьей главе студент, опираясь на маркетинговый анализ товара, проведенный во второй главе, предлагает свои идеи, рекомендации и набор мероприятий по развитию маркетинга выбранного товара. Структуру третьей главы студент определяет самостоятельно, но в ней должно быть не менее двух параграфов (например, рекомендации по ценовой политике на товар; разработка комплекса рекламных средств для товара; совершенствование системы сбыта товара и т.п.).

Заключение (требования к заключению аналогичны 1 варианту).

Список использованной литературы.

Приложения (приводятся в случае необходимости).

Курсовая работа оформляется в соответствии с принятыми в Уфимском филиале ОГУ требованиями. Работа должна начинаться, с плана, в котором указываются страницы соответствующих глав и параграфов. Текст оформляется аккуратно и разборчиво, страницы работы нумеруются. В конце работы обязательно приводится список использованной литературы (не менее 10 наименований). Работа подписывается студентом, указывается дата ее выполнения.

Работа должна быть представлена к рецензированию строго в определенные сроки. Не представленная вовремя работа к защите не допускается.

После рецензирования курсовых работ могут быть выставлены следующие оценки: «допущено к защите», «допущено к защите с замечаниями», «не допущено к защите».

Если работа допущена к защите с замечаниями, студент должен их устранить в той же работе и сдать на повторное рецензирование.

Если работа не допущена к защите, она должна быть написана заново и сдана на рецензирование.

Оценка по курсовой работе выставляется после собеседования.

Экзаменационные вопросы

1. Сущность маркетинга, его роль в формировании рыночного механизма управления предприятием.

2. Цели и принципы маркетинга.

3. Функции маркетинга и содержание маркетинговой деятельности.

4. Основные виды маркетинга.

5. Типы рынка в маркетинговой деятельности. Емкость и доля рынка.

6. Окружающая среда маркетинга.

7. Цель и задачи маркетинговых исследований.

8. Структура маркетинговых исследований.

9. Источники информации при проведении маркетинговых исследований.

10. Виды и методы маркетинговых исследований.

11. Выбор целевых рынков и цели рыночной сегментации.

12. Критерии сегментации рынка.

13. Понятие товара в маркетинге. Основные характеристики и классификации товаров.

14. Позиционирование товара.

15. Товарная номенклатура и товарный ассортимент.

16. Разработка упаковки и оформление товара.

17. Жизненный цикл товара.

18. Понятие и стадии разработки товара рыночной новизны.

19. Товарные знаки и торговые марки.

20. Понятие, функции и цели политики распределения товаров.

21. Создание и выбор каналов распределения товаров.

22. Управление каналами распределения товаров.

23. Участники системы распределения товаров.

24. Организация сервиса в маркетинговой деятельности.

25. Маркетинговая модель ценообразования.

26. Методика определения первоначальной цены товара.

27. Основные виды стратегий ценообразования и модификаций цен.

28. Совокупность средств продвижения товаров на рынок.

29. Понятие и основные элементы фирменного стиля.

30. Реклама и ее роль в продвижении товаров. Виды рекламы.

31. Общественные связи («Паблик рилейшнз»).

32. Сущность, роль, принципы и задачи маркетингового планирования.

33. Процесс маркетингового планирования. Виды и структуры планов маркетинга.

34. Маркетинговый потенциал предприятия. Разработка на его основе стратегии и тактики маркетинга.

35. Виды организационных структур службы маркетинга и требования к их построению.

36. Требования к маркетологам и к составлению их должностных инструкций.

Список рекомендуемой литературы

1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии. - М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Багиев Г.Д. Маркетинг. - М.: Экономика, 1999.

3. Белявский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. - М.: Финансы и статистика, 2002.

4. Бернет Дж., Мориати С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. - Спб.: Питер, 2001.

5. Биншток Ф.И. Ценообразование. - М.: ИНФРА-М, 2001.

6. Богданова Е.Л. Инновационный маркетинг. - Спб.: Альфа, 2000.

7. Вествуд Дж. Маркетинговый план. - Спб.: Питер, 2001.

8. Гилберт А., Черчилль П. Маркетинговые исследования - Спб.: Питер,2000.

9. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - М.: Финпресс, 2003.

10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс,1998.

11. Голубков Е.П.Основы маркетинга. - М.: Финпресс, 1999.

12. Данько Т.П. Управление маркетингом.- М.: ИНФРА-М, 2001.

13. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга. - М.: Вильямс,"2000.

14. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. - М.: Вильямс, 1998.

15. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. - Спб.: Питер, 1999.

16. Кревенс Д.В. Стратегический маркетинг.- М.: Вильямс, 2003.

17. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. - М.: БЕК, 1997.

18. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. - Спб.: Питер, 2000.

19. Панкрухин А.П. Маркетинг. - М.: Омега, 2002.

20. Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия. - Спб.: Питер,2003.

21. Федько Н.Г., Федько В.П. Маркетинговыекоммуникации. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.

22. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 1999.

23. Эткинсон Дж., Уилсон И. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры.- М.: ЮНИТИ, 2001.

24. Энджел Д.Ф. Поведение потребителей. - Спб.:Питер. 1999.

Наши рекомендации