Цель и задачи производственной практики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

производственной практики

для студентов специальности

7.050102 “Экономическая кибернетика”

образовательно - квалификационных уровней

“бакалавр”, “специалист”

Симферополь 2010

Введение.

Производственная практика студентов 3-го курса важный этап подготовки специалистов. Студенты 3-го курса проходят практику на промышленных, коммерческих предприятиях, финансовых учреждениях (банках, инвестиционных фондах, страховых компаниях и т.д.); в организациях и учреждениях регионального управления, в административных организациях, в научных организациях и предприятиях.

На период проведения учебной практики студентов 3-го курса назначаются два руководителя: руководитель практики от кафедры экономической кибернетики и руководитель практики от предприятия.

Руководитель практики от кафедры экономической кибернетики должен:

– составить календарный график прохождения практики и согласовать его на предприятии;

– встретиться со студентами и провести организационное собрание, на котором информировать студентов о сроках и распределении студентов по местам практики, о календарном графике прохождения практики, при этом остановиться на главных вопросах и особенностях прохождения учебной практики на конкретных предприятиях;

– сообщить решение заведующего кафедрой о назначении старших в группах студентов и напомнить их обязанности;

– сообщить студентам о перечне документов, которые необходимо иметь с собой (паспорт, студенческий билет);

– установить время и место сбора группы студентов, фамилии и телефоны должностных лиц, занимающихся организацией практики на предприятии;

– информировать студентов об особенностях выполнения и порядке сдачи зачета по завершении практики.

Во время проведения практики необходимо:

– встретить студентов в первый день практики на предприятии;

– обеспечить встречу и знакомство студентов с руководителями практики от предприятия;

– разместить студентов по рабочим местам;

– окончательно согласовать с руководителями практики от предприятия календарный график прохождения практики;

– активно содействовать выполнению студентами календарного графика;

– регулярно встречаться со студентами и руководителями практики от предприятия;

– ознакомиться и изучить (в возможных пределах) последние достижения предприятия в области управления, организации и планирования деятельности.

В период завершения практики студентов необходимо:

– проверить сдачу студентами технической литературы, документации, имущества предприятия;

– принять участие в комиссии по приему зачетов по учебной практике;

– передать зав. кафедрой свои предложения по совершенствованию организации учебной практики на конкретном предприятии и в целом по кафедре.

Обязанности руководителя практики от предприятия состоят в том, что он должен:

– ознакомиться с рабочей программой учебной практики;

– встретить студентов в первый день практики и устроить их на рабочие места;

– обеспечить прохождение всеми студентами инструктажа по технической безопасности и охране труда;

– уточнить с руководителем практики от кафедры экономической кибернетики календарный план прохождения практики;

– ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка и особенностями работы на конкретных рабочих местах;

– регулярно осуществлять контроль табельного учета студентов;

– организовать ознакомление студентов с руководителями предприятия;

– обеспечить выполнение календарного графика прохождения практики;

– дать руководителю практики от кафедры экономической кибернетики оценку работы каждого студента за период практики;

– передать зав. кафедрой экономической кибернетики свои предложения по совершенствованию организации учебной практики на предприятии.

Обязанности студентов в период учебной практики:

– не менее чем за 10-15 дней до начала учебной практики студенты должны четко знать, на каком предприятии они проходят практику, сроки практики;

– календарный график прохождения практики;

– Ф.И.О. руководителя практики от кафедры экономической кибернетики, его служебный и домашний телефон;

– место и время встречи с руководителем в первый день практики.

По прибытии на место практики студенты должны получить пропуска и пройти инструктаж по технике безопасности и охране труда (вводный и на рабочем месте) с оформлением необходимой документации.

В период прохождения практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка предприятия.

Непосредственное руководство студентами в период учебной практики осуществляет руководитель практики от предприятия.

В течение всего периода практики студенты регулярно и самостоятельно работают над выполнением полученных от руководителей указаний и календарного графика.

В конце практики студенты:

– завершают работу над сбором материалов для отчета;

– сдают экономическую и техническую документацию, литературу, спецодежду и др. имущество предприятия, полученное во временное пользование.

Цель и задачи производственной практики

Производственная практика студентов 3-го курса специальности "экономическая кибернетика" проводится после окончания 3-го курса. Целью производственной практики является изучение условий работы на предприятиях; его производственной, коммерческой деятельности; приватизации; организации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в условиях экономики переходного периода.

Кроме того, этой практикой решается задача подготовки к деятельности будущего специалиста в качестве менеджеров разного уровня, одной из экономических служб или должностей специалиста, формирование и развитие у студентов начальных организаторских навыков, мышления специалиста в области экономической кибернетики.

В процессе производственной практики студентов решаются следующие основные задачи:

– ознакомление с предприятием, его структурой, выпускаемой продукцией, ее применением, доходами предприятия и их использованием;

– изучение содержания работ по одной из управленческой или экономической специальностей и усвоение в целом основ этой работы;

– изучение вопросов формирования организационной и производственной структуры предприятия; результатов производственно- хозяйственной деятельности, производственной и учетной документации, принципов организации коллективного труда, применения компьютеров, организации оплаты и стимулирования труда, изучение вопросов построения системы информационного обеспечения и автоматизированного решения задач различного уровня;

– изучение функций и задач, решаемых в подразделениях предприятия в контуре системы автоматизированного управления и обработки информации;

– изучение постановок и принятых методов решения задач автоматизирования обработки информации и управления на предприятии;

– изучение возможности усовершенствования принятых методов и алгоритмов решения отдельных задач, решаемых в составе системы автоматизированной обработки информации и управления;

– сбор и обработка данных для написания отчета о практике;

– подготовка к защите отчета о прохождении практики.

2. Организация проведения и содержание производственной практики.

Вопросы организации проведения производственной практики решаются преподавателем от кафедры экономической кибернетики, ответственным за проведение практики.

Производственная практика проводится по одной из двух форм прикрепления студента: к конкретному рабочему месту или определенному структурному подразделению.

Определение конкретной формы прохождения практики студентом на рабочем месте зависит от наличия вакантных должностей и взаимного согласия руководителя практики от кафедры экономической кибернетики и руководителя практики от структурного подразделения предприятия, где проводится практика.

Производственная практика в определенном структурном подразделении предприятия /цехе, отделе, службе, бюро и др./ проводится при невозможности прикрепления студента к конкретному рабочему месту. Выбор структурного подразделения предприятия для прохождения практики студентами производится по согласованию с руководителями структурных подразделений предприятия.

Вопросы организации прохождения учебной практики решаются руководителями от кафедры и предприятия, на котором эта практика организована. Назначение руководителя практики от предприятия по тому или иному его подразделению производится руководством предприятия с учетом формы прикрепления студента.

При прохождении производственной практики студентом на конкретном рабочем месте организации и режим его работы, осуществляются работником предприятия, в подчинении которого находится студент.

При закреплении студента за структурным подразделением предприятия /цехом, отделом, бюро/ режим работы, организация ее определяются руководителем практики от предприятия, который содействует практиканту в получении консультаций не только у себя в структурном подразделении, но и в других подразделениях предприятия.

Дневник студента- практиканта – основной документ по учету и планированию содержания и прохождения практики, который сдается на кафедру вместе с отчетом о практике. Этот документ подписывается руководителями производственной практики от предприятия и от кафедры. В дневнике должны быть отзывы обоих руководителей о прохождении студентом производственной практики.

Содержание практики определяется совокупностью конкретных задач, решаемых студентом- практикантом в процессе прохождения производственной практики.

Программа производственной практики студента включает следующие элементы:

– ознакомление с предприятием и цехом, отделом, и т.д., его историей и ролью в национальной экономике, состоянием экологии;

– изучение организационной структуры управления предприятия и одного из основных цехов, т.е. изучение состава и соподчиненности руководителей различного уровня, подразделений, отделов, цехов, служб и т.п.;

– изучение форм собственности на предприятии, характера производственных отношений с другими предприятиями;

– изучение производственной структуры предприятия: виды и взаимосвязи основных цехов; вспомогательных цехов, служб, отделов, специализации их на выпуске определенной продукции, подразделений, выполняемых работ;

– изучение производственной структуры одного из основных цехов.

Отчет по производственной практике готовится студентом по мере ее прохождения, оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемым к текстовым документам. Отчет о производственной практике включает /в порядке перечисления/ следующие части: обложка, титульный лист, реферат, содержание, текст записки, список использованных источников, приложения.

Нумерация страниц начинается с реферата, в котором в нижнем правом углу штампа проставляется цифра «3», и продолжается дальше до конца записки.

Отчет о производственной практике должен иметь четкое построение, логическую последовательность и конкретность изложения материала, убедительность аргументации, краткость и точность формулировок, доказательность выводов.

Рекомендуемая структура отчета о производственной практике и содержание отдельных разделов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Структура отчета и содержание отдельных разделов.

Наименование раздела Содержания раздела и количество страниц Примечание
Введение Кратко рассматриваются основные проблемы современного развития экономики, отрасли, сфере деятельности предприятия, организации (1-2 с.).  
1. Краткая характеристика объекта практики Даются характеристика роли данного предприятия в национальной и региональной экономике или виды и назначения деятельности объекта практики (до 5 с.).  
2. Характеристика выпускаемой продукции, видов деятельности. Описывается выпускаемая продукция в номенклатуре и ассортименте, в том числе основная (профильная) продукция; даются область применения продукции и цена единицы этой продукции; или виды и назначения деятельности объекта практики – 6 с.  

3. Показатели деятельности предприятия Прибыль /сумма/, полученная предприятием в отчетном году, рентабельность производства, в том числе по видам основной продукции предприятия. Указать какие отчисления /налоги/ и платежи производства из прибыли и какая доля /%/ прибыли остается самому предприятию; на какие средства расходуется предприятием оставшаяся прибыль, или иные показатели видов и назначения деятельности объекта практики – до 5 с.  
4. Структура предприятия, организации Дается описание основных и вспомогательных цехов предприятия, служб, их взаимосвязи, выпускаемой продукции, выполняемых работ или услуг. На примере одного из основных цехов дается описание участков, в него входящих и указывается их взаимосвязь и специализация, или структура организации. Приводится схема организационной структуры предприятия, организации, описываются ее элементы, информационная структура предприятия или организации. Особо следует обратить внимание на описание используемых средств и методов автоматизированной обработки информации и управления на предприятии или организации. – до 5с.  
5. Функции и задачи экономических служб предприятия, подсистемы автоматизированного управления. Дается описание функций и задач экономических служб, отделов АСУ. – до 5 с.  
6. Заключение Делаются собственные выводы о проделанной работе и ее важности, формулируются предложения, собственные решения отдельных задач. Приводится оценка полученных знаний и их значение для будущего специалиста.  

Календарный график прохождения производственной практики.

Мероприятия Кол-во дней
1. Оформление и получение пропусков.
2. Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
3. Выполнение основной работы производственной практики, в том числе сбор материалов для отчета.
4. Учебные занятия и экскурсии.
5. Оформление и сдача отчета о практике и дневника.
6. Сдача зачета.
7. Сдача пропусков, литературы и имущества предприятия

3. Программа практики. Раздел "Бухгалтерский учет".

В ходе учебной практики используются полученные знания по дисциплине "Бухгалтерский учет". Студент должен выполнить практическое задание в объеме хозяйственной деятельности предприятия за IV квартал 2003 года с использованием первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции, составлением учетных регистров по журнально- ордерной форме учета, составлением бухгалтерской отчетности.

Для выполнения задания следует подготовить:

1. Первичные документы: приходный и расходный кассовый ордер, счет, накладную, налоговую накладную, платежное поручение, объявление на взнос наличными, авансовый отчет, командировочное удостоверение, акт приема-передачи основных средств (Ф ОС-6), инвентарную карточку учета основных средств (Ф ОС-6), табель учета рабочего времени, расчетно-платежную ведомость, приходный ордер материалов (М-4), накладная-требование на отпуск материалов (М-11), карточка складского учета материалов (М-12), акт выбытия МБП (МБ-4).

2. Журналы- ордера: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, шахматная ведомость.

3. Главная книга.

4. Формы финансовой отчетности. Баланс (Ф-1), отчет о финансовых результатах (Ф-2), отчет о движении денежных средств (Ф-3), отчет о собственном капитале (Ф-4), примечание к финансовой отчетности.

5. Приказ об учетной политике предприятия

Задание:

1. На основе хозяйственных операций составить журнал регистрации хозяйственных операций, определить корреспонденцию счетов и соответствующие суммы.

2. Подсчитать итог журнала регистрации хозяйственных операций.

3. Сделать разноску составленной корреспонденции счетов в шахматную ведомость и журналы-ордера.

4. Произвести разноску оборотов из шахматной ведомости по счетам в главную книгу. В главной книге вывести остатки по счетам бухгалтерского учета.

5. Заполнить формы финансовой отчетности.

4. Отчет по производственной практике.

Отчет по производственной практике готовится в процессе ее проведения. По содержанию отчет должен отражать:

1. Выполненную в процессе производственной практики работу.

2. Материалы, собранные в процессе практики для последующего использования в курсовых и дипломной работах.

Отчет по производственной практике должен быть выполнен в формате А4, набран в текстовом редакторе Microsoft Word, размер шрифта – 14 пт, междустрочный интервал – полуторный, поля: верхнее, левое, нижнее – не менее 20 мм; правое – не менее 10 мм.

Приложение 1

Образец оформления обложки отчета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ УКРАИНЫ

КРЫМСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРИРОДООХРАННОГО
И КУРОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Наши рекомендации