Классификация стратегических альянсов

В последние годы в западной литературе появились попытки осмыслить содержание стратегических альянсов, провести их классификацию (типологию) и раскрыть наиболее существенные черты каждого их типа. При проведении классификации используются различные критерии. В этой связи определенный интерес представляют работы П. Налпо, Дж. Остерведца, Р. М. Кантера, К. Оливера и др.

Следует отметить, что поскольку в реальной деятельности возникают различные типы стратегических альянсов, то представляется достаточно сложным провести полную и всеохватывающую их классификацию, которая отражала бы все существующее разнообразие стратегических альянсов. Большинство исследователей полагают, что образование альянсов

16-3 726

466_________________________________________Раздел II. Реализация стратегии

происходит в ответ на два основных побуждения: «оборонительный» — инстинкт выживания и «наступательный» — порыв с целью достижения конкурентоспособного преимущества.

Основные причины образования стратегических альянсов отражены на рис. 11.1.

Рис. 11.1.Основные причины формирования стратегических альянсов в различных отраслях промышленности

Особый интерес в процессе проведения классификации стратегических альянсов представляет использование конкурентной модели М. Портера. Сторонники данного подхода полагают, что можно выделить три главных типа стратегических альянсов, которые основываются на:

Классификация стратегических альянсов - student2.ru

Глава 11. Управление стратегическими альянсами: теория и практика...______467

• близости и понимании;

• конкурентоспособном преимуществе;

• смешанных мотивах.

Использование модели М. Портера для проведения классификации стратегических альянсов представляет определенный интерес как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Последнее объясняется тем, что на практике образование альянсов происходит наиболее часто, и они достаточно успешно функционируют.

Ряд исследователей, анализируя и оценивая процесс образования стратегических альянсов, делают упор на то обстоятельство, что главной побудительной причиной создания стратегических альянсов служит стремление заполучить новые технологии или обеспечить «технологическую взаимодополняемость».

Вместе с тем существует и другая точка зрения, объясняющая образование стратегических альянсов не только технологическими причинами. Ее сторонники считают, что «...переход транснациональных корпораций от конкуренции к сотрудничеству объясняется прежде всего снижением темпов экономического роста и падением темпов роста производительности труда, что опасно для ТНК прежде всего с точки зрения возможной утраты позиций в мировой экономике» [133].

Отметим, что выяснение происхождения стратегических альянсов строится на предположении, что последние непосредственно связаны с определенными характеристиками, сосредоточенными вокруг рынка, социополитическими факторами и технологическими условиями, в которых функционируют вовлеченные в альянс организации. Вполне понятно, что для вхождения любой организации в состав стратегического альянса необходимы побудительные мотивы. Очевидно, в качестве начального мотивационного фактора выступает недостаток других альтернатив, применяемых для достижения стратегических целей, ожидаемых от альянса. Кроме того, зарубежные исследователи выделяют ряд других мотивационных факторов, которые учитываются любой организацией при рассмотрении вхождения в альянс. Такие моти-вационные факторы относятся к пяти основным областям:

• возможности получения технологии и (или) производственных способностей;

• получению доступа к определенным рынкам;

• сокращению финансового риска;

• сокращению политического риска;

• обеспечению конкурентоспособного паритета.

16*

Раздел II. Реализация стратегии

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

И (ИЛИ) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что стратегические альянсы, основывающиеся на данном мотивационном факторе, стали возникать в 80-е годы преимущественно в сфере производства компьютерной техники, на телевидении и в отраслях фармацевтической промышленности.

В качестве конкретного примера такого рода стратегических альянсов Б. Г. Поснер называет приобретение корпорацией «Дженерал Инструменте», занимающей достаточно сильные позиции в производстве кабелей для телевизионного промышленного оборудования, почти 50% акций компании «Сайта», которая занимается созданием компьютерных сетей [165].

По данным статистики штата Массачусетс (США), объем инвестиций, вкладываемых большими корпорациями в небольшие фирмы, в течение последних трех лет увеличился практически втрое. Примеры подобного рода альянсов можно найти и в международной практике, хотя их образуют преимущественно крупные корпорации.

Так, например, в последние годы значительно возросло число альянсов в области производства полупроводников, где экспоненциально повышающиеся затраты на разработку новых поколений чипов памяти, оборудования и микропроцессоров подталкивают большинство фирм к сотрудничеству, с тем чтобы успешно конкурировать в этой динамично развивающейся отрасли промышленности.

Аналогичные процессы характерны для таких отраслей промышленности, как автомобилестроение, металлургия, производство стекловолокна, компьютеров и композиционных материалов.

Конкретным примером фирмы, которая умеет успешно использовать революционное воздействие быстро изменяющейся технологии, является корпорация АТЕТ, которая формирует стратегические альянсы для гибкого приспособления к радикально изменяющейся технологической окружающей среде.

ПОЛУЧЕНИЕ ДОСТУПА К ОПРЕДЕЛЕННЫМ РЫНКАМ

Такого рода стратегические альянсы образуются для получения организацией доступа к новым рынкам. Примером такого типа альянсов может служить альянс, образованный американской компанией Motorola с японской компанией Toshiba. Последний предусматривает постепенную передачу компанией Motorola технологии производства микро-

Глава 11. Управление стратегическими альянсами: теория и практика,..

процессоров по мере того, как компания Toshiba будет оказывать ей помощь в проникновении на японский рынок.

Рассмотренные выше мотивационные факторы для формирования стратегических альянсов по существу имеют наступательный характер. На их основе организации образуют альянсы в целях улучшения своих конкурентных позиций.

Следующие два вида мотивационных факторов для образования стратегических альянсов носят оборонительный характер. Посредством формирования такого рода альянсов организации пытаются предотвратить ослабление своих конкурентных позиций.

Наши рекомендации