Производственные кооперативы (артели). 3 страница
Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпринимательства, следует отметить пониженную ставку зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль (8%) для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям, и для страховых организаций, которыми не менее 50% страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных рисков малых предприятий.
В соответствии с Законом РСФСР от 20 декабря 1991 г. «Об инвестиционном налоговом кредите» малые предприятия имеют право получить инвестиционный налоговый кредит, под которым понимается отсрочка налогового платежа, предоставляемая органами государственной власти или налоговыми органами.
Из всего этого можно сделать вывод, что малые предприятия имеют довольно существенные налоговые льготы, что, естественно, способствует развитию малого предпринимательства.
4.4. КОНЦЕНТРАЦИЯ И МОНОПОЛИЗАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Давно известно, что концентрация и монополизация, как явления в экономике, тесно взаимосвязаны между собой. Но из этого не вытекает, что концентрация обязательно приводит к появлению предприятия-монополиста или группы предприятий-монополистов.
В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов. Этому, в частности, способствовало и то, что к концу 60-х годов на Западе сложилась целая система показателей статистики концентрации рыночной мощи, которые систематически публикуются в печати. Наибольшее значение и распространение получил такой показатель, как доля фиксированного числа предприятий. Например, согласно германскому антимонопольному законодательству, монопольное положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке, либо на 3 и менее предприятий — 1/2 общего оборота, либо на 5 и менее предприятий — свыше 2/3 оборота.
Аналогично поступают и во многих других странах. Например, в США в течение нескольких десятилетий применялся показатель: доля 4 крупнейших предприятий. Доля фиксированного числа предприятий имеет, однако, один недостаток. Этот показатель — дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. Поэтому за последние годы все большее распространение получает другой комплексный показатель — индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI).
В отечественной практике до недавнего времени использовался только один показатель статистики концентрации — доля отдельного предприятия на рынке продаж, что явно недостаточно. Использование зарубежного опыта в этом плане позволит обеспечить объективность при определении уровня концентрации, лучше знать структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.
Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г., является первым в истории России антимонопольным законодательным актом. В развитии экономики России этому закону отводится важная роль, поскольку без появления и развития конкуренции, ограничения и пресечения монополистической деятельности предприятий невозможен переход к рынку. Закон призван способствовать созданию благоприятных условий для конкурентной среды.
Для проведения антимонопольной политики, контроля за применением антимонопольного законодательства закон предусмотрел образование специальных органов исполнительной власти — Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений и наделил их рядом властных полномочий, в том числе давать нарушителям предписания и применять к ним различные виды санкций.
Нормы закона, запрещающие монополистическую деятельность, адресованы хозяйствующим субъектам (предпринимателям), занимающим доминирующее положение на товарном рынке. Поэтому ключевым для закона является понятие «хозяйствующий субъект — предприниматель, занимающий доминирующее положение на товарном рынке». В актах антимонопольного законодательства понятия «предприятие, занимающее доминирующее положение» и «предприятие-монополист» употребляются как синонимы.
В соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции для признания положения предприятия как доминирующего необходимо выявление двух условий — его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию. Если величина доли предприятия на рынке определенного товара не превышает 35%, то его положение не может быть признано доминирующим.
В дальнейшем был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Согласно этому закону ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Наиболее важным нововведением является уточнение критериев, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка (раньше было 35% и более). Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка, тоже может быть признано монополистом, но для этого антимонопольные органы должны доказать, что имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию. Таким образом, наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм.
Прежние 35% рынка, как и раньше, оставлены в качестве нижней планки, т.е. если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не может быть признано доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем, антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение, а за злоупотребление им.
Важным моментом в отечественной экономике следует признать тот факт, что оценка состояния концентрации на товарных рынках стала определяться по методологии, принятой во многих развитых странах. Она исчисляется по значениям коэффициентов концентрации (например, CR 3 — доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекса Герфиндаля—Гиршмана (HHI), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. HHI рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:
,
где Н - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);
- доля 1-го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).
Величина HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).
1. Нормальная концентрация CR 3 < 45%; HHI < 1000.
Вывод: неконцентрированный рынок.
2. Средняя степень концентрации: 45% < CR 3 < 70%;
1000 < HHI < 2000.
Вывод: умеренно концентрированный рынок.
3. Высокая степень концентрации: CR 3 > 70%, HHI > 2000.
Вывод: слабая конкурентная среда.*
* См.: Развитие конкуренции на рынках РФ (доклад ГКАП РФ)//Вопросы экономики. - 1995. -№ 11.
По результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку, оцениваются наличие и степень развитости конкуренции.
При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.
Другой важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели в отличие от отраслевых не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.
Для промышленности России характерна высокая степень концентрации производства, т.е. оно сосредоточено в основном на крупных предприятиях, о чем свидетельствуют данные, приведенные в табл. 4.1.
Число предприятий-монополистов, включенных в федеральный раздел государственного реестра объединений и предприятий-монополистов, составило: 1993 г. - 547, 1994 г. - 499, 1995 г.-487,1997 г.-265.
Наиболее монополизированы такие отрасли, как черная металлургия, машиностроение и цветная металлургия.
Таблица 4.1
Предприятия, занимающие на рынке доминирующее положение в 1997 г*
Удельный вес, % | ||||
Число хозяйствующих субъектов** | в общем числе предприятий | объема производства их продукции в общем объеме производства | объема производства продукции, по которой хозяйствующие субъекты включены в Реестр, в общем объеме их производства | |
Вся промышленность | 1,3 | 16,7 | 25,7 | |
в том числе: | ||||
топливная | 1,5 | 5,9 | 3,9 | |
черная металлургия | 10,9 | 67,9 | 12,6 | |
цветная металлургия | 5,9 | 32,0 | 19,7 | |
химическая и нефтехимическая (без химико-фармацевтической промышленности) | 7,1 | 25,8 | 20,7 | |
машиностроение и металлообработка (без промышленности медицинской техники) | 2,6 | 28,2 | 49,5 | |
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 0,3 | 8.1 | 19,1 | |
промышленность строительных материалов | 0,2 | 2,2 | 76,3 | |
легкая | 0,1 | 0,3 | 7,8 | |
пищевая | 0,2 | 0,6 | 48,9 |
* Промышленность России: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 1998.
** Согласно Реестру хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Однако исследования, проведенные ГКАП, показывают, что реальная ситуация не столь однородна. Монополии национального масштаба, т.е. предприятии, представленных на том или ином товарном рынке России в единственном числе, относительно немного, и основном это так называемые «технологические монополии»: оборонный комплекс, трубопроводный транспорт, почта и др.
Болеехарактерны для экономики страны другие модели:
• локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Примером могут служить предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции или по обслуживанию населения в отдельных районах страны, которые занимают монопольное положение;
• олигополия - наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение (например, производство легковых автомобилей);
• наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров (например, концерн «Газпром»);
• деконцентрированные отрасли (например, розничная торговля) и рынки (например, рынки банковских, страховых услуг, рынки бытовой и офисной мебели и др.).
Однако степень концентрации производства на внутреннем рынке не является единственным критерием, определяющим состояние конкурентной среды. В условиях либерализации внешней торговли все большую роль начинают играть экспортно-импортные операции, их характер и масштабы.
Действующее антимонопольное законодательство в России, естественно, еще далеко от совершенства и, по сути, только формируется. Его недостатки:
не разработана целостная система объективных показателей статистики концентрации производства с учетом накопленного опыта ведущих капиталистических стран.
недостаточны штрафные санкции за нарушение антимонопольного законодательства;
нет четкой ясности, что делать с предприятиями-монополистами и как выводить их из этого состояния;
неясность в понимании рынка продаж в региональном аспекте для предприятий, выпускающих различную продукцию, что не дает возможности объективно определить, является ли то или иное предприятие монополистом;
не учтен в достаточной степени опыт капиталистических стран в области антимонопольного законодательства.
Создание и использование совершенного и действенного антимонопольного законодательства в России являются основой для здоровой конкуренции и способствуют повышению эффективности функционирования субъектов рыночной экономики.
4.5. КОНЦЕНТРАЦИЯ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Диверсификация производства — одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.
Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.
В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Например, Лебединский ГОК (КМА) на основе диверсификации производства стал кроме железнорудного сырья производить щебень, колбасные и хлебобулочные изделия, чипсы, пиво и другую продукцию, не свойственную для данного предприятия. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.
В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.
Диверсификация производства способствует:
• большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;
• более полному использованию ресурсов предприятия;
• наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;
• проведению антимонопольной политики.
В России в связи с переходом на рыночные отношения многие промышленные предприятия оказались в сложном экономическом положении только из-за того, что своевременно не осуществили диверсификацию производства. Но из этого не следует делать вывод, что диверсификация является панацеей от всех бед.
Непродуманная и экономически не обоснованная диверсификация может еще в большей мере усугубить финансовое положение любого промышленного предприятия.
Диверсификация производства зависит от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для наших условий диверсификация производства наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.
Выводы
Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.
Развитие концентрации производства в рамках предприятия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому этот процесс на предприятии должен управляться с целью минимизации издержек на производство и реализацию продукции.
В современных условиях для многих предприятий наиболее прогрессивной является развитие концентрации на основе комбинирования и диверсификации производства.
Развитие концентрации тесно связано с монополизацией производства, поэтому государство должно проводить действенную политику с целью недопущения появления предприятий-монополистов.
Контрольные вопросы
1. Каковы сущность концентрации производства, ее преимущества и недостатки?
2. Каковы формы и показатели уровня концентрации производства?
3. Какие существуют в отечественной и зарубежной науке и практике методы определения оптимального или минимального размера предприятия?
4. Каковы основные критерии отнесения предприятия к категории «малое»?
5. Какова роль малого бизнеса в экономике страны?
6. Какова система государственной поддержки развития малого бизнеса в России?
ГЛАВА 5 СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, КООПЕРИРОВАНИЕ И КОМБИНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
5.1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КООПЕРИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. В промышленности частное разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой.
Единичное разделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.
В промышленности различают следующие формы специализации:
предметная специализация. Ее сущность заключается в том, что предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т.п.);
подетальная специализация. В этом случае предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализации может служить подшипниковый, карбюраторный и другие подобные им заводы;
стадийная, или технологическая, специализация. При такой форме предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, прядильные фабрики, изготавливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;
специализация вспомогательных производств. К такой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняющие ремонтные работы.
В зависимости от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию.
Высшей ступенью является межгосударственная специализация, т.е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья. Особенно актуально для России развитие специализации в рамках дальнего зарубежья, так как она слабо развита и на данном этапе более эффективна для нашего государства.
Дляхарактеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:
• коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;
• коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
• коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;
• широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.
Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве.
Кооперирование — это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.
В соответствии с формами специализации в промышленности различают триформы кооперирования:
предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;
подетальное кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);
технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).
Основным показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.
Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.
В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующиевиды связей по кооперированиюмежду промышленными предприятиями:
внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;
межрайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;
внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли, имежотраслевые — при кооперировании заводов разных отраслей.
С точки зрения приближения поставщиков к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины — сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.
5.2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И КООПЕРИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Развитие специализации и кооперирования оказывает самое существенное воздействие на эффективность общественного производства и отдельного предприятия в силу следующих обстоятельств:
• специализация является основой для механизации и автоматизации производства;
• на специализированных предприятиях, как правило, выше качество продукции, нежели если бы эта продукция выпускалась на неспециализированных предприятиях;
• на специализированных предприятиях больше возможностей для применения более производительной техники и технологии и наиболее эффективного их использования;
• специализация позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования более квалифицированной рабочей силы и концентрации производства;
• развитие специализации обусловливает необходимость объективного развития стандартизации и унификации производства;
• специализация позволяет даже на мелких предприятиях механизировать и автоматизировать производство и обеспечить высокую эффективность.
Экономический эффект (Э) от развития специализации и кооперирования можно определить по формуле
,
где С1, С2 —себестоимость единицы продукции до и после специализации;
Зтр1 Зтр2 — транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации;
V2 — объем выпуска продукции после специализации;
Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
DК — дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации производства;
DП — дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации производства.
Развитие специализации и кооперирования производства приносит не только положительный эффект, но и отрицательный.
К недостаткам специализации и кооперирования следует прежде всего отнести следующие моменты:
• рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;
• монотонность в работе, поэтому в этом случае необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника.
Все вышеперечисленные положительные и отрицательные стороны необходимо учитывать при планировании и развитии специализации и кооперирования с целью нахождения оптимального варианта.
5.3. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ КОМБИНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Комбинирование производства представляет процесс выпуска разнородной продукции на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья, комплексного использования сырья и отходов производства.
Различают три основныеформы комбинирования, основанные:
• на последовательном выполнении технологических стадий обработки сырья (металлургический комбинат, на котором осуществляются такие технологические стадии обработки, как «железная руда — чугун — сталь — прокат»);
• на использовании отходов производства (сочетание цветной металлургии с химической промышленностью путем использования отходов, возникающих при переработке руды (сернистого ангидрида) для производства серы);
• на комплексном использовании сырья, материалов, энергии и отходов. Примером этой формы комбинирования могут служить: нефтехимические комбинаты, в которых осуществляются комплексная химическая переработка нефти и попутных газов, нефтедобыча и нефтепереработка для производства синтетических материалов; железорудные горно-обогатительные комбинаты, на которых кроме добычи и обогащения кварцитов используются вскрышные породы для выпуска самой различной продукции — щебня, цемента, кирпича, мела и других строительных материалов.
Развитие комбинирования на отдельных предприятиях зависит в первую очередь от их специфики.
Для определенияуровня развития комбинирования на предприятии могут быть использованы следующиепоказатели:
• доля продукции, полученной в результате комбинирования производства, в общем объеме выпускаемой продукции по предприятию;
• степень извлечения полезных компонентов из исходного сырья;
• степень использования отходов производства на предприятии, которая определяется отношением количества используемых отходов к их общему количеству;
• количество наименований побочной продукции, производимой на предприятии за счет комбинирования производства.
Для анализа уровня комбинирования могут быть использованы и другие показатели.
5.4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМБИНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Комбинирование с экономических позиций представляет одну из самых прогрессивных форм концентрации и организации промышленного производства, так как позволяет наиболее полно использовать все ресурсы предприятия. С экономических позицийкомбинирование производствапозволяет:
• расширить сырьевую базу промышленности;
• снизить материалоемкость продукции за счет комплексного использования сырья, отходов производства и осуществления непрерывности технологического процесса;
• снизить транспортные расходы;
• более эффективно использовать основные производственные фонды и производственные мощности предприятия;
• сократить длительность производственного цикла;
• сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей промышленности;
• уменьшить производственные отходы и тем самым оказывать благотворное влияние на природную среду;
• развивать концентрацию производства и получать выгоды от эффекта масштабности и др.
Все вышеперечисленное можно формализовать и получить математическое выражение для определения экономического эффекта от комбинирования производства.