Характеристика сферы реализации подпрограммы,. Описание основных проблем в указанной сфере
Описание основных проблем в указанной сфере
И прогноз ее развития
Развитие конкурентной среды на товарных рынках, как и повышение кон-
курентоспособности в Республике Коми в целом, является одной из основных
задач социально-экономического развития Республики Коми, определенных
Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период
до 2020 года. Конкуренция как одна из фундаментальных составляющих ры-
ночной экономики служит предпосылкой, условием и фактором общественного
прогресса.
Конкурентная среда региона определяется как наличием тех или иных
конкурентоспособных видов экономической деятельности, или их сегментов,
так и способностью органов власти региона создать условия региональным ор-
ганизациям для достижения и удержания конкурентного преимущества в опре-
деленных областях.
Развитая конкурентная среда обеспечивает сочетание конкурентоспособ-
ного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических инте-
ресов потребителей, установление минимально возможных рыночных цен,
обеспечивающих вместе с тем долгосрочную финансовую стабильность наибо-
лее эффективных организаций.
В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующих субъектов
появляются возможность и стимулы к сознательному, устойчивому и значимо-
му ограничению производства и торговли. В таких случаях появляется необхо-
димость использовать как защитные меры (антимонопольное регулирование),
так и меры, направленные на развитие конкурентной среды.
К особенностям Республики Коми, сдерживающим развитие конкурен-
ции, оказывающим отрицательное влияние на состояние конкурентной среды
на рынках и на хозяйственное положение продавцов и покупателей, относятся:
географическое положение, обусловленное большой территорией - 416,8
тыс. кв. км (2,4 процента территории Российской Федерации), 74,6 процента
которой составляют леса, 1,5 процента территории находится под водой, 1,0
процента - сельскохозяйственные угодья, 9,8 процента - болота, 12,6 процента -
прочие земли;
низкая плотность населения (большая территория при незначительной
численности населения, число жителей на 1 кв.км - 2,1 человека);
сокращение _______численности населения Республики Коми за счет миграцион-
ного оттока;
недостаточность трудовых ресурсов, территориальные и профессиональ-
ные диспропорции спроса и предложения;
суровые климатические условия (на большей части территории умерен-
но-континентальный с продолжительной зимой и коротким прохладным ле-
том);
ограниченность транспортных коммуникаций, а именно низкая плотность
сети автомобильных дорог;
значительное количество труднодоступных, отдаленных и малонаселен-
ных сельских населенных пунктов.
Уровень развития и состояния конкурентной среды в республике значи-
тельно отличается в зависимости от сектора экономики или рынка, что связано
с различными условиями функционирования, историей и этапом развития, це-
новой ситуацией и ее изменениями и множеством других значимых факторов.
В рамках Программы мер по развитию конкуренции на 2010-2012 годы
был проведен анализ конкурентной среды на ключевых товарных рынках, вы-
явлен ряд тенденций, характерных и для других регионов Российской Федера-
ции и требующих специальных мер регулирования.
Выбор сфер деятельности обусловлен их значимостью для экономики
республики в целом, а также остротой текущих проблем связанных с конку-
рентной средой.
В частности, такими сферами деятельности были определены:
агропродовольственный рынок;
розничная торговля;
розничная реализация нефтепродуктов;
информационно-коммуникационные технологии и связь;
жилищно-коммунальный комплекс;
пассажирские городские и междугородные перевозки;
фармацевтический рынок;
рынок медицинских услуг;
строительный рынок.
Перечень сфер деятельности не является исчерпывающим и будет кор-
ректироваться по мере реализации мер по развитию конкуренции, в том числе
на основе практики применения антимонопольного законодательства и регу-
лярного анализа рынков, проводимого Министерством экономического разви-
тия Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, а также
на основе предложений иных федеральных органов исполнительной власти, ор-
ганов исполнительной власти Республики Коми.
Несмотря на принимаемые Правительством Республики Коми меры, кон-
курентная среда в Республике Коми остается недостаточно развитой, что выра-
жается, в частности, в следующих проблемах, требующих решения:
количество процедур, а также время для их прохождения, по доступу к
ресурсам, необходимым для предпринимательской деятельности, остается
большим;
финансовые затраты на доступ к ресурсам остаются высокими;
стоимость ресурсов является высокой, что сказывается на цене товаров и
услуг и ведет к потере конкурентных преимуществ;
наличие излишних административных барьеров и недостаточная инфор-
мационная открытость органов государственной власти негативно воздейству-
ют на конкурентную среду и снижают конкурентоспособность отдельных про-
изводителей;
недостаточный уровень безопасности ведения предпринимательской дея-
тельности и несовершенство нормативно-правовой базы ослабляют состяза-
тельность хозяйствующих субъектов.
Развитие конкурентной среды, способное активизировать внутренний по-
тенциал бизнеса на различных рынках и комплексное инновационное развитие
экономики Республики Коми, в конечном итоге позволит повысить занятость,
доходы, жизненный уровень и качество жизни населения Республики Коми.
В рамках формирования конкурентной политики в Республике Коми
большое внимание уделяется вопросам государственного регулирования торго-
вой деятельности.
Торговля относится к инфраструктурным видам экономической деятель-
ности, которые присутствуют во всех сферах экономики вне зависимости от
специализации. Фундаментом для развития розничной торговли является пла-
тежеспособный спрос и потребительская активность населения.
В сфере торговли осуществляют свою деятельность порядка 10 тысяч ин-
дивидуальных предпринимателей и 5 тысяч юридических лиц, из которых 4,8
тысячи относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Насчи-
тывается около 6 тысяч объектов торговли, 485 объектов общественного пита-
ния и 520 объектов бытового обслуживания населения.
Структура сети общественного питания показывает, что наиболее рас-
пространенными видами объектов общественного питания являются кафе. Их
доля составляет 36,3 процента от общего числа объектов и 41 процент от обще-
го числа посадочных мест. Широкое распространение получили также закусоч-
ные, удельный вес которых приближается к 21 проценту от общего количества
объектов. Доля ресторанов невелика и составляет 6 процентов всей сети обще-
ственного питания. На каждые 10 тысяч человек населения Республики Коми
приходится около 5 объектов общественного питания.
Розничная торговля в своем развитии имеет свои особенности и факторы
успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью
конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых услуг. Чем больше
сопутствующих услуг готова представить торговая сеть, тем выше её привлека-
тельность у населения и конкурентоспособность на рынке.
Так, например, доля магазинов самообслуживания, имеющих широкий
ассортимент, один или более прилавков свежей продукции и предлагающих
дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, пар-
ковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий), в общем обороте
розничной торговли в наиболее развитых странах превосходит 70 процентов. В
мировой практике к таким форматам относят: гипермаркеты, супермаркеты,
магазины «Кэш & Керри» и дискаунтеры (реализующие товары населению
мелкими партиями по оптовым ценам).
В России доля магазинов современных форматов составляет 34 процента.
Увеличение конкуренции закономерно привело к укрупнению организаций,
осуществляющих розничную торговлю, и их объединению под единым управ-
лением. В Республике Коми торговые сети формируют порядка 25 процентов
оборота розничной торговли торгующих организаций.
Отсутствие дорог, современных _______типов торговых структур, особенно в оп-
товом звене (распределительные и логистические центры и так далее), склад-
ских площадей, отвечающих международным стандартам качества, а также
низкотемпературных холодильников являются определяющими факторами раз-
вития торговой инфраструктуры не только в Республике Коми, но и в целом в
Российской Федерации.
В Республике Коми в структуре продаж доля крупных и средних органи-
заций составляет 34 процента, малых и микропредприятий - 36 процентов, ин-
дивидуальных предпринимателей - 48 процентов.
Малый и средний бизнес играет важную роль в экономике и занятости в
сфере торговли зарубежных стран. Малые и средние предприятия обычно со-
ставляют около 99 процентов всех компаний, предоставляют около 50 процен-
тов рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.
В Республике Коми среди организаций торговли существенная доля в
формировании оборота розничной торговли также принадлежит субъектам ма-
лого и среднего предпринимательства и составляет порядка 70 процентов.
Увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства, ко-
торым достаточно сложно обеспечить получение заемных средств на развитие
торговой деятельности, а, следовательно, перейти на качественно новый уро-
вень организации бизнеса, свидетельствует о достаточно благоприятных эко-
номических условиях для развития торгового бизнеса в Республике Коми.
В розничной торговле возрастает роль продаж через Интернет, но уро-
вень проникновения Интернет-торговли в Республике Коми еще очень низок,
что приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, од-
нообразному ассортименту.
Отсутствие дорог, современных типов торговых структур, особенно в оп-
товом звене (распределительные и логистические центры и так далее), склад-
ских площадей, отвечающих международным стандартам качества, а также
низкотемпературных холодильников являются определяющими факторами раз-
вития торговой инфраструктуры не только в Республике Коми, но и в целом в
Российской Федерации.
Фактическая обеспеченность торговой площадью на 1000 человек в це-
лом по республике, по оперативным данным, составляет 633,7 кв. м, в том чис-
ле в городах - 815 кв. м; в сельских населенных пунктах - 275 кв.м; в поселках
городского типа - 414,9 кв. м. При этом необходимо учитывать, что номиналь-
ный норматив обеспеченности торговыми площадями, рассчитанный по мето-
дике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
24 сентября 2010 года № 754 «Об утверждении Правил установления нормати-
вов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов»,
для Республики Коми составляет 545 кв. м.
Рыночные отношения внесли существенные изменения в структуру по-
требительского рынка и размещение сети организаций, в результате чего воз-
никла проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. Со-
храняется проблема неразвитой торговой инфраструктуры в отдаленных сель-
ских районах республики.
Если объекты торговли продовольственными товарами распределяются
по населенным пунктам достаточно равномерно, то в отношении торговых объ-
ектов с непродовольственными товарами складывается противоположная си-
туация. Именно на города приходится большинство торговых объектов, зани-
мающихся продажей автомобилей, запчастей, медикаментов, одежды, прочих
непродовольственных товаров.
В городах расположено 64 процента магазинов, павильонов, киосков, ап-
тек и 94 процента торговых центров. В среднем площадь торгового зала мага-
зинов, расположенных в городах, в 2 раза больше, чем площадь торгового зала
магазинов в сельских населенных пунктах.
В некоторых сельских населенных пунктах в Республике Коми открывать
торговые объекты нерентабельно в связи с малочисленностью проживающих
(до 10 человек), территориальной близостью к более крупным населенным
пунктам (до 2 - 5 километров).
В целях содействия улучшению торгового обслуживания населения, про-
живающего в труднодоступных или отдаленных сельских населенных пунктах,
осуществляется финансовая и организационная поддержка хозяйствующих
субъектов по возмещению части транспортных расходов по доставке товаров в
такие населенные пункты в Республике Коми. В 2009 году расширен перечень
хозяйствующих субъектов, потенциальных получателей названной поддержки,
что содействует развитию конкуренции среди торговых организаций, соответ-
ственно, снижению цен на товары для конечного потребителя, находящегося в
сельской местности.
В последние годы просматривается предпочтение потребителей в сторону
цивилизованных форм торговли. Так, оборот розничной торговли на 99 процен-
тов формируется в стационарной торговой сети организаций и индивидуальных
предпринимателей, доля розничных рынков составляет всего 1 процент. В фор-
мировании оборота розничной торговли доля розничных рынков неуклонно
снижалась с 22 процентов в 2000 году.
Таким образом, организации торговли ориентируются на современные
формы и методы торговли, соответствующие растущим требованиям населения
к качеству товаров, услуг и обслуживанию, выполняют важные экономические
и социальные функции, поддерживая необходимый уровень жизни населения.