Классификация стратегических программ 4 страница
Основное назначение плановых документов федерального уровня — обеспечение Правительства РФ, его рабочих органов, субъектов федерации, рядовых граждан и общественных объединений, во-первых, научно обоснованными данными о возможных направлениях социально-экономического развития общества, базирующегося на законах рыночного хозяйства; во-вторых, системой представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, путях их достижения; в-третьих, комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и конкретных мероприятий, намечаемых к реализации в течение планируемого периода. Перечисленные проблемы решаются в процессе разработки:
• долго-, средне- и краткосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития;
• концепции социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;
• федеральных целевых программ, предусматривающих решение стратегически важных для страны задач различного временного горизонта.
В соответствии с российским законодательством все перечисленные плановые документы подлежат опубликованию.
Государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации являются результатом, с одной стороны, комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического и духовного потенциалов, накопленного национального богатства, состояния природных ресурсов, положения Российской Федерации в мировом хозяйстве, тенденций возможного изменения этих факторов воспроизводства в перспективе, а с другой — использования информации, содержащейся в таких локальных прогнозах, как демографические, экологические, научно-технические, социальные, внешнеэкономические, отраслевые и региональные.
Комплексные прогнозы социально-экономического развития могут быть:
а) общими, в которых дается развернутая характеристика перспектив развития национальной экономики в целом;
б) по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики;
в) по регионам;
г) прогнозами развития государственного сектора экономики. В целях их более эффективного использования при принятии стратегических решений эти прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах, учитывающих вероятное воз
действие внешних и внутренних факторов на национальную экономику.
Возможное в перспективе социально-экономическое положение в стране раскрывается с помощью целой системы количественных и качественных показателей, характеризующих макроэкономическую ситуацию в ней, социально-экономическую структуру общества, научно-техническое развитие, внешнеэкономическую деятельность, динамику производства, потребления, уровня и качества жизни, состояние экосистемы, образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Долгосрочные государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются на 10-летний период через каждые 5 лет. Такой порядок позволяет всегда иметь ориентиры перспективного развития страны на срок, колеблющийся в пределах от 5 до 10 лет.
На базе информации, содержащейся в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития и осуществления специальных расчетов, составляются среднесрочные прогнозы на период от 3 до 5 лет. Эти прогнозы подлежат ежегодной корректировке.
Краткосрочные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются ежегодно.
В государственном регулировании социально-экономических процессов особое место занимает Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 10 лет). В ней конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные его цели, а также пути и средства их
достижения. Разрабатывается концепция на основе государственного прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу с выделением двух среднесрочных перспектив.
В Российской Федерации принят порядок, в соответствии с которым президент страны после вступления в должность обращается к Федеральному собранию с посланием, в котором имеется специальный раздел, раскрывающий основное содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Так, в нем дается общая характеристика современного состояния национальной экономики, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства на среднесрочную перспективу, направления реализации поставленных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне. При формировании целей и постановке задач используется система важнейших макроэкономических показателей, позволяющих получить конкретное представление о количественной и качественной мерах происходящих в обществе процессов.
Рабочим документом, используемым Правительством РФ в процессе государственного регулирования социально-экономических процессов, является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Она основана на положениях, содержащихся в послании Президента Российской Федерации, и состоит из следующих десяти разделов:
1) итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;
2) концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
3) макроэкономическая политика;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционная и структурная политика;
6) аграрная политика;
7) экологическая политика;
8) социальная политика;
9) региональная экономическая политика;
10) внешнеэкономическая политика.
Для решения назревших задач стратегического характера, касающихся отдельных экономических и социальных проблем развития российского общества, рабочие органы Правительства РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ с участием заинтересованных ведомств и субъектов федерации разрабатывают федеральные целевые программы (ФЦП). Каждая такая программа имеет свой паспорт, в который заносятся следующие реквизиты: 1) наименование программы; 2) дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта); 3) государственный заказчик, директор программы; 4) основные разработчики программы; 5) цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели; 6) сроки реализации программы (подпрограмм); 7) перечень подпрограмм и основных мероприятий; 8) исполнители подпрограмм и основных мероприятий; 9) объемы и источники финансирования; 10) ожидаемые конечные результаты реализации программы; 11) система организации контроля за исполнением программы.
Как правило, в любой ФЦП описываются: содержание проблемы и необходимость ее решения на основе использования программно-целевого подхода; цели и задачи программы; основные пути решения поставленных программой задач; источники и объемы финансирования программы; механизмы реализации программы; оценка эффективности программы; организация управления программой и контроль за ходом ее реализации.
В процессе разработки прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития Российской Федерации в качестве самостоятельного раздела выделяются проекты по развитию государственного сектора экономики. Они включают показатели функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, а также содержат оценку программы повышения эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций.
Подготовленные Правительством Российской Федерации плановые документы и материалы представляются для обсуждения в Государственную думу, которая самостоятельно устанавливает порядок их рассмотрения. Одновременно с проектом федерального бюджета Государственной думе представляются:
• итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года;
• прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
• проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;*
• перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году;
• перечень федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, на предстоящий год;
• перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
• намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
Правительство РФ и его рабочие органы осуществляют оперативный мониторинг за достоверностью прогнозов, реализацией концепции, программ и федеральных целевых комплексных программ (ФЦКП). В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию содержится специальный раздел, в котором анализируется выполнение программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, уточняются программы и выделяются задачи на предстоящий год.
Во исполнение Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» Правительство РФ ежегодно дает указание Министерству экономического развития и торговли РФ о подготовке совместно с другими рабочими органами плановых документов и материалов, необходимых для регулирования развития национальной экономики на очередной год.
Современная концепция социально-экономического развития страны на период до 2010 г. и мер, обеспечивающих ее реализацию, содержится в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Ожидаемые результаты ее практической реализации представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1