Цель и задачи производственной практики.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Методические указания по прохождению

производственной практики студентам

направления 080100.62 «Экономика»

степень – бакалавр экономики

Ханты-Мансийск 2010

Содержание.

Общие положения ……………………………………………………………...3

Цель и задачи производственной практики………………………………..3

Выбор объекта практики……………………………………………………3

Структура производственной практики……………………………….......3

Содержание производственной практики…………………………….…..4

Обязанности кафедры, ответственной за проведение производственной практики………………………………………………………………………....6

Обязанности руководителя практики от университета (кафедры)………….7

Обязанности предприятия……………………………………………………...7

Права и обязанности студента – практиканта………………………………..8

Требование к содержанию и оформлению дневника производственной практики………………………………………………………………………….9

Подготовка и оформление отчета по производственной практике………….10

Текущий контроль и сдача отчёта по производственной практике…………15

Примерный перечень индивидуальных заданий……………………………..18

Приложение А…………………………………………………………………..25

Приложение Б…………………………………………………………………..26

Приложение В…………………………………………………………………..27

Приложение Г…………………………………………………………………...28

Общие положения.

Цель и задачи производственной практики.

Производственная практика является частью подготовки студентов и подготовительной стадией к разработке выпускной работы бакалавра. Она проводится по окончании 3 курса обучения и направлена на закрепление и углубление полученных знаний, приобретение навыков практической работы, а также сбор практических материалов по дипломной работе. Целью практики является непосредственная практическая подготовка к самостоятельной работе по квалификации; углубление и закрепление теоретических знаний, приобретение опыта практической работы.

В ходе прохождения производственной практики студент должен выполнить следующие задачи:

- ознакомиться со структурой объекта практики, характеристикой его подразделений;

- использовать методы получения информации и ее обобщения;

- использовать методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности;

- осуществить сбор, обобщение и систематизацию материалов для дипломной работы в соответствии с темой.

За период прохождения практики студент получает дополнительные теоретические и практические знания .

Выбор объекта практики

Объектом производственной практики являются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные (муниципальные) предприятия и бюджетные организации, а также коммерческие (частные) организации и предприятия, имеющие высококвалифицированных специалистов и обеспечивающие условия, необходимые для самостоятельного выполнения студентами-практикантами всей сферы профессиональных обязанностей.
Оформление на производственную практику производится по направлению, выдаваемым кафедрой.

Общая характеристика организации

Студент должен получить информацию и уточнить:

- цели и задачи предприятия;

- миссию и имидж предприятия;

- географическое положение, климатические и природные условия предприятия;

Организационная структура объекта исследования.

Студент должен изучить:

- организационная структура производства (организационно-правовые нормы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними;

- характер организационных отношений между структурными подразделениями.

Обязанности кафедры, ответственной за проведение производственной

Организация практики

Производственная практика для студентов направления «Экономика» организуется выпускающей кафедрой экономической теории института менеджмента и экономики ЮГУ.

Организация и учебно-методическое руководство производственной практикой студентов осуществляется кафедрой ЭТ. Заведующий кафедрой обязан:

1) выделить в качестве руководителей практики высококвалифицированных и опытных преподавателей;

2) провести перед началом практики собрание студентов-практикантов и преподавателей-руководителей практики;

3) осуществить строгий контроль за организацией и проведением производственной практики, ее содержанием и за соблюдением установленных сроков.

Обязанности руководителя практики от университета (кафедры)

Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:

- осуществляет организационное и методическое руководство производственной практикой студентов и контроль за ее проведением;

- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;

-организует разработку и согласование учебно-методической документации;

-распределяет студентов по местам практики, готовит и представляет списки
студентов, их закрепление за базами практики и необходимую документацию по направлению студентов на производственную практику;

-готовит и проводит совместно с учебной частью организационные собрания студентов перед началом практики;

- организует консультации для студентов в период практики, составляет расписание консультаций;

- организует на кафедре выставку лучших отчетов студентов о практике.

Обязанности предприятия

Общее руководство производственной практикой студентов-практикантов возлагается приказом руководителя организации на одного из руководящих работников или высококвалифицированного специалиста. Непосредственное руководство производственной практикой осуществляют высококвалифицированные специалисты структурных подразделений. В начале прохождения производственной практики в организации следует оформить пропуск для студентов(при необходимости), ознакомить их с правилами техники безопасности и пожарной безопасности.

Предприятие, являющийся базой для прохождения производственной практики, обязано:

1) проинформировать практиканта о требованиях, предъявляемых к специалисту, познакомить с правилами внутреннего трудового распорядка коллектива предприятия;

2) создать необходимые условия для получения студентом-практикантом навыков и знаний по квалификации и с учётом специализации;

3) предоставить возможность практикантам пользоваться имеющейся литературой, технико-экономической и другой документацией; обращаться к соответствующим специалистам предприятия при подборе материала;

4) соблюдать согласованные с университетом календарные графики прохождения производственной практики;

5) назначить руководителя производственной практики от организации, который определяет и контролирует перечень самостоятельно выполняемых студентом работ;

6) контролировать соблюдение студентами правил внутреннего распорядка.
Руководитель практики от организации выдает студенту характеристику о приобретенных навыках, его дисциплине, исполнительности и инициативности в работе, об участии студента в общественной жизни организации.

Обязанности студента-практиканта

1. Студент обязан:

§ полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

§ подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего распорядка;

§ соблюдать требования охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

§ участвовать в научно-исследовательской и внедренческой работе по заданию кафедры;

§ активно участвовать в общественной жизни коллектива, в котором проходит практику;

§ нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;

§ ежедневно вести записи в дневнике с указанием характера, содержания и порядка выполнения работы;;

§ выполнить индивидуальное задание, выданное руководителем практики от кафедры;

§ собрать необходимый материал для написания выпускной квалификационной работы.

§ нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными сотрудниками;

§ регулярно отчитываться перед руководителем практики от университета о проделанной работе;

§ получить документ, подтверждающий прохождение практики на предприятии с характеристикой и оценкой работы;

§ немедленно сообщать руководителю практики об изменении условий прохождения практики или невозможности ее прохождения.

§ по окончанию практики в установленные сроки представить на кафедру и защитить письменный отчет;

2. Студент имеет право:

§ получать необходимую информацию об условиях прохождения производственной практики;

§ выбирать места прохождения практики из числа предложенных университетом, либо предлагать свои варианты;

§ по решению руководителя организации по месту прохождения практики быть зачисленным на вакантную должность и получать вознаграждение от организации за проделанную работу;

§ на основании заключенного договора требовать от руководителя практики, от организации создания необходимых условий для выполнения программы практики;

§ консультироваться с руководителем практики от кафедры.

3. Студенты в период практики должны научиться:

§ анализировать экономическую информацию;

§ анализировать декларации и балансы, оценивать состояние активов и пассивов;

§ оценивать эффективность использования централизованных ресурсов, действенность межбанковских расчетов, финансовую устойчивость, соблюдение установленных налоговым законодательством обязанностей налогоплательщика, оформлять необходимую налоговую, финансовую и экономическую документацию в соответствии с действующим законодательством;

До выезда на практику студент при непосредственном участии руководителя дипломной работы уточняет ее план и программу исследования.

За студентами, зачисленными на период практики на штатную оплачиваемую должность, сохраняется стипендия.

При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза. Во время прохождения практики студенты пользуются в университете всеми правами студента (пользование книгами и журналами в библиотеке университета, посещение читального зала, проживание в общежитии, консультации преподавателей и др.).

Требования к содержанию и оформлению дневника производственной практики

Во время прохождения производственной практики студент-практикант должен вести дневник, в котором описывается выполненная за день работа, указывается в какой форме она была исполнена (самостоятельно, под наблюдением руководителя производственной практики от предприятия, на основе изучения архивных материалов). В дневнике записывается также присутствие на производственных совещаниях, научно-исследовательская работа в период практики.

Запись в дневнике ежедневно проверяется и подписывается непосредственным руководителем практики от предприятия. Руководитель практики от университета, должен контролировать правильность оформления и соответствия работ заданию практики не реже одного раза в две недели. Дневник должен быть оформлен в соответствии с Приложением Б

Подготовка и оформление отчёта по производственной практике

Практика должна обеспечить получение представления о современной организации и роли экономиста в управлении организации; о государственных требова­ниях к содержанию и уровню профессиональной подготовленности бакалавра-экономиста .

По окончании практики студент составляет письменный отчет и сдает его на ка­федру одновременно с дневником, подписанным руководителем практики от предпри­ятия.

Структура отчета по практике:

1. Общее задание

2. Индивидуальное задание

3. Дневник – должен содержать полный перечень выполняемых работ, отражать наименования изученных форм отчетности и т.д.

Требования к содержанию и оформлению отчета по производственной практике.

При написании отчета по практике необходимо соблюдать правила оформления, которые представлены ниже.

Объем отчета должен включать 35-45 страниц машинописного текста, таблицы, схемы, рисунки могут выноситься в приложение, объем которого не ограничивается. Содержание излагается грамотно, четко и логически последовательно. Отчет должен быть выполнен любым печатным способом с использованием компьютера и принтера или на пишущей машинке на одной стороне листа белой бумаги формата А4, с соблюдением полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,5. Отчет должен быть аккуратно оформлен и скреплен, сдан на ка­федру одновременно с дневником, подписанным руководителем практики от предпри­ятия.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Вне зависимости от способа выполнения отчета качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

При написании отчета необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету. В отчете должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки отчета, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской («штрихом») и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью — рукописным способом.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы неполностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в отчете приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык отчета с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Сокращение русских слов и словосочетаний в отчете — по ГОСТ 7.12.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример — 1, 2, 3 и т. д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой.

Пример — 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).

Страницы отчета следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе, листе с «Содержанием» и первой странице введения не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ учитывают как одну страницу. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

Приложения оформляют как продолжение отчета. В приложениях

помещают чертежи, технологические карты и другие материалы. Приложения нумеруют арабскими цифрами, а ниже слова «Приложение...», расположенного справа, помещают название приложения, которое именуют, как и заглавие раздела, и приводят в оглавлении.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху с правой стороны страницы слова «Приложение», его обозначения и названия. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Цифровой материал необходимо оформить в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь номер и тематическое название. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева. Таблицу в отчете следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Таблицу в отчете следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в отчете. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которой относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «X».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример А=а:b, (1)

В=с:е. (2)

Одну формулу обозначают — (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения в отчете математических уравнений такой же, как и формул. В отчете допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках. Если источник цитируется, то необходимо указывать и страницы в источнике, например [23, с. 214].

Список используемой литературы приводится после заключения. В него включаются все использованные нормативные и литературные источники в следующем порядке:

1. законодательные акты;

2. Постановления Правительства РФ;

3. нормативные документы;

4. статистические материалы;

5. научные и литературные источники в алфавитном порядке по фамилии авторов, в соответствии со стандартами библиографического описания.

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа. Перед началом приложений вставляется одна страница со словом «ПРИЛОЖЕНИЯ» посередине. Страницы с приложениями не нумеруются. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Материал излагается в отчете строго в соответствии с планом программы практики. Все пункты программы практики должны быть проработаны. При отсутствии информации по тому или иному пункту студент должен отметить этот факт в отчете и объяснить причины ее отсутствия.

В отчете по практике не должно быть общетеоретических сведений или сведений справочного характера (из учебников, инструкций - ссылка на них должна быть), а только фактический материал организации, учреждения или налогового органа. В конце каждого раздела программы студент должен указать на положительные и отрицательные стороны происходящих экономических процессов и выразить свою оценку.

Примерный перечень индивидуальных заданий

Вариант №1 (для государственных организаций)

1. Изучить общую характеристику финансов организации, в т.ч.:

- Ознакомиться с имеющимися нормативными документами РФ, ХМАО, регламентирующими нормативными документами, проанализировать учетную, налоговую и финансовую политику предприятия.

- структуру и содержание деятельности экономических и финансовых служб предприятия;

- все виды финансовых отношений предприятия и порядок правового регулирования;

- выявить особенности кругооборота средств в организации, обусловленные спецификой её сферы деятельности. Охарактеризовать их влияние на денежные потоки, на всю организацию финансов данного предприятия.

- ознакомиться со структурой бухгалтерии (или планово-бухгалтерской службы) и должностными обязанностями всех финансовых и экономических подразделений предприятия. Выяснить состав финансовых функций, выполняемых различными подразделениями предприятия: финансовым отделом, плановым отделом, отделом снабжения, отделом сбыта, бухгалтерией. Ознакомиться с положениями об отделах. Изучить должностные инструкции специалистов перечисленных отделов и выполняемые ими функции;

- рассчитать по данным бухгалтерской отчетности за последние три года показатели, характеризующие финансовое состояние организации. Сделать выводы по основным финансовым проблемам организации. Выявить опасность возникновения кризисной ситуации, банкротства.

2. В плановом отделе организации:

- ознакомиться с системой планов на предприятия: текущих, оперативных, перспективных по организации в целом и её производственным подразделениям;

- изучить порядок расчета плановых затрат на производство и реализацию продукции. Изучить порядок составления бюджетов организации, отделов и подразделений;

- изучить порядок организации бизнес - планирования систему взаимодействия отделов организации в ходе бизнес – планирования;

- ознакомиться с системой ценообразования в организации. Изучить схему расчета исходной цены, выбор цели ценообразования, оценку спроса, анализ издержек, методы ценообразования, способы установления окончательной цены.

3. В бухгалтерии:

- изучить учетную политику организации и конкретные особенности её применения в данной организации: виды учетных цен, методы начисления износа, особенности начисления производственных затрат и выручки, оценки незавершенного производства, создания резервов предстоящих платежей.

4. По денежным средствам и организации расчетов:

- ознакомиться со схемой притока и оттока денежных средств в кассу организации;

- ознакомиться с перечнем счетов организации, открытых в коммерческих банках. Знать их номера, назначение, характер выполняемых операций. Изучить порядок открытия счетов в банках (расчетных, ссудных, валютных, депозитных, и т.д.). Научиться заполнять банковские платежно-расчетные документы и знать порядок их сдачи в банк;

- выяснить, какие применяются формы безналичных расчетов. Проанализировать правила соблюдения правил организации соответствующих платежей между организаций и основными покупателями и поставщиками. При наличии просроченной задолженности рассмотреть порядок применении штрафных санкций. Рассмотреть влияние кризиса неплатежей на организацию безналичных расчетов. Дать предложения по реструктуризации долгов. Проанализировать достоинства и недостатки применяемых расчетов при форвардных, фьючерских сделках, при лизинговых операциях.

5. По финансовому обеспечению текущей деятельности:

- изучить оборотные средства и текущие пассивы, их организацию;

- рассчитать и проанализировать структуру оборотных активов на квартальные даты и на начало текущего года;

- изучить порядок прогнозирования материально-производственных запасов, незавершенного производства, дебиторской задолженности и кредиторской задолженности, собственного оборотного капитала;

- ознакомиться с основными направлениями оперативной работы по регулированию собственного оборотного капитала;

- краткосрочное кредитование организации. Ознакомиться с порядком документального оформления кредитных операций в организации по всем видам заимствования денежных средств для обеспечения текущей деятельности.

6. По налогообложению организаций:

-ознакомится с порядком исчисления и уплаты налогов организаций в Федеральный, территориальный и местный бюджет.

- познакомится с организацией налогового учета. Принять участие в составление налоговых деклараций и всех приложений к ней.

- изучить действующий порядок налогообложения предприятия.

7. По страхованию имущества:

- ознакомиться с порядком заключения договоров и составлением справки-расчета по добровольному страхованию имущества, рисков, ответственности;

- определить, как в бизнес-плане организации отражают источники для покрытия платежей по страхованию имущества, рисков и ответственности.

Вариант № 2(для коммерческих организаций )

1. Изучить общую характеристику финансов организации

- Ознакомиться с имеющимися нормативными документами, проанализировать учетную, налоговую и финансовую политику коммерческого предприятия.

- рассчитать по данным бухгалтерской отчетности за последние три года показатели, характеризующие финансовое состояние организации. Сделать выводы по основным финансовым проблемам организации. Выявить опасность возникновения кризисной ситуации, банкротства.

2. По налогообложению коммерческих организаций:

- ознакомиться с порядком исчисления и уплаты налогов организации в Федеральный, территориальный и местный бюджет;

- изучить экономическое содержание основных видов налогов (объекты обложения, порядок расчета, периодичность и источники уплаты, льготы, санкции). Обратить внимание на своевременность уплаты налоговых платежей, составления налоговых деклараций.

- познакомиться с организацией налогового учета. Принять участие в составление налоговых деклараций и всех приложений к ней

3. По доходам коммерческих организаций:

- выявить все каналы реализации товаров, работ, услуг в коммерческой организации, правовое регулирование соответствующих отношений. Проанализировать содержание и соблюдение условий коммерческих договоров с основными покупателями;

- ознакомиться с порядком расчета прибыли, составом вне реализационных поступлений и расходов, определения суммы фактической прибыли за квартал. Определить метод планирования прибыли от реализации продукции, используемый в организации. Изучить сметы плановые расчеты распределения прибыли, порядок формирования годового отчета о финансовых результатах;

- выявить основные направления использования фактической прибыли организации в течение года;

- рассмотреть действующий в организации порядок расчета и выплат дивидендов: их планирование, расчет фактических сумм и организацию расчетов с инвесторами.

4. По собственному капиталу организации:

- изучить состав, формирование и порядок изменения уставного (складочного, паевого неделимого) и добавочного капитала по Уставу, данным бухгалтерского учета и отчетности;

- рассмотреть принятый в организации порядок образования, планирования и использования фондов специального назначения;

- ознакомиться с порядком резервирования средств: резервного капитала (фонда), оценочных резервов, прочих резервов (по Уставу организации, плановой и бухгалтерской информации).

5. По финансовому обеспечению текущей деятельности:

- изучить оборотные средства и текущие пассивы, их организацию;

- рассчитать и проанализировать структуру оборотных активов на квартальные даты и на начало текущего года;

- изучить порядок прогнозирования материально-производственных запасов, незавершенного производства, дебиторской задолженности и кредиторской задолженности, собственного оборотного капитала;

- ознакомиться с основными направлениями оперативной работы по регулированию собственного оборотного капитала;

- краткосрочное кредитование организации. Ознакомиться с порядком документального оформления кредитных операций в организации по всем видам заимствования денежных средств для обеспечения текущей деятельности.

Вариант №3 (организация бухгалтерского учета)

Учет расходов.

- Ознакомиться с составом и порядком учета расходов организации, выявить их соответствие нормативным документам (ПБУ 10/99).

- Изучить состав и классификацию по элементам затрат на производство продукции (работ, услуг) на исследуемом предприятии. Ознакомиться с применяемыми на предприятии нормативными документами, в соответствии с которыми осуществляется учет затрат на производство продукции (работ, услуг) в системе финансового учета по элементам.

- Изучить применяемую на предприятии систему счетов учета затрат на производство (рабочий план счетов в учетной политике организации) и порядок обобщения затрат в учетных регистрах.

- Ознакомиться с действующей системой разграничения затрат: по временным периодам, по отношению к продукту (прямые и косвенные), по эффективности использования ресурсов (производительные и непроизводительные). Изучить состав и характеристику других производственных затрат.

- Ознакомиться с порядком отражения затрат в регистрах бухгалтерского учета.

- Изучить методику калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

- Изучить особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств.

- Ознакомиться с методами оценки незавершенного производства и порядком его отражения в финансовом, управленческом и налоговом учете.

- Ознакомиться с методикой отражения затрат на производство продукции (работ, услуг) в управленческом и налоговом учете.

Учет капитала и резервов.

Ознакомиться с собственными источниками финансирования предприятия.

Изучить действующую практику бухгалтерского учета уставного, добавочного, резервного капитала и других собственных источников финансирования.

Ознакомиться с порядком формирования оценочных резервов (по сомнительным долгам, под обесценение ценных бумаг).

Изучить порядок ведения бухгалтерского учета резервов предстоящих расходов и платежей.

Ознакомиться с порядком распределения прибыли предприятия, учетом нераспределенной прибыли.

Вариант №3

Управление персоналом.

Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия, а именно профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала).

Управление качеством.

Разработка и внедрение системы качества на предприятии; ответственность за качеством продукции; контроль за качеством продукции; затраты на организацию контроля.

4. Экономические службы и финансовый менеджмент.

По этому разделу студенту необходимо:

- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб; ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования.

5. Управление маркетингом.

Студент должен отразить в отчете:

- задачи службы маркетинга и систему организации службы маркетинга;

- анализ маркетинговой среды предприятия.

Вариант №4

Вариант № 5

Операции банка

А)Кредитные операции. Изу

Наши рекомендации