Пути улучшения использования оборотных средств

Различают источники и пути экономии материальных ресурсов.

Источники показывают, за счет чего может быть достигнута экономия.

Пути показывают каким образом и при каких мероприятиях может быть достигнута экономия. Резервы – это неиспользованные возможности улучшения использования материальных ресурсов. Резервы экономии материальных ресурсов:

-народно-хозяйственные – установление прогрессивных, народно-хозяйственных пропорций в отраслевой структуре; совершенствование структуры топливно-энергетического комплекса; совершенствование хозяйственного механизма.

-межотраслевые – внедрение новых эффективных способов и систем разработки месторождений, полезных ископаемых, прогрессивные технологии их добычи, а также обогащения и переработки, развитие специализации, кооперации и комбинирования производства, создание предприятий различных форм собственности, повышение качества сырья, ускорение развития производства наиболее эффективных видов сырья и материалов.

-внутрипроизводственные – внедрение современной техники и технологии, а также организации производства, создание совершенных типов и моделей изделия, повышение качества продукции, применение экономичных видов сырья и использование вторичных видов ресурсов, повышение мастерства и квалификации работников, сокращение непроизводительных потерь рабочего времени.

Тема6.Система планирование деятельности предприятия.

1.Система планирования на предприятии.

2.Стратегическое планирование.

3.Тактическое планирование.

4.Бизнес-планирование.

Система планирования деятельности предприятия.

Процесс управления предприятием – это сложная функция, состоящая из:

1.планирования и прогнозирования,

2.организации,

3.координации и регулирования,

4.контроля деятельности,

6.анализа,

7.активизации и стимулирования работы предприятия.

Планирование существует во всех странах.

По содержанию и форме правления различают следующие формы планирования и виды планов:

1.С точки зрения обязательности плановых заданий:

-директивное планирование – процесс принятия решений имеющих обязательный характер для объекта планирования,

-индикативное (применяется во всем мире) – это планирование рекомендательного или направляющего характера, хотя оно может содержать и несколько обязательных заданий в нем.

2.В зависимости от срока, на который составляется план и степени детализации плановых отчетов:

-долгосрочное (перспективное) больше 5 лет,

-среднесрочное 1 – 5 лет,

-текущее планирование (до 1 года).

3.По содержанию плановых заданий:

-стратегическое – ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления планирования,

-тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей предприятия,

-оперативно-календарное – завершающий этап в планировании хозяйственной деятельности фирмы, конкретизирует показатели тактического плана,

-бизнес-планирование – оценка целесообразности внедрения того или иного мероприятия.

4.Могут выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные так и второстепенные аспекты. Так можно классифицировать планирование по следующим критериям:

1.По степени охвата:

-общее планирование, т.е. планирование охватывающее все аспекты проблемы,

частичное планирование, охватывающее только определенные области или определенные параметры.

2.По объектам планирования:

-целевое планирование, планирование относящееся к определению стратегических и тактических целей деятельности фирмы.

-планирование средств,

-программное планирование, планирование действий.

3.по сферам планирования: планирование сбыта, производства, инвестиций, персонала, финансовых потоков.

4.По глубине планирования:

-агрегированное планирование – планирование ограниченное заданными контурами,

-детальное – подробные расчеты и описание объекта.

5.По координации частных планов во времени:

-последовательное,

-одновременное, параметры всех планов определяются одновременно.

6.По учету изменения данных:

-жесткое планирование,

-гибкое планирование.

7.По очередности во времени:

-упорядоченное, при котором по завершению одного плана разработанного другой,

-скользящие, по истечению определенного запланированного срока, план продлевается на следующий период,

-внеочередное – планирование осуществляется по мере необходимости.

Система планирования включает следующие элементы:

-плановый персонал, сформированный в организационную структуру,

-механизм планирования, совокупность средств и методов планирования,

-процесс обоснования, принятия, реализации плановых решений,

-средства, обеспечивающие процесс планирование (информационное обеспечение, техническое обеспечение, программное обеспечение).

Внутрифирменное планирование как составная часть процесса управления предприятием может иметь следующие организационные формы:

-с централизованными функциями планирования,

-с децентрализованными функциями планирования.

При первом планировании руководства создается специальная служба планирования ОП, которая подчиняется директору.

При втором планировании осуществляется на всех уровнях организации структуры управления ПЭО, в которые входят секторы, бюро и др.

Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование формирует систему целей функционирования предприятия и объединяет усилия количества по ее достижению. Задача этого планирования обеспечить нововведения необходимые для жизнедеятельности предприятия. Оно включает:

-распределение резервов,

-адаптацию к внешней среде,

-координацию и регулирование хозяйственных процессов,

-организационные изменения.

Этапы стратегического планирования

1.Определение миссии предприятия,

2.Формулировка целей и задач функционирования предприятия,

3.Анализ и оценка внешней среды,

4.Анализ и оценка внутренней среды,

5.Переработка и анализ стратегических альтернатив,

6.Выбор стратегии.

Особенности стратегического планирования:

1.Должно дополняться текущим планированием,

2.Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства,

3.Годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно в тесной связи с разработкой тактического плана.

4.Большинство западных компаний считает, что механизм стратегического планирования несовершенный.

Преимущества стратегического планирования: большая обоснованность плановых заданий и большая вероятность реализации планируемых критериев развития событий.

Недостатки:

1.Не дает детального описания будущего,

2.Не имеет четкого алгаритма составления и реализация плана,

3.Требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным, технико-экономическим планированием.

4.Негативное его последствие более серьезнее чем перспективного планирования.

Механизмы стратегического планирования несовершенны.

Основа стратегического планирования – выбор стратегии. Выделяют обычно 4 стратегические альтернативы, позволяющие выяснить причины, почему фирма принимает одну стратегию, а не другую.

К ним относятся:

1.Стратегия «концентрированного роста» – стратегия развития продукта, усиление позиций на рынке, стратегия развития рынка.

2.Стратегия «интегрированного роста» – реализация ежегодного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Эта стратегия обратной вертикальной интеграции направленная на рост фирмы за счет приобретения контроля за поставщиками и стратегия предшествующей вертикальной интеграции, выражающейся в приобретении контроля за хозяйствующими субъектами, находящиеся между фирмой и конечными потребителями.

3.Стратегия «диверсифицированного роста» – реализуется в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом данной отрасли. Эта стратегия производства новых продуктов на базе существующего бизнеса. Это стратегия роста на существующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей технологии отличной от используемой. Эта стратегия расширения фирмы за счет производства изделий технологически несвязанных с традиционно выпускаемым продуктом или реализуемым на новых рынках.

4.Стратегия сокращения оправдана в тех случаях, когда необходима реструктуризации после длительного периода роста или в связи с необходимостью изменения эффективности в период спада.

Выделяют в связи с этим:

-стратегию ликвидации,

-стратегию быстрого успеха,

-стратегию сокращения расходов,

-стратегию сокращения масштабов хозяйственной деятельности.

Однако предприятие может использовать одновременно несколько стратегий. Процесс выбора стратегий состоит из следующих этапов:

1.Оценка текущей стратегии,

2.Анализ портфеля продукции. Здесь выясняется как отдельные части бизнеса связаны между собой.

3.Этап выбора стратегии.

4.Оценка выбора стратегии (выясняется приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей),

5.Разработка стратегического плана по разделам: продукция, конкуренты, услуги, рынки, инновации, инвестиции.

6.Разрабтка бизнес-планов. Бизнес-план, составная часть стратегического плана. Различия заключаются в том, что бизнес-план содержание весь комплекс общих целей фирмы, а лишь некоторые четко ограниченные временные границы.

Тактическое планирование.

Тактическое планирование занимает промежуточное место между долгосрочным и краткосрочным оперативно календарным планированием. Тактическое планирование является средством реализации стратегических планов. Тактическое планирование представляет собой развернутую программу всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия направленную на выполнение стратегического плана.

Разделы тактического плана:

1.Экономическая эффективность производства. В нем рассматриваются пути повышения эффективности за счет рационального использования материальных, трудовых и финансовых результатов предприятия.

2.Нормы и нормативы. В нем приводятся технически обоснованные нормы и нормативы расхода ресурсов.

3.План производства и реализации. Определяется оптимальный объем производства в натуральном и стоимостном выражении, остатки продукции, баланс производственной мощности.

4.План материально-технического обеспечения. Определяется потребность предприятия в ресурсах.

5.План по персоналу и оплате труда. Рассчитываются средства на оплату труда, численность работающих всего и по категориям.

6.План по издержкам производства, прибыли и рентабельности.

7.План инноваций – техническое, инновационное развитие предприятия.

8.План инвестиций и капитального строительства.

9.План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

10.План социального развития коллектива.

11.План по фондам специального назначения (фонды потребления, накопления, финансовый резерв, дивидендный фонд и др.).

12.Финансовый план – баланс доходов и расходов.

Бизнес-планирование.

Бизнес-план – это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели деятельности предприятия в будущем. Он основывается на следующим принципах:

-принцип единства,

-участия,

-непрерывности,

-гибкости

-точности,

-творческого подхода,

-много вариантности.

Разделы бизнес-плана:

1.Резюме – отражают основную идею, выводы, результаты и суть бизнес-плана.

2.Характеристика предприятия и стратегии его развития.

3.Описание продукции или услуг.

4.Анализ рынков сбыта или стратегия маркетинга.

5.Производственный план.

6.Организационный план.

7.План реализации проекта.

8.План инвестиций.

9.Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.

10.Показатели эффективности проекта.

11.Юридический план.

12.Информация о разработке бизнес-плана.

13.Приложение. Отражаются все дополняющие основные разделы , материалы.

Тема 7. Производственная программа предприятия.

1.Значение производственной программы.

2.Структура и показатели производственной программы.

3.Расчет производственной мощности.

4.Методика составления производственной программы.

Наши рекомендации