Реструктуризация предприятий сервиса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

реструктуризация предприятий сервиса - student2.ru Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Предпринимательство и управление ЖКХ»

Г.А. Гордиенко

Я.Г. Гордиенко

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

Методические указания

по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)»

Санкт-Петербург

Одобрены на заседании кафедры «Предпринимательство и управление ЖКХ», протокол № 1 от 30 августа 2006 г.

Реструктуризация предприятий сервиса. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080502.65 (060800) «Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2008. – 15 с.

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса «Реструктуризация предприятий сервиса». Они содержат рекомендации по выполнению курсовых работ, предлагаемую тематику, список рекомендуемой литературы.

Составители: д-р экон. наук, проф. каф. «ПиУЖКХ» Г.А. Гордиенко

канд. экон. наук, доц. каф. «ПиУЖКХ» Я.Г. Гордиенко

Рецензент: канд. геогр. наук, проф. В.В. Горобцов

© Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2008 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 4

2. ВЫБОР ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ НА КУРСОВОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ.. 5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ.. 6

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. 7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 8

6. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ.. 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 15

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 15

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

В переходный период развития российской экономики большинство предприятий сталкиваются с необходимостью комплексного изменения методов функционирования – так называемой реструктуризацией.

Мировой опыт убедительно подтверждает: реструктуризация является высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий и рассматривается как совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования предприятия в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией его развития.

Реструктуризация предприятия включает: совершенствование структуры и функций управления, преодоление отставания в технико-технологических аспектах деятельности, совершенствование финансово-экономической политики и достижение на этой основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции (услуг), роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов деятельности.

Этот комплекс задач составляет сущность новой для отечественной высшей школы учебной дисциплины «Реструктуризация предприятий сервиса», предназначенной для подготовки специалистов широкого профиля. В СПбГУСЭ эта дисциплина включена в учебные программы подготовки студентов по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса».

Содержание курса, предусмотренного данной программой, включает лекционные занятия, проблемные семинары (практические занятия), а также написание и защиту курсовых работ.

Целями курсового проектирования являются:

– расширение, закрепление и систематизация знаний, полученных студентами при изучении курса «Реструктуризация предприятий сервиса», смежных экономических курсов;

– приобретение опыта работы со справочной литературой и нормативными документами;

– приобретение навыков по осуществлению диагностики и мониторинга экономического и финансового состояния предприятия, формированию антикризисных стратегий, проведению реструктуризации предприятия;

– умение решать практические организационно-экономические задачи, возникающие на предприятии в период его реструктуризации.

2. ВЫБОР ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ НА КУРСОВОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Курсовая работа является самостоятельной формой обучения студентов и выполняется на завершающем этапе изучения дисциплины.

Общая тематика всех курсовых работ – разработка программы реструктуризации предприятия, однако каждый студент, получив от преподавателя конкретное задание на курсовое проектирование, имеет возможность самостоятельно осуществить выбор вида бизнеса или сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия, определить его место расположения, размеры и финансово-экономические параметры его деятельности, количество и виды необходимого оборудования и т.д. Студент должен самостоятельно выполнить все необходимые экономические расчеты для реально функционирующего или созданного его воображением предприятия и, исходя из полученных результатов, предложить свой план реструктуризации этого предприятия.

Тематика курсовых работ:

1. Реструктуризация предприятия – путь сохранения его конкурентоспособности.

2. Основные принципы проведения реструктуризации предприятия.

3. Реформирование, реорганизация, реструктуризация предприятий: единство и различие процессов.

4. Антикризисное управление предприятием и реструктуризация предприятия: общие и отличительные черты.

5. Развитие различных форм собственности и реструктуризация предприятий.

6. Вопросы имущественной реструктуризации предприятия.

7. Вопросы организационной реструктуризации предприятия.

8. Вопросы финансовой реструктуризации предприятия.

9. Банкротство и реорганизация предприятия.

10. Вопросы вывода предприятия из кризисного состояния в конкурентоспособное.

11. Новые формы организации хозяйственных структур.

12. Реструктуризация в сфере сервиса в условиях экономического кризиса.

13. Приватизация в России и структурная перестройка предприятий.

14. Государственное регулирование процессов реформирования предприятий.

15. Законодательное обеспечение реформирования российских предприятий.

16. Особенности реформирования предприятий разных организационно-правовых форм.

17. Содержание и отличительные характеристики бизнес-единиц.

18. Кадровая реструктуризация на предприятии.

19. Стратегия предприятия и основные этапы проведения реструктуризации.

20. Вопросы создания бизнес-комплекса.

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Основным итогом написания курсовой работы должны стать разработка и организационно-экономическое обоснование студентом собственного плана реструктуризации выбранного им реального (действующего) или виртуального (воображаемого) предприятия.

Курсовой проект выполняется в виде пояснительной записки, которая должна раскрывать тему курсовой работы и включать исследование теоретических аспектов темы и материалы практической разработки плана реструктуризации исследуемого в проекте предприятия.

Оформляется курсовая работа на листах формата А4 (размер 297 * 210), все страницы, таблицы, иллюстрационный материал должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется, его образец приведен в Приложении 1. В конце работы приводится список использованной литературы, оформленный в соответствии с ГОСТ 7.32-91, и содержание с обязательным указанием страниц.

Рекомендуемый объем пояснительной записки (без приложений и других материалов) 25-30 машинописных листов.

В исключительных случаях курсовая работа может быть выполнена в рукописном виде, но четким, легкочитаемым почерком.

Студенты очной формы обучения согласовывают тему курсовой работы с преподавателем в начале второго семестра четвертого курса. Защита курсовой работы проводится в мае, до начала экзаменационной сессии. В случае неудачной защиты, преподаватель назначает срок повторной защиты.

Студенты заочной формы обучения планируют подготовку курсовой работы самостоятельно, руководствуясь тем, что к началу сессии, в которой предусмотрена защита курсовой работы «Реструктуризация предприятий сервиса», она должна быть проверена преподавателем и допущена к защите. Поэтому студент-заочник сам планирует время подготовки курсовой работы и перед сессией сдает его на кафедру.

Студенты оной группы, предоставившие одинаковые по содержанию и практическим расчетам курсовые работы не допускаются к их защите и получают оценку «неудовлетворительно». Таким студентам дается новая тема курсовой работы и назначается новый срок ее защиты в дополнительную сессию, которая проводится в Санкт-Петербурге.

4. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

Основное содержание курсовой работы представляется пояснительной запиской, которая должна отвечать теме и задачам выданного преподавателем задания, включать исследования соответствующих теоретических вопросов темы, сделанные студентом необходимые технико-экономические расчеты и выводы, а также авторскую программу реструктуризации реального (действующего) или виртуального (воображаемого) предприятия сервиса.

Примерное содержание пояснительной записки может быть таким:

I раздел (общий теоретический) – раскрывает суть и содержание ключевых слов (понятий) темы – объем 3-5 м.п.л.

II раздел (конкретно-теоретический) – рассматривает основные теоретические вопросы всей темы – объем 8-10 м.п.с.

III раздел (проектный) – на примере реального (действующего) или виртуального (воображаемого) предприятия сервиса студент делает необходимые технико-экономические расчеты и предлагает (обосновывает) свой план общей или конкретной реструктуризации – объем 10-15 м.п.с.

Данное содержание является примерным и в зависимости от темы и подхода автора курсовой работы может быть изменено как по структуре, так и по объему.

При пользовании литературой студент должен критически оценивать материал, выбирать самое главное, что относится к программе курса «Реструктуризация предприятий сервиса». Необходимо помнить, что сфера сервиса динамично развивается, постоянно обновляются технологии организации и обслуживания, нормативно-законодательная база процессов реструктуризации совершенствуется, изменяются условия рыночной экономики.

Студенты самостоятельно анализируют необходимые технико-экономические показатели выбранного ими предприятия, для чего должен твердо знать определения, правила и порядок расчета этих показателей. Полезно также ознакомится с особенностями товара (услуги), технологией его изготовления с целью четкого определения требующихся для производства ресурсов.

Пользуясь методическими материалами (формулами и методиками расчета основных параметров), полученными при изучении курсов «Экономика предприятия сервиса», «Планирование на предприятии сервиса», «Антикризисное управление на предприятиях сервиса», студенты выполняют необходимые расчеты и обосновывают мероприятия программы реструктуризации выбранного ими предприятия.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Выполняя курсовую работу, студент сам определяет предприятие (действующее или воображаемое), для которого и разрабатывает программу реструктуризации. При этом в своих расчетах и обоснованиях он должен опираться на определенные характеристики и технико-экономические показатели функционирования этого предприятия, среди которых:

– наименование предприятия;

– местонахождение;

– организационно-правовая форма, форма собственности;

– величина уставного капитала;

– численность основного и вспомогательного персонала;

– основные виды деятельности и основные виды выпускаемой продукции (оказываемых услуг), общая характеристика ассортимента выпускаемой продукции (услуг) с указанием основных наименований;

– мощности предприятия, их загруженность и объем продаж по продуктовому ассортименту;

– наличие в собственности земельного участка;

– пообъектная характеристика основных фондов (стоимости, возрастного состава, степени износа);

– основные финансовые показатели эффективности деятельности предприятия: прибыль, рентабельность, затраты, себестоимость, ликвидность баланса, состояние дебиторской задолженности (объемы по спросам образования), состояние кредиторской задолженности (объемы по срокам образования);

– среднемесячная заработная плата (по различным категориям персонала).

Студент, разрабатывающий программу реструктуризации, вправе расширять и видоизменять вышеприведенный перечень в зависимости от предполагаемого масштаба и направлений реструктуризации. Формулы и методики расчета необходимых для программы показателей имеются в учебниках и учебных пособиях по специальности, а также в методических указаниях «Экономика сферы сервиса» (авторы И.Н. Гаврильчак, И.Ю. Левитина) «Планирование на предприятии» (автор Е.В. Ялунер) и других, имеющихся в фонде библиотеки СПбГУСЭ.

Помимо анализа вышеприведенных характеристик и показателей разработке программы реструктуризации предприятия должен предшествовать анализ товарных рынков. Применительно к этому анализу необходимо сделать упор на маркетинговый анализ, включающий комплексное рассмотрение:

– емкости рынков, на которых предприятие реализует свою продукцию, товары, услуги;

– направлений ассортиментной политики предприятия;

– ценовой политики предприятия;

– основных конкурентов предприятия на рынке.

Программа реструктуризации неосуществима, если не будут определены источники и механизмы ее финансирования, сроки и задачи реструктуризации предприятия.

Разрабатывая свою программу реструктуризации, студент должен четко представлять возможное участие в этой программе:

– федеральных органов исполнительной власти посредством процедур приватизации, банкротства, ликвидации;

– органов власти субъектов Федерации;

– местных органов исполнительной власти;

– исключительно самого предприятия;

– предприятия с привлечением средств бюджета и других источников.

Программа реструктуризации предприятия должна содержать следующие основные разделы:

– цели реструктуризации;

– направление реструктуризации;

– перечень направлений деятельности предприятия, реструктуризация которых осуществляется в соответствии с решениями федеральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов предприятия, кредиторов и инвесторов;

– порядок и критерии принятия решений о реструктуризации;

– способы реструктуризации;

– средства, необходимые для проведения реструктуризации и механизм финансирования;

– сроки реструктуризации;

– мероприятия по стимулированию реструктуризации предприятия;

– меры, обеспечивающие социальную защиту работников предприятия;

– порядок взаимодействия с местными органами власти в ходе реструктуризации предприятия;

– порядок взаимодействия со структурами предприятия, подлежащими реструктуризации;

– перечень нормативно-правовых документов, обеспечивающих тот или иной способ реструктуризации.

Важно отметить, что реструктуризация предприятий сервиса должна носить комплексный характер, то есть распространяться на изменение объемов и номенклатуры производимой продукции (оказываемых услуг) структуры активов и пассивов, используемых ресурсов, системы управления предприятием. Подготовка к реструктуризации должна быть многоэтапной и опираться на глубокий и объективный анализ всех сторон деятельности предприятии, учет всех факторов, препятствующих нормальной рентабельности производства, определение вариантов преобразований и оценку ожидаемых социально-экономических последствий.

6. ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЯ

Направление и характер реструктуризации зависят от ситуации, в которой находится предприятие. Исходной точкой для выработки направлений реструктуризации всегда является сложившаяся на предприятии финансово-экономическая ситуация. Она может быть различной, начиная с хорошего финансового положения и заканчивая экономической несостоятельностью и банкротством. В первом случае реструктуризация проводится с целью дальнейшего увеличения конкурентоспособности, во втором – с целью выживания, сохранения своей позиции на рынке. Надо помнить, что одну и ту же проблему можно решить разными средствами.

Анализ опыта реструктуризации показывает, что наиболее эффективными направлениями являются следующие:

Реструктуризация управления предприятием. Цель реструктуризации управления – разработка системы управления, направленной на достижение стратегических и тактических целей деятельности. Реформированию, как правило, подвергаются все структурные элементы системы управления: аппарат управления; механизм и процесс управления; средства, обеспечивающие процесс управления. Общие подходы к совершенствованию организационных структур управления, типичные для предприятий переходной экономики:

– рационализация распределения функций и задач на разных уровнях между службами и должностными лицами;

– совершенствование технологии выполнения управленческих работ по достижению конечных целей деятельности предприятия;

– исключение дублирования и параллелизма в работе структурных подразделений и отдельных работников;

– придание управленческому труду характера предпринимательской деятельности;

– сокращение числа уровней в организационной структуре управления;

– децентрализация управления за счет делегирования полномочий.

Реструктуризация финансов. К реструктуризации финансов прибегают в том случае, если важнейшие направления воздействия финансов на экономику предприятия – финансовое обеспечение, финансовое регулирование и финансовое стимулирование – не выполняют своих функций, что неудовлетворительно сказывается на финансовом положении предприятия и свидетельствует о низкой эффективности управления финансами.

Создаваемая система управления финансами должна содержать:

– четко сформулированные финансовые цели и критерии;

– ясную финансовую стратегию и средства ее реализации;

– технологию подготовки и принятия финансовых решений;

– информационное обеспечение процесса управления финансами;

– средства и методы обоснования финансового плана;

– механизм стимулирования финансовых планов;

– механизм управления издержками;

– систему анализа движения капитала;

– финансовый контроль за работой структурных подразделений.

Организационно-правовая реструктуризация. Она представляет собой изменения производственной структуры и правового статуса предприятий. Практически это направление реструктуризации реализуется путем организации хозрасчетных подразделений, создания на базе структурных подразделений филиалов и дочерних предприятий, выделения из состава предприятия структурных подразделений и единиц, а также путем организации концернов и холдингов.

Выделение структурных подразделений в самостоятельные предприятия экономически оправдано при наличии определенных условий.

Структурные подразделения должны:

– производить законченную продукцию, работы или услуги, которые могут быть свободно проданы не только родному предприятию, но и сторонним покупателям;

– обладать организационной обособленностью, что предполагает возможность территориального выделения, а также получения необходимых ресурсов и их учета;

– иметь возможность вести самостоятельную хозяйственную деятельность, что подтверждается бизнес-планом.

В рамках единого хозяйствующего субъекта структурное подразделение может получить следующий статус:

– бюджетного подразделения, работающего на принципах планово-бюджетного расчета;

– хозрасчетного подразделения, работающего на принципах хозяйственного расчета;

– арендного подразделения, работающего на принципах коммерческого расчета при наличии субсчета в финансово-расчетном центре, отчетности как юридического лица с закреплением за подразделением соответствующих производственных фондов, предоставлением права заключения договоров с контрагентами;

– филиала, имеющего расчетный счет в коммерческом банке;

– дочерней компании с соответствующими правами и обязанностями.

Реструктуризация организационно-правовой формы предприятия проводится на основе следующих принципов:

1. Регулирование внутренних отношений между головным предприятием и структурными подразделениями на контрактной основе.

2. Наличие синергического эффекта от децентрализации хозяйственной деятельности.

3. Установление для подразделений конкретной четкой миссии, разработанной на основе внутреннего предпринимательства и децентрализации ответственности.

4. Отсутствие промежуточных звеньев между высшим руководством материнской компании и подразделениями.

5. Наличие полной хозяйственной самостоятельности у подразделения.

6. Наличие гибкой системы разрешения конфликтов, возникающих между отдельными подразделениями, а также подразделениями и головным предприятием.

Имущественная реструктуризация. Это изменение объема и состава имущества предприятия. Необходимость этого направления реструктуризации объясняется, прежде всего, несоответствием спроса на выпускаемую предприятием продукцию его потенциальным возможностям.

Имущественная реструктуризация может осуществляться путем сдачи излишнего имущества в аренду, его отчуждения, а также консервации производственных мощностей предприятий. Выбор пути имущественных преобразований зависит от особенностей внутренней организации предприятия, а также от специфики внешней среды.

Наиболее простой и экономически оправданной представляется сдача имущества в аренду. В этом случае объект аренды (здания, сооружения, оборудования и др.) сохраняет работоспособность в процессе его производительной эксплуатации, а предприятие-арендодатель получает дополнительные доходы в виде арендной платы, что улучшает его финансовое положение. Однако это направление реструктуризации практически реализуется в том случае, если существует спрос на аренду имущества и есть возможность части имущества сдать в аренду.

При отсутствии этих условий экономически оправданным представляется отчуждение имущества. Отчуждение имущества – это переход права собственности или права полного хозяйственного владения от одного лица к другому. В отличие от аренды при отчуждении предприятие теряет право собственности или право владения, пользования и распоряжения, так как объект переходит в собственность другого субъекта хозяйствования. В результате отчуждения имущества предприятие, проводящее его реструктуризацию, получает доход в виде выручки от реализации лишнего имущества.

Сдача в аренду и отчуждение как формы имущественной реструктуризации практически могут использоваться при небольших оъемах излишнего имущества и, как правило, касаются отдельных элементов основных фондов.

Если же излишними оказываются имущественные комплексы, то экономически выгодно проводить их консервацию.

В зависимости от объекта следует различать консервацию предприятий и консервацию производственных мощностей.

Под консервацией предприятия понимается полная остановка его деятельности.

Под консервацией производственных мощностей понимается остановка отдельных производств и технологических линий, прекращение использования машин и оборудования, транспортных средств, а также вспомогательных сооружений.

В отличие от сдачи и отчуждения излишнего имущества консервация не приносит предприятию дополнительных доходов. Она требует соответствующих затрат, которые финансируются за счет собственных средств предприятия. Однако эти затраты значительно ниже расходов, связанных с содержанием неиспользуемого имущества.

Имущественная реструктуризация в любой форме, но особенно консервация, нередко требует изменения структуры управления и сокращение численности рабочих.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герхард П., Дьяков С., Андерсон Р. Реструктуризация крупных промышленных предприятий в Центральной и Восточной Европе: Практический анализ. Мировой банк, 1996.

2. Ильин А.И. Управление предприятием. – Мн., 1997.

3. Ильин А.И. Планирование на предприятии. – Мн., 2001.

4. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний: справ. пособие / под ред. И.И. Мазура. – М., 2000.

5. Тренев В.Н., Ириков В.А., Ильдеменов С.В. и др. Реструктуризация и реформирование предприятий: Методика и опыт. – М., 1998.

6. Уварова Г.В. Стратегия реструктуризации предприятий. – Мн., 1997.

8. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврильчак И.Н., Левитина И.Ю. Экономика сферы сервиса: метод. указ. по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса». – СПб.: Изд-во ИИГ «АКТиБ», 2002.

2. Ялунер Е.В. Планирование на предприятии: метод. указ. по выполнению курсовой работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии в сфере сервиса». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2005.

Гордиенко Геннадий Алексеевич

Гордиенко Яна Геннадьевна

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 080502.65 (060800)

«Экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)»

  Подп. к печати 27.08.2008г. Формат 60´84 1/16
Усл. печ. л. 0,59 Уч.-изд. л. 1,0 Тираж 1800 экз.
Изд. № 001 Заказ №1256  

РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849

Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России

Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.

СПб государственный университет сервиса и экономики

192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1

Наши рекомендации