Хотят ли нижегородские студенты работать за границей?
В ходе нашего исследования было определено, что из всех участников исследования 47% работают помимо учебы, а 61% определяет свое материальное положение как среднее или ниже среднего.
Таблица 6.3
Трудовая занятость студентов,%
Совмещают учебу и работу | |
Не работают |
Однако стоит отметить, что 43% студентов вообще не задумывались о работе за рубежом, 38% не ставят перед собой такой цели и только 18% ответивших хотят работать за рубежом. Притом, что более высокие [Z17] оплаты труда и привлекательная социальная среда – основные отличия жизни за границей, по мнению россиян[6]. Т.е. получение работы за рубежом может стать отличным шансом для улучшения своего благополучия.
Рис. 6.3 Ставите ли Вы себе цель работать за рубежом, %
Большее число тех, кто еще не задумывался о возможности работы в другой стране можно объяснить тем, что современной молодежи сейчас не присуща такая черта как прагматизм: они выбирают обучение, т.к. это недалекое будущее, а работа – это уже долгосрочные планы. Во взглядах молодого поколения отражается социальная реальность – они в большей степени подвержены всем изменениям, происходящим в обществе. Неуверенность в завтрашнем дне и постоянно меняющиеся условия рынка труда являются основными критериями «неопределенности» студентов.
Второй вариант понимая ситуации, сложившейся ситуации, можно определить влиянием родственных связей и низкими, по сравнению с западными странами, подоходными налогами (в странах Европы значение колеблется от 20 до 50%). По прибытии в другую страну молодому специалисту поначалу будет трудно адаптироваться к новым условиям проживания и труда[Z18] . В то время как на родине уже заложен фундамент развития профессиональной деятельности: образование, знание особенностей рынка труда и, возможно, наличие полезных связей для дальнейшего построения карьеры и карьерного роста. Важно учесть, что сейчас государство старается не допустить утечки кадров за границу и всячески поддерживает и привлекает иностранные инвестиции в российскую экономику. В будущем, следует уделить исследованию влияния данных факторов на трудовую миграцию рабочей силы и профессиональную ориентацию молодых специалистов.
Мы решили рассмотреть, как наличие занятости может повлиять на распределение взглядов. Выяснилось, что этот фактор практически не оказал заметного влияния на выбор занятых студентов, а вот ответы неработающих студентов заметно отклонились от ответов общей массы студентов:
Таблица 6.4
Влияние занятости студентов на возможность работы за рубежом, %
Ставите ли Вы себе цель работать за рубежом? | Работающие | Неработающие |
да | ||
на данный момент не знаю | ||
нет |
да | нет | |
да | ||
на данный момент не знаю | ||
нет |
Исходя из результатов полученных ранее, мы решили рассмотреть еще один аспект, близкий по смыслу к данному и получили весьма интересные и в некоторой степени противоречивые данные:
Таблица 6.5
Соотношение занятости и желания жить или работать за границей, %
Насколько Вы оцениваете свои шансы и своё желание жить и работать за рубежом? | Работаете ли вы помимо учебы? | |
да | нет | |
при первой же возможности уеду за границу | ||
положительно отношусь к вероятности отъезда | ||
при любых обстоятельствах останусь на родине | ||
не думал об этом |
Как видно из таблицы уже 63% работающих студентов положительно рассматривают свое желание и возможность жить вне нашей страны. Такое же мнение имеет и 51% не трудоустроенных студентов. Что повлияло на такое заметное изменение в ответах на сходные вопросы, мы не можем точно сказать из-за нехватки данных полученных в ходе опроса. Но стоит предположить, что при оценке своего желания жить и работать за границей, студенты рассматривали такой вариант развития событий, в котором студенты уже будут иметь свою семью, работу и постоянный доход, т.е. будет иметься некий жизненный опыт и определенность, нежели сейчас.
Также стоит обратить внимание на то, что курс, на котором обучаются студенты, отразился на тенденции выбора ответа «нет» на данный вопрос. Из диаграммы видно, что чем ближе к окончанию университета, тем больше процент ответивших именно так:
Рис. 6.4Соотношение курса и желания жить или работать за границей, %
Можно предположить, что мнения нижегородских студентов сложились, таким образом, еще и потому, что они негативно оценивают современный институт образования.
По итогам проведенного опроса, выяснилось, что 53% студентов, согласны с утверждением, что институт образования в России требует реформ и 50% считают нужным перенять опыт западных стран в сфере образования. Т.е. студенты нижегородских ВУЗов рассматривают зарубежное образование как более компетентное по сравнению с российским. Это отразилось и на оценке перспектив трудоустройства с российским образованием за границей и иностранным образованием в РФ. Тенденции изменения оценок наглядно отражены в диаграмме:
Рис. 6.5Перспективы трудоустройства с российским и зарубежным образованием, %
Т.е. студенты не ставят себе цели работать за рубежом, по причине того, что качество знаний, полученных по окончании российских ВУЗов ниже, чем по окончании зарубежных. Поэтому перспектива занятости в экономике другого государства с российским дипломом может рассматривается участниками опроса как не интересная или нереальная.
Несмотря на скорее отрицательные оценки отечественной образовательной системы, студенты отмечают важность полученного образования для будущих работодателей. В связи с этим мы решили посчитать коэффициент важности по таблице:
Таблица 6.6