Налоговая система в условиях рынка. Кривая Лаффера

Налоговая система обеспечивает государство необходимыми денежными средствами для проведения экономической политики. Налоги − важнейший источник доходов госбюджета: на их долю приходится до 90 % всех поступлений в госбюджет.

Налог законодательно установленные обязательные и безвозмездные платежи физических и юридических лиц в пользу государства и муниципальных органов в форме отчуждения денежных средств.
Функции налогов Фискальная (аккумулирующая)   мобилизация денежных средств в госбюджет
отражает обязанности налогоплательщиков перед государством
Распределительная (социальная) перераспределение НД с целью сокращения неравенства в доходах
отражает обязанности государства перед налогоплательщиками
Регулирующая   воздействие на экономические процессы для решения конкретных задач
Принципы налогообложения (разработаны А.Смитом)
Всеобщность уплата налогов физическими и юридическими лицами любой организационно−правовой формы  
Обязательность принудительность налога  
Равнонапряженность (пропорциональность) взимание налогов по единым схемам в зависимости от размера дохода  
Стабильность (определенность) устойчивость (неизменность) видов налогов и налоговых ставок во времени  
Доступность для восприятия налогоплательщиком  
Защищенность от многократного обложения  
Налоговая система совокупность форм и методов сбора финансовых средств
Элементы налога   субъект налога     лицо, обязанное по закону платить налоги
объект налога то, что облагается налогом
доходы и имущество прямые налоги: непосредственно взимаются с владельцев собственности и получателей дохода
Примеры: • подоходный налог физических лиц • корпоративный налог на прибыль • налог на доходы от капитала по фондовым операциям • поземельный • имущественный • социальный налог (ЕСН): взносы на социальное страхование обязательное медицинское страхование пенсионный фонд
− хозяйственный оборот − отдельные товары и услуги косвенные налоги: − взимаются в сфере реализации или потребления товаров; − надбавка к цене товара или включаются в тариф
Виды: • фискально−монопольные на товары, производство которых является монополией государства • акцизы на отдельные товары, • НДС взимается на каждой стадии производства с прироста стоимости • таможенные пошлины  
налоговая ставка размер налога на единицу обложения
  Виды: • предельная (ΔT/ΔY) соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода • средняя (T/Y) • нулевая • льготная  
способ взимания налога  
• у источника изъятие налога до получения дохода владельцем
виды: * шедулярная (английская, 1842−1973 гг.)   налогом облагаются отдельные части дохода по разным ставкам
* глобальная налогом облагается совокупный доход
• по декларации изъятие налога после получения дохода
  используется для обложения нефиксированных доходов или при множестве источников их получения
• по кадастру взимание налога по реестру, включающему перечень типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам
налоговая льгота полное или частичное освобождение от налогов в соответствии с законодательством
  виды: • необлагаемый минимум объекта налога; • изъятие из обложения определенных объектов обложения (например, затрат на НИОКР); • освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; • понижение налоговых ставок; • вычеты из налоговой базы; • налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину)
Значительное разнообразие налоговых льгот приводит к ощутимому снижению реальной ставки налога по сравнению с номинальной.
соотношение между ставкой налога и доходом    
для прямых налогов →     косвенные налоги → социальные налоги налоги на собственность • прогрессивная повышение ставки налога с увеличением дохода • регрессивная снижение ставки налога при росте дохода • пропорциональная неизменная ставка налога при любом доходе (стоимости объекта обложения)
налоговая база размер дохода, подлежащий налогообложению, = валовый доход − налоговые льготы
Классификация налогов
объект обложения • прямые • косвенные
степень важности доходов для бюджета • основные обеспечивают наибольшие поступления • дополнительные
характер использования • общие не закреплены за конкретным видом расходов • специфические имеют целевое назначение
принадлежность к уровню власти и управления • государственные (центральные) • местные
− в федеративных государствах →   − в унитарных государствах → 3х уровневая налоговая система: • федеральные налоги (16) • региональные налоги (7) • местные налоги (5) 2х уровневая налоговая система: • государственные налоги • местные налоги
Недостаточность налогов местных органов власти покрывается за счет выплат из госбюджета через систему субсидий в 2х формах: 1) дотации − для покрытия дефицитов местных бюджетов ("выравнивающие трансферты") 2) субвенции − для финансирования целевых программ  
Социальная функция налогов
Использование прогрессивной, регрессивной и пропорциональной шкалы налогообложения имеют различные социальные последствия. Прогрессивная шкала, применяемая к подоходным и корпоративным налогам, соответствует принципу социальной справедливости. Вместе с тем очень важно не переусердствовать, не превысить разумные пределы, за которыми теряется это свойство, превращаясь в свою противоположность. Пропорциональная шкала применяется к расчетам социальных взносов в госбюджет и налогов на собственность.   Наиболее социально несправедливы косвенные налоги, которые платят все потребители независимо от дохода, но наибольшие потери несут лица с низкими доходами из-за неэластичности их спроса. Чем менее эластичен спрос, тем больше теряет потребитель; чем менее эластично предложение, тем бόльшая часть налога уплачивается за счет прибыли. Это характерно для короткого периода. В долгом периоде ценовая эластичность предложения растет, поэтому основная часть налогового бремени перекладывается на потребителя.   Налоговые льготы частично реализуют социальную функцию для сокращения неравенства в доходах, частично − регулирующую, в частности, для мелкого и среднего бизнеса, фермеров.  
Регулирующая функция налогов
система налоговых ставок и льготдолжнастимулировать воспроизводственный процесс   • расширение и обновление производства; • создание рабочих мест; • содействие в проведении структурной и региональной политики; • воздействие на потребление и накопление  
установление приемлемого (рационального) уровня налоговых ставок, не подрывающего стимулы деловой активности   для подоходного налога 40 − 50 % корпоративного налога 35 − 45 % НДС 12 − 18 %   Превышение этого уровня снижает деловую активность, что ведет к сокращению налоговой базы и "уходу" от налогов. Обоснованием снижения налоговой ставки до определенного уровня служит кривая Лаффера.
Кривая Лаффера показывает зависимость доходов госбюджета от динамики налоговой ставки
Снижение налогов в долгом периоде обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости, а значит, и доходов. В результате увеличатся налоговые поступления, уменьшится бюджетный дефицит и снизится инфляция.
  Налоговая система в условиях рынка. Кривая Лаффера - student2.ru 1. При t = 0 и t = 100% налоговых поступлений нет: T = 0 2. При t0 TA − max 3. При t1 и t2 величина налоговых поступлений одинакова
  1. Cложности в определении уровня налоговой ставки относительно точки максимальных налоговых поступлений: при движении от B к A снижение t увеличит налоговые платежи; при переходе от B к C сумма налогов не изменится; дальнейшее снижение t после C уменьшит налоговые поступления.   2. Снижение налогов прежде всего направлено на стимулирование AS. Однако вполне возможно, что отреагирует и AD, но степень воздействия этой меры на AD и AS неизвестна: ↓ t → ↑ AD > AS → ↑ π Налоговая система в условиях рынка. Кривая Лаффера - student2.ru сразу 3. Манипулирование налоговыми ставками требует большой осторожности, так как "недобор" налогов затрудняет проведение социальной политики, а частое их изменение создает атмосферу неопределенности.  

Наши рекомендации