Закон стоимости и его функции.
Бенджамин Франклин, а затем через 50 лет Адам Смит объяснили рыночный обмен на основе теории трудовой стоимости. Давид Рикардо уточнил содержание закона стоимости, сущность которого в том, что обмен товарами на рынке осуществляется в соответствии с общественно-необходимыми затратами труда (ОНЗТ) на их производство. То есть стоимость создается в производстве, а признается как общественно-необходимые затраты лишь на рынке.
При этом взаимодействуют три главных черты (требования) закона стоимости:
а) закон стоимости отвергает индивидуальные затраты на производство, а цена товара на рынке всегда ориентируется на ОНЗТ;
б) стоимость товара (величина ОНЗТ ни его производство) является центром притяжения цены;
в) цена товара отклоняется от его стоимости под воздействием закона спроса и предложения.
Колебания рыночных цен вокруг стоимости товара имеют три принципиальных варианта:
1) D = S - спрос и предложение на данный товар на данном рынке примерно равны, поэтому цена товара совпадает с его стоимостью;
2) D > S - спрос превышает предложение, и цена товара будет выше его стоимости (возникает конкуренция среди покупателей);
3) D < S - спрос меньше предложения, поэтому цена отклоняется вниз от стоимости, возникает конкуренция среди продавцов, которая создает экономическое давление на товаропроизводителя.
Закон стоимости рыночной экономики выполняет следующие функции:
1.Регулирующая функция состоит в том, что закон стоимости (через цены) регулирует объемы производства и продажи отдельных товаров, а вместе с тем структуру всего общественного производства, распределения средств производства и труда между отраслями. Происходит это регулирование через отклонение цен от стоимости товаров на рынке. Равенство спроса и предложения при данном уровне цен (рыночное равновесие) позволяет сохранять и стабильный объем производства. Если же спрос на товар будет меньше, чем его предложение, то цена будет ниже стоимости, а производство данного товара станет экономически невыгодным. Это ведет к сокращению производства невыгодного товара, к перемещению средств производства и рабочей силы в другие отрасли.
Наоборот, при превышении спроса над предложением цена товара будет выше его стоимости, что способствует расширению производства, притоку капитала, средств производства и рабочей силы в выгодные отрасли. В итоге структура общественного производства приводится в соответствие со структурой общественных потребностей, а точнее, с платежеспособным спросом населения на товары и услуги. Это обеспечивает бездефицитность экономики, предупреждает товарный голод, спекуляцию, обесценивание денег, снижение уровня потребления.
2. Стимулирующая функция закона состоит в его воздействии на снижение затрат на производство, повышение производительности труда, эффективности производства на базе внедрения достижений научно-технического прогресса. Цена товара колеблется вокруг средних ОНЗТ. Это означает, что рынок создает постоянное экономическое стимулирование товаропроизводителей, побуждает их к снижению индивидуальных затрат на производство товара (ниже ОНЗТ), что обеспечивает им устойчивое положение на рынке. Но для этого каждый товаропроизводитель должен повышать производительность труда, рационально использовать материально - технические ресурсы, повышать качество товаров на базе новой техники и технологии производства.
3. Закон стоимости дифференцирует товаропроизводителей, осуществляет социальное расслоение под влиянием рыночной конкуренции и отклонений индивидуальных затрат на производство товара от уровня ОНЗТ. Закон стоимости благоприятствует сочетанию мелкого, среднего и крупного производства, многообразию форм хозяйствования, но в ходе конкуренции слабые утрачивают хозяйственную самостоятельность, попадают в зависимость от более крупных и сильных