Порядок выполнения и оформления курсовой работы
Направление научных исследований в рамках курсовой работы определяет и утверждает кафедра ЭНГП (ОЭС). Одновременно с разработкой тем кафедра устанавливает основные сроки подготовки курсовой работы, которым необходимо следовать в процессе ее написания. Тема курсовой работы выбирается студентом . Выполнение работы начинается с подбора и изучения литературных источников.
При выборе темы нужно иметь в виду следующее:
- тема должна быть актуальной, то есть затрагивать важные в данное время проблемы жизни общества и объекта исследования;
- тему следует формулировать очень точно и содержательно. Из широкой проблемы нужно выделить конкретный, специфический вопрос, что далее поможет проработать тему глубже и применить в дипломном исследовании;
- в рамках одной студенческой группы темы курсовых работ не должны повторяться более двух раз, в случае повтора тем – объект исследования не должен дублироваться.
Важным элементом работы является выбор объекта исследования, в качестве которого, как правило, должно выступать предприятие АПК, на котором студент проходил производственную практику и с которым связана дальнейшая научно-исследовательская и дипломная работа.
После выбора студентом темы курсовой работы, руководитель выдает студенту специальное письменное задание на ее выполнение. Главное требование к студентам - необходимость соблюдения установленных нормативов и сроков выполнения, сдачи и защиты курсовой работы.
Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы курсовой работы. Первоначально с целью обзора имеющихся источников целесообразно обратиться к электронному каталогу библиотеки и электронным информационным ресурсам УГНТУ, что будет способствовать формированию общего представления о предмете исследования, выделить основные главы, подразделы будущей курсовой работы.
Предварительное ознакомление с источниками следует расценивать как первый этап работы над курсовой работой. Для облегчения дальнейшей работы необходимо тщательно фиксировать все просмотренные ресурсы (даже если кажется, что тот или иной источник не пригоден для использования в работе над курсовой работой.
Результатом предварительного анализа источников является рабочий план, представляющий собой структуру исследования. Форма рабочего плана допускает определенную степень произвольности. Первоначальный вариант плана должен отражать основную идею работы. При его составлении следует определить содержание отдельных глав и дать им соответствующее название; продумать содержание каждой главы и наметить в виде параграфов последовательность вопросов, которые будут в них рассмотрены. В курсовой работе должно быть три главы (теоретическая, аналитическая и проектная) в зависимости от выбранной проблемы, а также тех целей и задач исследования, которые намечаются в ходе предварительных консультаций с научным руководителем.
Первоначальный рабочий план представляется студентом руководителю на согласование. Неверно построенный план может привести к неверным выводам, неглубокому анализу и даже к потерям времени.
Логическая последовательность пунктов плана имеет первостепенную важность. Этапы исследовательской работы должны следовать один за другим так, чтобы прохождение каждого предыдущего этапа необходимым образом подводило к последующему.
Рабочий план курсовой работы разрабатывается студентом самостоятельно и корректируется научным руководителем. Научный руководитель курсовой работы оказывает практическую помощь студентам в выборе темы курсовой работы и разработки плана ее выполнения, в выборе методики проведения исследования, консультирует по подбору литературы и фактического материала.
Каждая курсовая работа должна иметь определенные цель и задачи, объект, предмет и методы исследования. Их необходимо сформулировать до начала непосредственной работы над текстом и согласовать с научным руководителем.
Цель курсовой работы представляет собой формулировку будущего результата исследовательской деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Другими словами, цель работы - исследовать тему вашей работы. При этом используются обороты вида: «цель работы заключается в исследовании….»; «целью данной работы является исследование…» и подобные. Учитывайте, что у курсовых работ может быть только одна цель.
Задачи конкретизируют цель; в соответствии с основной целью целесообразно выделить три – четыре задачи. Задачи исследования - это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в курсовой работе. Постановку задач следует делать как можно более тщательно, т.к. их решение составляет содержание разделов (подпунктов, параграфов) курсовой работы.
В качестве задач может выступать либо решение подпроблем, вытекающих из общей проблемы, либо задачи анализа, обобщения, обоснования, разработки отдельных аспектов проблемы, ведущие к формулировке возможных направлений ее решения.
Объект исследования - процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Метод можно определить как способ достижения цели, совокупность приемов, способов и операций теоретического или практического освоения действительности. Методы исследования, используемые в работе, зависят от поставленных целей и задач, а так же от специфики объекта исследования. Это могут быть методы системного анализа, математические и статистические методы, сравнения, обобщения, экспертных оценок, теоретического анализа и т.д.
При написании основной части курсового проекта необходимо учитывать следующее:
1) Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Общая логика написания параграфа сводится к стандартной логической схеме
«Тезис – Доказательство – Вывод» (количество таких цепочек в параграфе, как правило, ограничивается тремя - пятью доказанными тезисами).
Все разделы курсовой работы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.
Для связи глав и параграфов между собой, возможно, использовать прием заключительного перехода, который состоит в кратком подведении итогов того, что излагалось в данном разделе и аннотации следующей части работы:
Таким образом, /итак, в данном параграфе/ в данной главе мы рассмотрели/ мы пришли к выводу, что….
В следующем параграфе/ в следующей главе/ в следующей части работы/ далее мы рассмотрим/ проанализируем/ считаем необходимым представить…;
2)Использование цитат в тексте необходимо для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Отталкиваясь от содержания цитат, необходимо создать систему убедительных доказательств, важных для объективной характеристики изучаемого вопроса и для подтверждения отдельных положений работы. Во всех случаях употребления цитат или пересказа мысли автора необходимо делать точную ссылку на источник с указанием страницы;
3) Авторский текст (собственные мысли студента) должен быть передан в научном стиле. Научный стиль предполагает изложение информации от первого лица множественного числа («мы» вместо «я»). Его стоит обозначить хорошо известными маркерами: «по нашему мнению», «с нашей точки зрения», «исходя, из этого мы можем заключить что ….» и т.п. или безличными предложениями: «необходимо подчеркнуть, что…», «важно обратить внимание на тот факт, что…», «следует отметить…» и т.д.;
4) Отдельные положения курсовой работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы, диаграммы, графики. При составлении аналитических таблиц, диаграмм, графиков используемые исходные данные выносятся в приложение, а в тексте приводятся результаты расчетов отдельных показателей (если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее целиком следует перенести в приложение). В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно сформулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны. Все материалы, не являющиеся необходимыми для решения поставленной в работе задачи, так же выносятся в приложение.
Законченная курсовая работа сдается на кафедру старшему лаборанту для регистрации и далее поступает на проверку в сроки, предусмотренные календарным планом. Проверенные главы дорабатываются в соответствии с полученными от научного руководителя замечаниями, после чего студент допускается к защите.
При оформлении курсовой работы используется СТО 0493582-003-2009 (см. приложение А). Работа должна иметь титульный лист установленного образца, где указаны наименование кафедры и тема дипломной работы, Ф.И.О. студента, ученые звания, научная степень руководителя.
Оглавление включает в себя введение, номера и заголовки всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список и приложения в той последовательности, в которой они расположены в дипломной работе.
Текст курсовой работы должен размещаться на одной стороне листа формата А4 (210х297 мм) и подшит в скоросшиватель. Машинописный текст должен быть напечатан через 1,5 интервала, размер шрифта - 14. Наименование шрифта Times New Roman. Шрифт должен быть обычным, четким и легко читаемым. Текст рукописи должен быть напечатан без помарок и исправлений. Если текст пишется от руки, то он должен быть написан разборчиво и аккуратно.
Разделы курсовой работы нумеруются арабскими цифрами. Подразделы нумеруются двумя арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер 2.1 обозначает первый раздел второй главы. Номера раздела или подраздела проставляются перед их названиями.
Каждую главу необходимо начинать с новой страницы, а заголовок писать без подчеркивания прописными (заглавными) буквами. Названия подразделов пишутся строчными буквами, за исключением заглавной, с красной строки.
Расстояния между заголовками и подзаголовками должны быть равны 2 интервалам. Последующий текст пишется без интервала. Каждая глава должна начинаться с новой страницы. Все страницы основного текста должны быть заполнены более чем на 2/3. Наличие значительных пустых интервалов является нецелесообразным.
Названия разделов и подразделов должны строго соответствовать их содержанию и быть по возможности краткими. Все страницы дипломного проекта последовательно нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу, от титульного листа до последней страницы библиографического списка и приложений. Титульный лист, лист задания и оглавления номерами страниц не отмечаются.
Таблицы должны содержать необходимые сведения в сжатом виде и быть легко читаемыми. Каждой таблице должен предшествовать текст, из которого по смыслу вытекает необходимость рассмотрения нижеследующего табличного материала. Таблицы принято сопровождать анализом, но без дублирования всех приведенных в ней цифровых данных. Наименования таблиц должны быть четко тематически обозначены и соответствовать своему содержанию. Слово «таблица», ее порядковый номер и наименование пишутся в одну строку, выравниваются посередине в соответствии СТО 0493582-003-2009. Подчеркивать название таблиц не нужно.
В пределах главы таблицы нумеруются двумя арабскими цифрами, разделенными точкой: первая показывает номер главы, вторая – таблицы, например: Таблица 2.1 и т.д. Если на странице не хватает места для всей таблицы, часть ее можно перенести. Для этого ниже «шапки» таблицы нумеруются графы. Нумерация переносится на другую страницу, а выше ее справа пишется: «Продолжение таблицы 2.1».
Рисунки нумеруются двумя арабскими цифрами в пределах каждой главы, например, 1.3 – третий рисунок первой главы. В отличие от таблиц порядковый номер и наименование рисунка проставляются снизу и выравниваются посередине основного текста.
Сокращения слов в тексте курсовой работы, заголовках разделов и подразделов не допускаются. Могут применяться узкоспециальные термины. В этом случае необходимо один раз их расшифровать в скобках, например: АПК (агропромышленный комплекс), а в дальнейшем писать сокращенно.
В соответствии СТО 0493582-003-2009 цитаты из библиографических источников можно приводить полностью или с пропусками отдельных слов и словосочетаний, вместо которых ставится многоточие, вся цитата заключается в кавычки. Ссылки в тексте оформляют следующим образом:
- на библиографический список: указывается порядковый номер по библиографическому списку литературы, который выделяется квадратными скобками [5];
- на иллюстрацию: указывается порядковый номер иллюстрации, слово "рисунок" не сокращается, например, "на рисунке 1.2";
- на формулы: указывается порядковый номер формулы в скобках, например, "по формуле (2.1)";
- на таблицу: не сокращая слово "таблица", например, "в таблице 2.1".
- на приложение: слово "приложение" в ссылках не сокращается, так же как и слово "формула". Например, "в приложении В";
- на таблицу или страницу, указанную в библиографическом источнике, ссылку делают в круглых скобках (с обязательным последующим пояснением выбора) следующим образом: "принимаем Б = 1000 Н/м (таблица 2.6 /10/) для крупнозернистого бетона".
Страницы рукописи нумеруются арабскими цифрами на верхнем поле в правом углу. В пояснительных записках к работам, подчиняющимся требованиям ЕСКД, номера страниц проставляются в штампе. После цифры, обозначающей номер страницы, точку не ставят. Отсчет страниц начинается с титульного листа.
По СТО 0493582-003-2009 библиографический список должен содержать краткое библиографическое описание использованных источников и свидетельствует о степени изученности темы автором. Все источники библиографического списка располагают в следующей последовательности:
- нормативно-правовые акты (Законы, Постановления, Указы и т.д.);
- источники на русском языке в алфавитном порядке авторов или названий (если автор на титульном листе не указан);
- источники на иностранных языках.
Нумерация библиографического списка литературы должна быть сплошной от первого до последнего названия. Примеры библиографических описаний имеются в СТО 0493582-003-2009.
Качество курсовой работы оценивается по ряду критериев:
- актуальность и степень разработанности темы;
- структурированность работы (логика и сбалансированность по объему);
- творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
- полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;
- уровень овладения методикой исследования;
- глубина анализа, научный стиль и логика изложения;
- научная обоснованность и аргументированность обобщений; выводов и рекомендаций;
- соответствие между целями, содержанием и результатами работы;
- научный стиль изложения;
- соблюдение требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения;
- представление работы на защите.
Курсовая работа допускается к защите научным руководителем при условии законченного оформления и соответствия содержания работы требованиям, сформулированным в Методических указаниях по подготовке и защите курсовых работ и соблюдения сроков предоставления курсовой работы.
Основанием для недопуска курсовой работы к защите является несоответствие работы требованиям, предъявляемым к оформлению и содержанию курсовых работ по специальности (направлению) либо нарушение сроков предоставления работы без уважительных причин, либо наличием плагиата. В случае недопуска курсовой работы к защите, руководитель курсовой работы проставляет в экзаменационную ведомость оценку «неудовлетворительно».
Итоги защиты заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.